Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
нить. Приводимые здесь позы я разрабатывал вместе со своими коллегами в течение многих лет работы с проблемами дыхания и мышечных напряжений. Еще одна вещь, которая очень помогает пациентам, состоит в следующем. Необходимо опереться спиной на специальный стул, а затем перевеситься назад так, как это показано на рисунке 19. Данная поза позаимствована из естественной склонности человека прогнуть спину и откинуться назад за спинку стула, после слишком долгого сидения на нем. Такая арка растягивает мышцы спины, высвобождает напряжения в области диафрагмы и обеспечивает глубокое дыхание. Я всегда использую эту позу, сочетая ее с той, что изображена на рисунке 18, поскольку последняя реверсирует растяжение и возвращает пациента на землю.
Рисунок 20 изображает пациента в позе гиперэкстензии. Она очень эффективна для растягивания мышц передней стороны бедер, которые часто бывают довольно спастичны. Поскольку таз свободно подвешен, он, как правило, начинает спонтанно двигаться, когда человеку удается расслабиться. Эти непроизвольные движения тела очень важны для высвобождения напряжения. Они тоже приносят пациенту ощущение живого тела. Когда в такт дыханию волна ощущений проходит сквозь тело в ноги и стопы, пациент чувствует себя целостным, единым. При этом он может сказать: «Я чувствую все одним куском».
Пассивные позиции, описанные выше, используются для того, чтобы привести пациента в контакт с его собственным телом, усилить телесные ощущения и вызвать высвобождение напряжения через тремор и непроизвольные движения. Поскольку они углубляют дыхание и возбуждают тело, их выполняют постоянно, начиная ими большинство сессий. Затем следуют некоторые активные движения, которые я хочу описать дальше. Повторное использование пассивных поз оказывает кумулятивный эффект. С каждым разом пациенту становится все легче дышать, его дыхание становится свободным. Соответственно, в теле возникает больше ощущений. Большинство моих пациентов находят эти позы столь полезными, что выполняют их дома по утрам. Такая практика усиливает контакт с телом и вносит свою долю в процесс терапии.
Рисунок 19 |
Пациенты рассказывают, что эти позы стимулируют тело и помогают им начать день.
Рисунок 20
Помимо пассивных поз и в дополнение к ним, мы используем активные движения, которые помогают ощутить и выразить чувства более направленно. На рисунке 21, к
262
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
примеру, показана пациентка, которая бьет по кушетке теннисной ракеткой. Это движение дает возможность высвободить агрессию и развить координацию и контроль. Мужчины лупят по кушетке кулаками.
Сначала при выполнении ударов руками или ногами по кушетке движения бывают фрагментарными и некоординированными. При ударах в позиции стоя люди склонны замахиваться только руками, в то время как спина и ноги остаются относительно неподвижными. Когда человек, лежа на кушетке, лупит по ней ногами, он агрессивно использует нижние конечности, а голова и верхняя часть тела остается ригидной и не принимает участия в движении. В таких случаях названные мной движения кажутся упражнениями, и пациенты часто жалуются, что не получают чувства высвобождения и удовлетворения от них. Отсутствие координированности является признаком того, что человек не полностью включен в движение, то есть активность не охватывает всего тела. Когда координированность повышается, экспрессивные движения приобретают целостность и становятся эмоциональным переживанием.
Неспособность пациента полностью включить свое тело в действие можно лечить двумя способами. Его бессознательное сопротивление можно психологически анализировать, но, кроме этого, необходимо физическое развитие координации. Обычно, пациент рационализирует неспособность полностью включиться в активность, говоря, что у него нет причин злиться и т. д. Это пример шизоидного защитного маневра. У каждого из нас есть на что разозлиться, иначе бы мы не обращались к терапевту. Может оказаться, что человек всегда боялся выразить злость. Можно сказать ему, что здоровый человек способен отождествиться с чувством злости и что это позволяет ему координированно и интегрированно лупить ногами или руками по кушетке. Когда пациент поймет, что его некоординированность отражает неспособность выразить чувство, он примет те физические процедуры, которые не принимал раньше, как необходимые для его продвижения.
Способность выразить эмоцию пропорциональна мускульной координированности. Хорошо координированные люди двигаются и действуют грациозно. Все тело активно участвует в каждом жесте и движении. Поэтому каждое движение такого человека эмоционально и его можно назвать эмоционально живым. Человек с отклонениями так двигаться не может. Его обычные движения либо жестки и неловки, либо атаксичны и грубоваты. Он может проявлять необычную грациозность в каком-то определенном виде активности, в которой он натренирован и в которую может полностью вложить себя. Многие актеры, танцоры и атлеты демонстрируют эту грациозность и координированность в каком-то виде действий, несмотря на то, что страдают тяжелыми эмоциональными проблемами. Однако в повседневных ситуациях легко заметить, что движения их тел отражают отсутствие легкости и ощущения безопасности.
Когда пациент научился расслабляться или отпускать себя при выполнении ударов ногами по кушетке, повышается общая координированность его мускулатуры. Это не значит, что он теперь знает, как надо бить. Координация, развивающаяся путем сознательного приобретения навыка, ограничивается только этим навыком. В процессе таких действий, как удары по кушетке ногами и руками, пациент сталкивается со своим страхом и противопоставляет ему движения, которые представляют собой эмоциональную экспрессию. Включаясь в эту активность, он преодолевает страх иррационального. С помощью этих упражнений тело само исцеляет себя. Игры детей служат той же цели. Разыгрывая нереальные ситуации, дети бывают серьезны и эмоциональны в своих откликах. Взрослые, которые подавили в себе ребенка, рационализируют любые свои действия.
Лупить по кушетке, лежа на ней, — отличная возможность восстановить детскую способность. Эта процедура интродуцирует в действие инфантильный элемент и позволяет пациенту «выйти из себя» более свободно. Человек может лупить кушетку как прямыми ногами, так и
264