Способы дисциплинирования

Многие родители не знают, как научить своих детей уважать установленные ими ограничения. Они прочитыва­ют бесчисленное количество книг и статей о различного рода наказаниях, ограничениях. Хотя эта проблема и вы­ходит за рамки обсуждаемых в данной книге вопросов, все же несколько советов смогут помочь ищущим ответа ро­дителям:

1. Последствия поступков предназначены для того, чтобы усилить в ребенке чувство ответственности и контроля за свою жизнь. Дисциплина, в результате которой ребенок чувствует себя еще более беспомощным, нисколько не по-

могает. Шестнадцатилетняя девушка не поймет, что учить­ся необходимо, если вы будете силой тащить ее в класс. И через два года, когда она поступит в колледж, ей придется столкнуться с определенными трудностями. Гораздо боль­ше шансов на успех имеет система наград и последствий, которая поможет ей выбрать наиболее подходящее для нее учебное заведение.

2. Последствия должны соответствовать возрасту. Вам нужно задаться вопросом: какой смысл я вкладываю в дис-циплинирование? К примеру, шлепанье унижает и сердит подростка; однако для четырехлетнего ребенка оно может оказаться полезным и способствовать формированию его внутренней структуры, если, разумеется, правильно его применять.

3. Тяжесть последствий должна соотноситься с тяже­стью проступка. Закон предусматривает различные сроки тюремного заключения за различные преступления. Так же и вы должны уметь отличать мелкие проступки от серь­езных нарушений. Иначе самые суровые наказания ли­шаются смысла.

Один клиент как-то сказал мне: «Меня секли и за ме­лочи, и за серьезные проступки. Поэтому я перестал ме­лочиться и начал «шалить» только по-крупному. У меня просто сложилось впечатление, что так эффективнее». Если вас все равно приговорили к смертной казни, то какой смысл быть хорошим?

4. Целью внешних барьеров является выработка у ребен­ка внутренней мотивации, при которой он сам устанавлива­ет «правила игры» и сам пожинает последствия за их нару­шения. Успешное воспитание говорит о том, что наши дети спокойно встают утром с постели, идут в школу, сочув­ствуют и помогают другим, потому что это важно для них самих, а не только для нас. Истинное взросление приходит только в тот момент, когда любовь и ограничения являют­ся неотъемлемыми частями характера ребенка. Иначе мы воспитываем уступчивых попугаев, которые со временем разрушат самих себя.

На родителей возложена ответственность, требующая чрезвычайно серьезного и трезвого подхода: выработать в ребенке стремление устанавливать свои собственные барь­еры и научить его уважать барьеры других людей. Эта от­ветственность серьезна, лотому что так говорит Библия: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подверг­немся большему осуждению» (Иак. 3:1).

Разумеется, нет никакой гарантии, что к нашим на­ставлениям прислушаются. На детях лежит ответственность слушать и учиться. Чем они старше, тем в большей степе­ни ответственны. Все же, разбираясь в своих собственных проблемах с барьерами, неся за них ответственность и про­двигаясь в духовном развитии, мы будем иметь больше уве­ренности в том, что наши дети овладеют умением соблю­дать свои и чужие барьеры. Когда они войдут во взрослый мир, это умение понадобится им каждый день.

Наши рекомендации