Функциональная организационная структура

Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

функциональная организационная структура - student2.ru

Преимущества Недостатки
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений
освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов появление тенденций чрезмерной централизации
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля длительная процедура принятия решения  
дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

Линейно-функциональная структура.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

функциональная организационная структура - student2.ru

Преимущества Недостатки
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениям
освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации
возможность привлечения консультантов и экспертов чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации

Матричная структура.

Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.

функциональная организационная структура - student2.ru

Преимущества Недостатки
возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнении
повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурам присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ
сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программ
усиление контроля за отдельными задачами проекта необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целя
увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководств  
рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельность  
повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов  

 
  функциональная организационная структура - student2.ru

План:

1) Сущность и виды планирования деятельности организации

2) Виды планов

3) Методы планирования

Вопрос. Сущность и виды планирования деятельности организации

Планирование деятельности организации – это процесс выработки, определения целей и методов достижения этих целей.

Основные задачи планирования:

- формулирует цели деятельности фирмы и конкретные задачи с помощью которых они достигаются;

- создает необходимую основы для перестройки фирмы и системы управления ею;

- создает основы для координации деятельности работников;

- обеспечиваем выбор наилучшего варианта решения;

- помогает оценивать результаты деятельности фирмы и поощрять наиболее отличающихся сотрудников.

Типы планов:

- план-цель – представляет собой набор качественных (объем) и количественных (прибыль) характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.

- планы повторяющихся действий – выполняется в предписанные сроки, порядок осуществления в стандартных ситуациях (товарооборот).

- план неповторяющихся действий –выполняется при специфических, вновь возникающих проблем (покупка оборудования).

Принципы на которых базируется планирование:

- участие максимального числа сотрудников надо разработкой плана;

- непрерывность (новые планы разрабатываются на основе прошлых);

- гибкость (возможность корректировки в любой момент ранее принятых решений);

- координация плановой деятельности между различными подразделениями;

- экономичность (затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением);

- создание необходимых условий для выполнения плана (организационные, ресурсные).

Вопрос. Виды планов.

В зависимости от времени:

1. Перспективные планы (дальше цели)

- долгосрочные (более 5 лет) – выбирается 5-10 важнейших стратегий развития предприятия;

- среднесрочные (1-5 лет) – реконструкция и расширение производств мощностей, развития персонала;

- стратегическое - содержит варианты желаемого будущего фирмы и путей движения к нему

2. Текущие планы

- краткосрочные (до 1 года) – развитие выбранного направления: маркетинг, материально-техническое снабжение, сбыт, производство.

- Оперативные (от 1 до 10 дней) – выполнение производственных программ, оперативных заданий, планов-графиков.

Вопрос. Методы планирования.

1. Балансовый метод. При балансовом методе анализируют: материально-вещественные, стоимостные, трудовые. Данный метод основывается на взаимной увязке ресурсов.

2. Нормативный метод. В основы плановых заданий на определенный срок закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции.

3. Математико-статистический метод. Расчеты на основе различного рода моделей (статистические модели – это например, расчет будущих доходов, планирование финансовых операций).

 
  функциональная организационная структура - student2.ru

План:

1) Понятие мотивация трудовой деятельности

2) Теории мотивации трудовой деятельности

1 вопрос: Понятие мотивация трудовой деятельности

Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать. Есть несколько определений мотивации:

  • Мотивация – это побуждение к действию.
  • Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
  • Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.

Виды мотивации

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:

  • Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
  • Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
  • Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).

Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:

  • Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
  • Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
  • Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
  • Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
  • Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
  • Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
  • Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
  • Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
  • Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.

Любой вид мотивации играет очень важную роль в изучении психологии человека и его поведения. Но что влияет на мотивацию человека? Какие факторы? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации.

2 вопрос: Теории мотивации трудовой деятельности

Изучение потребностей повлекло за собой появление трёх главных направлений:

  • Содержательные теории мотивации
  • Процессуальные теории мотивации
  • Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Наши рекомендации