Задания для самостоятельной работы студента
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
СИЛЛАБУС
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПРЕВЕНЦИЯ СУИЦИДОВ
Для специальностей направления «Образование»
Количество кредитов 2
г. Петропавловск
2016 г.
Силлабус по дисциплине «Профилактика психического здоровья и превенция суицидов» утвержден на заседании Учебно-методического совета университета
протокол № 9 от 26. 05. 2016 г.
Председатель УМС ________________________________ А.Т. Мухамеджанова
Силлабус по дисциплине «Профилактика психического здоровья и превенция суицидов» рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседаниях:
Учебно-методического совета Музыкально-педагогического факультета
протокол № 5 от 15.04.2016 г.
Председатель УМС МПФ__________________________ А.Н. Саржанова
Кафедры «Психология»
протокол № 9 от 13.04.2016 г.
Заведующий кафедрой «Психология»________________ А.К. Иманов
Силлабус по дисциплине «Профилактика психического здоровья и превенция суицидов» разработала:
- Гумель Е.Б., ст. преподаватель ________________Е.Б. Гумель
- Общие сведения
Силлабус по дисциплине «Профилактика психического здоровья и превенция суицидов» для специальностей направления «Образование»
Разработан на кафедре «Психология»
Кабинет: 414/10
Телефон: 11-57; 12-63
1.1 Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление о психическом здоровье человека; определить основные направления и методы профилактики психического здоровья и превенции суицидов.
Задачи курса:
- создать у студентов целостное представление о психическом здоровье человека;
- ознакомить с основными факторами, определяющими психическое здоровье человека;
- выработать у студентов систему знаний по профилактике психического здоровья и превенции суицидов.
Общие профессиональные компетенции:
- владение теоретическими знаниями о психическом здоровье человека;
- владение основными методами и приемами профилактики психического здоровья и превенции суицидов.
уметь:
- обосновывать выбор методов и приемов профилактики психического здоровья и превенции суицидов.
владеть практическими умениями и навыками:
- использования в работе эффективных психологических методов сохранения психического здоровья человека и профилактики суицидов;
-проведения анализа суицидального поведения;
- оказания помощи при потенциальном суициде.
1.2 Пререквизиты:психология и развитие человека.
1.3 Постреквизиты:-.
Содержание дисциплины
Таблица 1
Содержание дисциплины | Кол-во часов | Форма обучения | Кол-во часов по видам занятий/работ | |||||
Л | Пр | Лб/ | СРСП | СРС | ||||
ст | ||||||||
Тема 1:Здоровье человека как предмет комплексных междисциплинарных исследований. Проблемы психического здоровья в контексте современного общества. Определение психологии здоровья и задачи исследования. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 2: Здоровье как приспособление индивида к окружающей среде. Адаптационная модель здоровой личности. Противоречие биологического и социального как основная проблема здорового существования. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 3: Антропоцентрический подход к пониманию здоровой личности. Гуманистическая модель здоровой личности. Ее характеристики. Представление о зрелой и здоровой личности в теории Г. Олпорта Полноценно функционирующий человек по К. Роджерсу. Психически здоровый индивид, по А. Маслоу. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 4: Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья. Психологические типы как форма психического здоровья. Акцентуации личности и психическое здоровье. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 5: Внутренняя картина здоровья детей и подростков. Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка. Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка. Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья ребенка. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 6: Психическое здоровье студентов. Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов. Стресс в студенческой среде. Профилактика психического здоровья студентов. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 7: Понятие «суицид» как вид отклоняющегося поведения личности. Общие характеристики суицидального поведения. Классификация суицидов по разным основаниям. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 8: Суицид как социальное явление. Междисциплинарные аспекты понимания суицида. Социальные факторы, влияющие на рост числа суицидов в обществе. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 9: Проблема генезиса суицидального поведения. Биологическое направление в понимании суицидального поведения. Социологическое направление в понимании суицидального поведения. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 10: Факторы суицидальной опасности личности. Социально-демографические факторы. Медицинские факторы. Биографические факторы. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
Тема 11: Индикаторы суицидального риска. Ситуационные индикаторы суицидального риска. Поведенческие индикаторы суицидального риска. Коммуникативные сигналы суицидального риска. Когнитивные индикаторы суицидального риска. Эмоциональные индикаторы. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 12: Психологическая интервенция суицидального поведения. Этапы кризисной интервенции при суициде. Условия и правила реализации кризисной интервенции при суициде. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 13:Психологическая помощь при потенциальном суициде. Терапевтические «мишени» в работе с суицидентом. Рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 14: Психологическая коррекция лиц, имеющих отклонения психического здоровья. Стимулирование позитивной мотивации. Методы коррекции эмоциональных состояний. Методы саморегуляции. Когнитивное переструктурирование. Методы угашения отклоняющегося поведения. Методы формирования позитивного поведения. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | |||||||
ИТОГО | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + |
Задания для самостоятельной работы студента
Для своевременного выполнения заданий по дисциплинам следующего семестра студент заочной формы обучения должен, после окончания учебно-экзаменационной сессии, обратиться на кафедру, которая ведет дисциплину, для получения силлабуса и материалов для СРС.
Таблица 2
№ задания | Задание | Объем | Кол-во часов | |
очное | заочное | |||
1. | Составьте сравнительную таблицу альтернативных подходов к исследованию психического здоровья (нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, аксиологический и интегративный подходы). | 1-2 стр. | ||
2. | Сформулируйте ряд условий, способствующих успешной адаптации человека к различным сферам его жизнедеятельности: социально-экономической, профессиональной сферах, сфере межличностных отношений. | 2-2,5 стр. | ||
3. | Составьте собственную модель психически здоровой личности, интегрируя концепции А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и др. | 1-1,5 стр. | ||
4. | Обозначьте для типов акцентуаций характера, выделенных К. Леонгардом, те особенности, которые при неблагоприятных условиях могут стать причиной социально-психологической дезадаптации. | 2-2,5 стр. | ||
5. | Разработайте буклет на тему «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми и подростками». | 1-1,5 стр. | ||
6. | Составьте рекомендации студентам по борьбе со стрессом. | 1-1,5 стр. | ||
7. | Приведите примеры видов суицидальных проявлений. | 1-1,5 стр. | ||
8. | Проанализируйте исторические общественные события, способствующие увеличению число суицидов. | 1-1,5 стр. | ||
9. | Составьте сравнительную таблицу концепций генезиса суицидального поведения с точки зрения биологического и социологического направлений. | 1,5-2 стр. | ||
10. | Составьте психологический портрет потенциального суицидента, учитывая факторы суицидальной опасности личности. | 1-1,5 стр. | ||
11. | Составьте список вопросов, необходимых для построения кризисной помощи потенциальному суициденту, включив вопросы о степени выраженности депрессивного состояния. | 2-2,5 стр. | ||
12. | Составьте пример интервью психолога и потенциального суицидента, в котором оба приходят к совместному договору о кризисной помощи. | 2-2,5 стр. | ||
13. | Составьте таблицу «Методы стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям». Охарактеризуйте каждый из методов, укажите условия применения. | 1-1,5 стр. | ||
14. | Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессионального опыта их использования). | 2-2,5 стр. | ||
Итого: |
Расписание консультаций
Консультации проводятся в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, который находится на стенде кафедры «Психология».