Нормативный, коммуникативныйиэтический

Лексикапублицистического стиля отличается разнообра-зием, широкой образностью, соединением контрастных по стилевой окраске слов, наличием устойчивых речевых оборотов – клише

В области словообразования в публицистическом стиле отмечается большая активность иноязычных приставок и суффиксов: пост-, мега-, транс-, гипер-, -изм-, -ациj-.

В публицистическом тексте повествование обычно ведется от первого лица.

12. Виды чтения

Наиболее распространенный вид – изучающее чтение. Это довольно медленное чтение со скоростью 60 слов в минуту

Другим видом является ознакомительное чтение. Это, как правило, чтение «про себя» со скоростью 150-200 слов в минуту (для сравнения: скорость говорения составляет 120 слов в минуту). Процент активного понимания составляет 65-75% от прочитанного.

Известно также просмотровое чтение. Это самый быстрый вид чтения. Скорость такого чтения достигает 500 слов в минуту, а понимание – 25%.

Надо отметить, что с развитием компьютерных технологий все большее распространение получает поисковое чтение

13. Аспекты культуры речи.

нормативный, коммуникативныйиэтический.

14. Типы речевых культур.

Элитарный тип . Среднелитературный тип .Разговорный

15. Коммуникативные качества речи.

Целесообразность,понятность . богатство и разнообразие речи

16. Типичные ситуации речевого этикета.

Типичные ситуации речевого этикета: обращение; знакомство, приветствие; прощание; извинение, благодарность; поздравление, пожелание; одобрение, комплимент; сочувствие, соболезнование; приглашение; совет, просьба; согласие, отказ.

17. Виды речевой деятельности.

Существуют 4 вида речевой деятельности: аудирование (слушание); говорение; чтение; письмо.

18. Виды слушания.

Нерефлексивнымназывается такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное.рефлексивный предполагает активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении своих мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.

19. Виды рефлексивных ответов.

четыре вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

20. Правила эффективного слушания.

Существует несколькоправил эффективного слушания, сформулированных И. Атватером:

· не уходите от ответственности за общение; помните, что в общении участвуют как минимум два человека: один говорит, другой слушает (причем в роли слушающего собеседники выступают попеременно);

· будьте внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт; убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете;

· сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, поскольку слушание требует сознательной концентрации внимания, а сосредоточенным внимание может быть недолго;

· старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника; помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» – в соответствии с социально принятыми нормами; воспринимайте не только информацию, но и передаваемые чувства;

· придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику, это создает благоприятную атмосферу для общения; чем большее одобрение чувствует говорящий, тем точнее он выразит то, что хочет сказать; любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

21. Специфические словообразовательные способы и средства, присущие административно-деловому жаргону.

. Это морфологические производные с приставками:

· за-: волокитить – заволокитить, чистить – зачистить, действовать – задействовать, просить –;

· от-:следить– отследить / отслеживать, смотреть – отсмотреть, звонить – отзвонить(ся);

· про-: писать – прописать, платить – проплатить.

22. Источники административно-делового жаргона.

23. Приемы расположения к себе собеседника (по Д. Карнеги).

· Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени человека, с которым вы разговариваете Собе седник подсознательно испытывает доверие к источнику положительных эмоций.

· Прием «зеркало отношения» (выражаемый формулой mind your face) связан с тем, что мы испытываем симпатию к собеседнику, на лице которого, как в зеркале, отражается хорошее отношение к нам.

· Прием «золотые слова» заключается в использовании слов, содержащих небольшое сознательное преувеличение положительных сторон собеседника. Психологи называют такие слова комплиментами и считают их важнейшим элементом формирования положительного эффекта в служебных делах.

· Прием «терпеливый слушатель» представляет собой умение терпеливо и внимательно слушать собеседника. Этот навык также помогает расположить к себе человека

24. Недостатки в стратегии ведения переговоров (по О. Эрнсту).

· «холодный запуск»– партнер вступает в переговоры, не обдумав в достаточной степени их необходимость, цель и возможные последствия. В этом случае он будет делать лишь «ответный ход», то есть реагировать, а не действовать. Инициатива будет исходить не от него;

· «отсутствие программы»–у партнера нет четкого плана действий относительно достижения максимальных и минимальных целей. Разумнее вести переговоры, предусмотрев различные варианты действий;

· «главное, чтобы меня это устраивало»–партнер настолько увлечен отстаиванием собственных интересов, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, «блокируют» собеседника, у которого пропадает желание вести переговоры;

· «пускать все на самотек»–партнер не имеет конкретных предложений, аргументов и критериев оценки предмета переговоров, не высказывает детальных требований, не имеет четкого представления о позиции и возможной реакции противной стороны. Эффективность переговоров снижается в силу их недо-статочной подготовленности;

· «коммуникативные ловушки»–достижение целей переговоров затрудняется по причине неправильного поведения одного из участников, который: не слушает партнера; постоянно пытается перейти от диалога к монологу; проявляет излишнюю эмоциональность, несдержанность; упрямо отстаивает свою позицию, никак не аргументируя ее; вместо новых фактов приводит только известные или мешающие решению проблемы доводы.

25. Правила делового телефонного разговора.

если звонят Вам, то, отвечая на телефонный звонок, следует:

· поднять трубку до четвертого звонка телефона;

· сказать Доброе утро (Добрый день), назвать организацию, которую Вы представляете, или свой отдел, представиться (сообщить фамилию и должность);

· спросить: Чем я могу вам помочь?

· если собеседник не назвал себя и причину своего звонка, выяснить это с помощью фраз: Простите, с кем я говорю? Чем я могу вам помочь? Как Вас представить?

· сконцентрироваться на разговоре и внимательно выслушать собеседника;

· предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время;

· обычно телефонный разговор заканчивает его инициатор, но, если разговор явно затянулся, вы можно сослаться на невозможность продолжать его по уважительным причинам: Извините, ко мне должны прийти… Не могли бы мы перенести наш разговор, сейчас у меня важная деловая встреча…);

· использовать специальные бланки для записи телефонных разговоров.

Если звоните Вы:

· уточните, говорите ли вы с той организацией, куда хотели позвонить;

· назовите себя и причину вашего звонка;

· если того, с кем вы договорились о телефонном разговоре заранее, нет на месте или он занят, попросите передать,
что вы звонили, и оставьте информацию, когда и где вас можно найти;

· если вы не знаете, в чьей компетенции находится ваш вопрос, не стоит излагать суть дела тому, кто первым поднял трубку. Вежливо уточните: С кем я могу поговорить по поводу…?

· если необходимый вам человек отсутствует, поинтересуйтесь, когда лучше ему позвонить.

К телефонным табу, в частности, относятся:

· Я не знаю. Лучше сказать: Хороший вопрос. Разрешите, я уточню это для вас;

· Мы не сможем этого сделать. Рекомендуется всегда сосредоточиваться на том, что вы можете сделать, а не на обратном;

· Вы должны… Следует говорить: В Вашем положении лучше сделать следующее… ;

· Подождите секундочку, я скоро вернусь. Если Вам необходимо срочно отлучиться, попросите разрешения перезвонить в удобное для абонента время;

· Нет, произнесенное в начале предложения, невольно приводит к тому, что путь к позитивному решению проблемы усложняется.

26. Виды дипломатических документов.

В деловой и дипломатической сфере обязательным является наличие визитной карточки.

В дипломатической практике визитная карточка используется не только для представления ее владельца. С помощью кратких символов, которые пишутся в левом нижнем углу, можно
выразить:

поздравление p.f. pour féliciter
поздравление с Новым годом p.f. N.A. pour féliciter Nouvel An
благодарность p.r. pour remercier
соболезнование p.c. pour condoléance
заочное представление вновь прибывшего лица вместо личного визита p.p. pourprésenter  

27. Максимы речевого общения.

· Максима такта (Не нарушай границ личной сферы!). Это максима деликатного отношения к личной сфере партнера.

· Максима великодушия (Не затрудняй других!). Это максима необременения собеседника. не следует связывать партнера обещанием или клятвой, требованием дать немедленный ответ по причине особых финансовых или других объективных причин.

· Максима одобрения (Не ругай других!). Это максима позитивности в оценке других

· Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!). Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является, по возможности, реалистичная и объективная самооценка.

· Максима согласия (Избегай возражений!). Это максима неоппозиционности. Она предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, «снятие конфликта» путем совместной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

· Максима симпатии(Демонстрируй благожелательность!). Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Недоброжелательность делает речевой акт безуспешным.

· Максима взаимной вежливости состоит в том, что не только ее нарушение, но и неумеренное, слишком усердное соблюдение вызывает дискомфорт.

28. Жанры устного речевого общения.

· беседа – обмен сведениями и мнениями (может быть бесцельным);

· разговор (отличается от беседы целенаправленностью);

· спор – обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины.

29. Принципы общения, которые необходимо укреплять в мультикультурном коммуникативном сообществе.

Некатегоричность, предполагающая умение избегать резких словесных оценок событий и друг друга

Неимпозитивность (стремление не навязывать собеседнику себя, не вмешиваться в его дела)

Требуются специальные меры по формированию толерантного сознания, овладению специфическими речевыми формулами.

30. Принципы эффективного общения.

· искренне интересуйтесь делами других. Человеческая жизнь и деятельность – это всегда кооперация, совмещение усилий многих людей. Надо отказываться от коммуникативного пессимизма – привычки всех критиковать, проявлять недовольство
окружающим миром. Именно среди людей, занятых исключительно собой, чаще всего встречаются неудачники. Следуя
Нагорной проповеди Христа, нужно относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы другие относились к Вам;

· будьте хорошим слушателем и поощряйте своих собеседников говорить о самих себе. Хорошие слушатели встречаются реже, чем хорошие ораторы. Человек, который умеет побуждать других говорить о себе и внимательно слушать, считается отличным собеседником, даже если при этом сам мало говорит;

· старайтесь говорить о том, что интересно Вашему
собеседнику;

· внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности, так как человек ищет одобрения со стороны тех, с кем говорит. В процессе общения вы должны показать, что готовы поучиться у своего собеседника. Избегайте говорить человеку, что он не прав. Уважайте его мнение;

· драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

· старайтесь отдавать приказы и распоряжения в вопросительной форме, используя приемы непрямой коммуникации
(Не могли бы Вы исправить отчет? – вместо: Исправьте отчет.);

· демонстрируйте открытость, чаще улыбайтесь. Улыбка длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда;

· запоминайте имя человека и демонстрируйте свое знание. До начала переговоров необходимо запомнить имена их участников или расставить на столах двусторонние таблички.

31. Тактика ведения переговоров.

Тактика ведения переговоров предполагает определенные умения:

· установить четкие временные рамки (регламент);

· переходить сразу к сути встречи, без обсуждения второстепенных вопросов;

· беречь наиболее веские аргументы напоследок;

· выработать психологический подход к каждому участнику;

· при возникновении разногласий побеседовать с каждым в отдельности;

· не стимулировать столкновение;

· объявить перерыв (паузу), если переговоры застопорились;

· чередовать выступления темпераментных и хладнокровных членов одной делегации;

· учитывать национальную специфику участников.

32. Основные признаки просторечия.

Просторечие оценивается как порча языка, но тем не менее обладает своеобразной нормой, которая не подвергается кодификации, хотя ее черты можно систематизировать. Это:

· повышенная громкость речи, особенно в телефонном общении на улице, в разговоре на расстоянии; фарингализация («сиплый голос»);

· своеобразная интонация растягивания;

· оригинальные звукоизобразительные приемы (специфическое хихиканье в очень высокой визгливой тональности, громкие крики и вопли, междометие вау!), пониженный тембр голоса у мужчин, свист;

· бытовые провокации («подколы», «наезды»), грубые шутки («приколы»), превентивные, часто беспричинные
обвинения;

· отсутствие табуирования мата: он выступает как своеобразный код, по которому опознают своих. Некоторые бранные слова десемантизируются и приобретают функции экспрессивных частиц;

· повышенная агрессивность речевого акта, в ходе которого собеседник воспринимается как враг;

· активность жаргонизмов (бабки, беспредел, дать по рогам);

· широкое использование слов-паразитов: типа, короче, конкретно, как бы, реально, жесть;

· несоблюдение орфоэпических норм: свекла, договор, километр, звонит, красивее;

· появление эвфемизмов при переключении на «вежливый», по мнению носителей просторечия, регистр речи:
покушать (лит. поесть), отъехать (лит. уехать), подъехать (лит. приехать);

· использование в образовании форм имен собственных специфических суффиксов: -ок-, -ян-, -он-, -ох-, ø (нулевой суффикс): Ленок, Толян, Димон, Тимоха, Макс;

· употребление в общении исключительно ты-форм;

Носители литературного языка и просторечия понимают друг друга, но оперируют разными языковыми системами.

33. Нравственные представления носителей просторечия.

Нравственные представления носителей просторечия:

· нравственный релятивизм, расплывчатость нравственных представлений (у каждого своя правда);

· фатализм (от судьбы не уйдешь);

· гедонизм (живем один раз) (гедонизм– греч. hēdonē ‘наслаждение’ – идеалистическое направление в этике, утверждающее, что стремление к удовольствию есть высшая цель жизни. В Древней Греции эта теория связана с именем Аристотеля. Затем ее дополнил Эпикур, последователи которого получили название эпикурейцы);

· психологический эгоизм, убеждение, что альтруизма не существует (не делай ничего бескорыстно).

Все это объясняет терпимое отношение представителей просторечия к криминалу, уверенность в том, что виноват не преступник, а жертва (ограбили – нечего копить; убили – не ходи поздно ночью; изнасиловали – не входи в лифт с незнакомым, не носи короткие юбки).

34. Стереотипы поведения носителей просторечия.

Стереотипы поведения носителей просторечия:

· манипулятивность (стремление использовать возможности другого человека в своих целях);

· агрессивность;

· заискивание перед сильным;

· основная форма времяпрепровождения – гулянка (пьяное застолье), дебош, кураж, агрессивные насмешки над окружающими, которых они презирают за нежелание разделить их интересы.

35. Эстетические идеалы носителей просторечия?

Отношение носителей просторечия к искусству:

· любимый вид «искусства» – телевидение (сериалы, выступления пародистов, телевикторины, ток-шоу). Государство поддерживает вкусы носителей просторечия, о чем свидетельствует политика в области массового телевещания;

· музыка – «попса» как фон для пьяных разгулов;

литература – детективы, дамская проза, анекдоты

36. Лингвистические особенности просторечия.

· опредмечивание отвлеченности – пренебрежение различием абстрактное – конкретное: Мы кормили сахарной свеклой все животноводство; Теневая экономика скупит все земли; В нашей школе средний контингент;

· упрощение (огрубление) – пренебрежение семантическими различиями лексем: мешать – тормозить; платить – оплачивать; одеть – надеть (Изгнание слова надеть можно признать уже свершившимся фактом.);

· бытовая литота: неглуп, неплохо, мягко говоря;

· широкая плеонастичность речи (плеоназм – это структурно-семантическое излишество, в отличие от тавтолгии– повтора однокоренных слов: Писатель написал письмо критику).

37. Параметрическая модель коммуникативного поведения (основные характеристики).

· Контактность

В русской коммуникативной структуре допустим физический контакт. Очень распространен ритуал рукопожатия (в этом с русскими могут соперничать только немцы). Это жест преимущественно мужской. Инициирует рукопожатие лицо более высокого ранга или женщина.

В русской коммуникативной традиции можно деликатно дотрагиваться до лиц противоположного пола, в учебном процессе – до учащегося. Это рассматривается как дружеское расположение, а не как приставание.

На взгляд жителей Северной Европы, русские слишком много целуются и обнимаются, но с точки зрения испанцев и итальянцев – мало.

Русские любят общаться, легко заговаривают с незнакомыми, быстро вступают в контакт и знакомятся, стремясь скорее преодолеть формальные преграды. Русские достаточно эмоциональны и непредсказуемы в ходе общения, зачастую излишне откровенны и бесцеремонны.

В России не принято выражать свои интимные чувства на людях, хотя в просторечной среде это постепенно распространяется.

· Неформальность

Русские демократичны в общении, любят общаться без церемоний, запросто; вторгаются в личную сферу собеседника, как им кажется, из лучших побуждений. В русской коммуникативной среде свободно обсуждаются запретные темы: политика, религия, секс, профессиональные навыки конкурентов и их личная жизнь, доходы, возраст, вес.

· Самопрезентация

В общении отмечается стремление установить коммуникативную доминантность: в компании русский человек любит «блеснуть», сказать «последнее слово» в споре. Отмечается свобода подключения к общению (в западной традиции недопустимо включаться в чужую беседу и перебивать собеседника).

· Пониженная вежливость

Императивность русских этикетных норм (то есть обязательность их применения) пониженная.

По меткому замечанию Н.В. Гоголя, русский человек не любит признаваться в своих ошибках и с трудом отвечает на вопросы: Не знаю (это явление получило название синдром Ивана Сусанина). Временами русские грубы, особенно в телефонных беседах; мат в общении не пресекается. Но внимание к старшему поколению выше, чем на Западе, а в бывших южных союзных республиках его уровень еще выше.

Постоянные призывы к вниманию на массовых мероприятиях означают, что в русской коммуникативной культуре оно редуцировано. Иностранцев удивляет, что русские не слушают докладчиков, часто перебивают говорящего и стремятся скорее вступить в спор, неожиданно покидают аудиторию во время выступления оратора.

· Регулятивность

С точки зрения западноевропейцев, русские постоянно вмешиваются в дела других и пытаются регулировать их поведение. Русский человек может открыто предъявлять претензии незнакомым, часто высказывает посторонним замечания (особенно в транспорте). В русском сознании считается, что плохо, когда «никому ни до чего дела нет».

В русской коммуникативной традиции принято предупреждать незнакомых о возможных неприятностях.

· Конфликтность

Русские любят спорить и в ходе спора проявляют бескомпромиссность. Вспомним начало поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: семеро мужиков, забыв о своих делах, увлеклись спором и ушли за 30 верст от дома, затем подрались, забыв причину спора. Русские совершенно нетерпимы к чужому мнению. Они категоричны, любят критику и самокритику, но, если их самих критикуют иностранцы, сразу горячо протестуют. В этом проявляется противоречивость русского коммуникативного поведения.

В русской коммуникативной среде отмечается допустимость конфликтной тематики, категоричность формулировок и решений: или – или, да – нет. Бесконфликтное общение воспринимается как неумение постоять за себя и не поощряется.

· Откровенность

В русской коммуникативной среде приветствуется откровенный разговор (разговор по душам). Русский раскрывает свою душу малознакомому человеку и любит заглянуть в чужую. Осуждается человек, уклоняющийся от разговора «по душам» (не наш!).Для русской коммуникативной традиции характерно негативное отношение к светскому общению («ненастоящему»), к разговору на общие темы.Русским свойственно любопытство и стремление к широте обсуждаемой информации. Русские высказываются по любому вопросу, независимо от степени информированности. Частые темы разговора – общие знакомые и их дела. В целом отмечается интимность запрашиваемой информации и широта сообщаемой, оценочность в общении, категоричность.

· Коммуникативный пессимизм

Даннуючерту русских отмечает большинство иностранцев. Возможно, это связано с древнейшей народной традицией – стремлением избежать сглаза. На вопрос: Как дела? обычно дается ответ: Ничего, в отличие от английского: Fine!

Русские любят жаловаться на плохую жизнь и задают слишком много вопросов, при этом уровень их интеррогативности (от англ. interrogative – ‘любопытный, бесцеремонный’) очень высок.

· Коммуникативный эгоцентризм

Русских отличает коммуникативный эгоцентризм, то есть переключение внимания на себя в любом разговоре. Даже когда человек рассказывает о невзгодах, постигших его, собеседник может прервать его собственными жалобами на подобную тему. Похвала в русской коммуникативной среде используется редко. Незначительное место занимает в общении и комплиментарность: русские не умеют говорить комплименты, стесняются благодарить за них.

· Сверхкраткая дистанция

С точки зрения европейцев, дистанцияобщения у русских сверхкраткая: они слишком близко подходят к собеседнику и садятся вплотную друг к другу (на Западе это рассматривается как заигрывание), очень терпеливы к давке в толпе.

· Нерегламентированность общения

Русский диалог может идти долго, а монологи по длительности превосходят западноевропейские, часто выходя за рамки регламента. Русские могут перебивать собеседника, не склонны скрывать отсутствие интереса к теме беседы.

38. Доминантные черты русского коммуникативного поведения.

Таким образом, выделяются следующие доминантные черты русского коммуникативного поведения: высокая степень общительности, эмоциональность, искренность; приоритетность неформального общения; пониженная императивность этикетных норм; низкое внимание при восприятии речи собеседника; пониженный уровень вежливости; высокая регулятивность общения; менторская доминантность; высокая бескомпромиссность; приоритетность разговора по душам; широта обсуждаемой информации; высокая степень оценочности информации; коммуникативный пессимизм; бытовая неулыбчивость; короткая дистанция общения и допустимость физического контакта; коммуникативный эгоцентризм; пониженный коммуникативный самоконтроль; устойчивое пренебрежение интересами окружающих.

39. Функции улыбки в русском коммуникативном поведении.

Улыбка русских весьма своеобразна. Она выполняет совершенно иные функции, чем в европейской культуре, и не является сигналом вежливости, как в американском и японском коммуникативном поведении. (Для сравнения: в Японии девушки у входа на эскалатор в крупных универмагах улыбаются и кланяются каждому посетителю до 2500 раз в день.)

Иностранцы отмечают феномен бытовой неулыбчивости русских. Она выступает как одна из наиболее ярких национально специфических черт русского невербального поведения.

У русских постоянная улыбка называется «дежурной» и не одобряется в обществе. Не принято улыбаться незнакомым, потому что улыбка – сигнал личного расположения. В сфере обслуживания существует устойчивая традиция – не улыбаться. Для улыбки должна быть причина (ср. поговорку: Смех без причины – признак дурачины). Бытовая неулыбчивость во многом поддерживается русским фольклором: И смех и грех; Смехом сыт не будешь; Смех до добра не доведет; Смеется тот, кто смеется последним.

40. Коммуникативный эталон в представлении носителя русского языка.

С их точки зрения, образцом считается человек, который умеет хорошо слушать и вовремя дать совет, который способен убедить собеседника и прийти к консенсусу, не навязывающий свою точку зрения, образованный, эрудирован-ный, дружелюбный, откровенный, сдержанный, вежливый, оптимист, с чувством юмора, хорошими манерами и опрятный.

41. Правила, демонстрирующие уважение к собеседнику.

П В русской коммуникативной среде сложился определенный набор правил, демонстрирующих уважение к собеседнику: подать / помочь снять женщине пальто; пропустить женщину при входе в дверь, первому зайти в лифт, идти впереди женщины по лестнице; подать руку женщине при выходе из транспорта; встать, когда встает / входит дама, уважаемый или пожилой человек; уступить место старшему; проводить гостя до двери, до выхода; снять солнцезащитные очки при разговоре; смотреть собеседнику в лицо; говорить ровным тоном, не повышая голоса; не следует, слушая собеседника, что-либо вертеть в руках.ричины коммуникативных неудач.

42. Характерные признаки спора.

Спор имеет некоторые характерные признаки:

· в ответ на тезис оппонент обязательно выдвигает антитезис;

· обе стороны приводят доводы в поддержку своих позиций;

· каждый из оппонентов подвергает критике позицию противника.

43. Основные виды спора (по целям и по средствам).

По цели споры делятся на два типа: споры для победы и споры об истине.

Спор для победы, к которому относится подавляющее большинство споров, – это спор о нравственных ценностях: добре и зле, равенстве, любви к ближнему, сострадании и т.п. В нем утверждаются личные оценки. Цель данного спора – победа собственной точки зрения, а неустановление истины.

Споры об истине (то есть о точности описания) встречаются по преимуществу в науке, но и там они нередко, особенно в гуманитарных науках, переходят в споры о ценностях.

По средствам споры делятся на те, в которых используются корректные и некорректные приемы.

44. Корректные и некорректные приемы в споре.

Корректные приемы:

· Инициатор спора должен стремиться к тому, чтобы спор развивался по его сценарию. Поэтому лучшая стратегия в споре – наступление.

· Следует владеть приемом отвлечения внимания противника от той мысли, которую говорящий хочет провести без критики. В этом случае выдвигают другую, на которой оппонент концентрирует свое внимание, вследствие чего пропускает более важную для стратегии спора мысль.

· Немаловажно уметь использовать прием перекладывания «бремени доказывания» на противника – это фактически предложение ему всесторонне аргументировать свое положение как исключение из всех известных правил.

· Еще одним важным тактическим приемом является поражение противника его собственным оружием– путем выведения неожиданных для противника следствий из его же доводов.

· Очень существенным моментом в стратегии спораявляется внезапность, поэтому необходимо «придержать» самые неожиданные и важные аргументы до конца спора.

Некорректные приемы:

Наиболее грубыми считаются механические уловки:

• намеренное запутывать противника;

• неожиданно выйти из спора;

• не дать противнику возможности говорить (перебивать, затыкать уши);

• организовать «полуслушателей», восхваляющих доводы одной стороны и демонстративно скептически относящихся к доводам другой (Превосходно! Плохие доводы!);

• апеллировать к тайным мыслям и невыраженным по-буждениям, которые якобы известны противнику;

• использовать физическое насилие.

45. Допустимые и недопустимые психологические уловки в споре.

Допустимые психологические приемы в споре:

• оттягивать возражение. Если трудно найти основания для немедленного возражения, ловко и незаметно ставят дополнительные вопросы, хотя вовсе не нуждаются в них. Особенно это необходимо тем людям, психологическое состояние которых неустойчиво, людям нервным или застенчивым, испытывающим шоковое состояние опустошения от неожиданного довода

• не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо излагать свою точку зрения, иначе при перемене обстоятельств ее будет трудно модифицировать;

• взять слово в конце спора, когда все доводы выступавших уже известны и противник не может дать развернутый ответ.

Существует также целый ряд недопустимых психологических приемов, которые могут вывести оппонента из равновесия:

• использование ложных и недоказанных аргументов, сопровождаемых фразами: Всем известно… ; Никто не станет отрицать… ; Ни для кого не секрет и т.п.;

• намеренное запугивание оппонента;

• выведение противника из состояния равновесия (самая грубая и обычная уловка – сказать что-нибудь неприят-ное);

• быстрый темп речи, нарочито усложненный способ выражения смысла, быстрый переход от одной мысли к другой.

46. Основные правила ведения спора.

правила ведения спора:

• не следует спорить без особой необходимости, но нельзя избегать споров в научных исследованиях;

• всякий спор должен иметь собственный ясный пред-мет;

• тема спора не должна меняться;

• спор имеет место только при наличии несовместимых взглядов на одно и то же;

• спор предполагает для сторон единый базис, на котором он может развернуться (ср. средневековое выражение: С еретиками не спорят, их сжигают);

• участие в споре основано на определенном владении логикой;

• участники спора должны иметь точные знания о предмете спора (нельзя спорить о том, что знаешь пона-слышке);

• в споре надо бороться за утверждение истины и добра, а не собственного мнения;

• в споре надо применять гибкую тактику, так как ситуация постоянно меняется, вводятся новые аргументы, всплывают неизвестные факты, изменяются позиции участников. На все это приходится реагировать. Но, вступив в спор, необходимо твердо стоять на занятой позиции. Наиболее распространены два крайних способа ведения спора: жесткость и уступчивость. Жесткость следует применять по принципиальным вопросам, а в частностях можно проявлять уступчивость.

• стратегия и тактика споров должны быть безошибочными. Стратегия – это общие принципы аргументации. Тактика – поиск и отбор аргументов, наиболее убедительных для данной аудитории, а также реакция на контраргументы других сторон в процессе спора;

• не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки;

• надо быть терпимым к критике.

47. Особенности ораторской речи.

· Наличие «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем.

· Устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%.

· Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы устной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой.

· Использование различных средств общения
(лингвистических и паралингвистических). В применении паралингвистических средств оратор должен быть особенно
осторожен (вспомним описанный в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» неудачный опыт учителя, который во время урока «утюжил бороду»).

48. Виды красноречия.

социально-политическое; академическое; судебное; социально-бытовое; духовное.

49. Основные виды речей.

информационные; убеждающие; воодушевляющие; призывающие к действию; развлекательные; речи по специальному поводу (приветствие, траур).

50. Навыки и умения оратора.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим
самообразованием.
Ему следует создавать собственный архивиллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию, безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение и даже волю слушающих.

Выступающий перед широкой аудиторией должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Подготовкаораторак выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией.

Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить речь. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.

51. Пять условий красноречия (по М.В.Ломоносову)

Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий: природные дарования; научные знания; подражание классическим авторам; упражнения в составлении речей; знание других наук.

52. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи.

Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

53. Методы преподнесения материала.

Существуют различные методы преподнесения материала:

· индуктивный метод– от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях;

· дедуктивный метод– от общего к частному. Сначала оратор выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера);

· метод аналогии– сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю;

· концентрический метод– расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в речи всегда присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной);

· ступенчатый метод– последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему;

· исторический метод– изложение материала в хронологической последовательности.

54. Приемы управления аудиторией.

К основным приемам управления

аудиторией относятся: прямое требование внимания; удачное обращение к аудитории с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; сопереживание, соучастие; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные ис-точники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.

55. Этические нормы ораторского искусства.

Этические нормы ораторского искусства включают в себя:

· вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям);

· тактичность (деликатность, выдержку);

· обязательность (пунктуальность, аккуратность);

· скромность (сдержанность, нехвастливость);

· достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

56. Законы формальной логики.

Первый закон логики – закон тождества. Нельзя отождествлять разные мысли, запутывать собеседника, действуя по поговорке: Я ему про Фому, а он мне про Ерёму. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Между тем нередко говорящий, начав рассуждать, незаметно переключается на другую тему.

Второй закон логики – закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно, то есть неверно, что R и не-R одновременно истинны. Например: Этот тенор на конкурсе добился наилучшего результата, не менее высоких оценок добился его соперник.

Третий закон– закон исключения третьего (tercium non datur –‘третьего не дано’). Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них – истинно. Например: Все студенты сдали экзамен на «отлично», а Петров даже не смог ответить на первый вопрос.

Четвертый закон – закон достаточного основания. Всякая мысль должна быть признана истинной, если она имеет достаточные основания: Данное вещество является металлом, потому что оно электропроводно.

57. Правила определения понятия.

Важнейшимиправилами определения понятийявляются следующие:

· определение понятия должно быть соразмерным:Рецидивист есть лицо, осужденное судом в соответствии с УК (понятие несоразмерно); Рецидивист есть лицо, совершившее новое преступление после того, как было осуждено за предыдущее преступление (понятие соразмерно);

· определение понятия не должно заключать в себе замкнутого круга: Преступник есть лицо, преступившее какой-нибудь закон(однокоренные слова замыкают круг неопределенным местоимением).

· определение понятия должно быть ясным: Преступник есть нарушитель определенных правил (определение понятия неясное, так как есть непонятное слово).

· определение понятия не должно быть отрицательным: Преступник есть лицо, не соблюдающее правила (неясное определение).

58. Виды умозаключений.

Существует четыре вида умозаключений:

· дедуктивные – от целого к части;

· индуктивные – от части к целому;

· по аналогии – от части к части;

· по абдукции – результат есть, а ход не ясен. Этот тип умозаключений присущ творчеству.

59. Основные виды логических ошибок.

логические ошибки. Они бывают непреднамеренными и преднамеренными. Наиболее распространенными преднамеренными логическими ошибками являются:

· подмена тезиса;

· ложное основание (введение в заблуждение), когда автор дает ссылки на несуществующие факты, документы, приводит неверные статистические данные;

· выдвижениев качестве аргументовнедоказанных положений;

· «порочный круг» в доказательстве, когда тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из тезиса: Сегодня плохая погода, потому что у меня плохое настроение / мне плохо.

В теории формальной логики выделяют две принципиальныеошибки:

· паралогика – непреднамеренный эффект, вызванный слабой квалификацией одного или обоих собеседников, когда суждения объединяют две противоречивые части по принципу: В огороде бузина, а в Киеве дядька;

· софистика – умышленно ложное умозаключение, когда один из собеседников намеренно запутывает другого, нередко с аморальной целью (Сократ называл софиста рыболовом). Пример софистических приемов:

- Когда было написано стихотворение Пушкина «Пророк»?

- В 1922 году.

- Неверно.

- Почему?

Наши рекомендации