Функциональная организационная структура
Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Преимущества | Недостатки |
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций | чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений |
освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов | трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами |
стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов | появление тенденций чрезмерной централизации |
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля | длительная процедура принятия решения |
дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций | относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
Линейно-функциональная структура.
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Преимущества | Недостатки |
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников | отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениям |
освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем | недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации |
возможность привлечения консультантов и экспертов | чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации |
Матричная структура.
Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
Преимущества | Недостатки |
возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации | сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнении |
повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурам | присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ |
сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий | трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программ |
усиление контроля за отдельными задачами проекта | необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целя |
увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководств | |
рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельность | |
повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов |
План:
1) Сущность и виды планирования деятельности организации
2) Виды планов
3) Методы планирования
Вопрос. Сущность и виды планирования деятельности организации
Планирование деятельности организации – это процесс выработки, определения целей и методов достижения этих целей.
Основные задачи планирования:
- формулирует цели деятельности фирмы и конкретные задачи с помощью которых они достигаются;
- создает необходимую основы для перестройки фирмы и системы управления ею;
- создает основы для координации деятельности работников;
- обеспечиваем выбор наилучшего варианта решения;
- помогает оценивать результаты деятельности фирмы и поощрять наиболее отличающихся сотрудников.
Типы планов:
- план-цель – представляет собой набор качественных (объем) и количественных (прибыль) характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
- планы повторяющихся действий – выполняется в предписанные сроки, порядок осуществления в стандартных ситуациях (товарооборот).
- план неповторяющихся действий –выполняется при специфических, вновь возникающих проблем (покупка оборудования).
Принципы на которых базируется планирование:
- участие максимального числа сотрудников надо разработкой плана;
- непрерывность (новые планы разрабатываются на основе прошлых);
- гибкость (возможность корректировки в любой момент ранее принятых решений);
- координация плановой деятельности между различными подразделениями;
- экономичность (затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением);
- создание необходимых условий для выполнения плана (организационные, ресурсные).
Вопрос. Виды планов.
В зависимости от времени:
1. Перспективные планы (дальше цели)
- долгосрочные (более 5 лет) – выбирается 5-10 важнейших стратегий развития предприятия;
- среднесрочные (1-5 лет) – реконструкция и расширение производств мощностей, развития персонала;
- стратегическое - содержит варианты желаемого будущего фирмы и путей движения к нему
2. Текущие планы
- краткосрочные (до 1 года) – развитие выбранного направления: маркетинг, материально-техническое снабжение, сбыт, производство.
- Оперативные (от 1 до 10 дней) – выполнение производственных программ, оперативных заданий, планов-графиков.
Вопрос. Методы планирования.
1. Балансовый метод. При балансовом методе анализируют: материально-вещественные, стоимостные, трудовые. Данный метод основывается на взаимной увязке ресурсов.
2. Нормативный метод. В основы плановых заданий на определенный срок закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции.
3. Математико-статистический метод. Расчеты на основе различного рода моделей (статистические модели – это например, расчет будущих доходов, планирование финансовых операций).
План:
1) Понятие мотивация трудовой деятельности
2) Теории мотивации трудовой деятельности
1 вопрос: Понятие мотивация трудовой деятельности
Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать. Есть несколько определений мотивации:
- Мотивация – это побуждение к действию.
- Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
- Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.
Виды мотивации
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
- Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
- Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
- Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
- Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
- Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
- Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:
- Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
- Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
- Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:
- Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
- Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
- Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
- Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
- Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
- Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
- Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
- Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
- Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
Любой вид мотивации играет очень важную роль в изучении психологии человека и его поведения. Но что влияет на мотивацию человека? Какие факторы? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации.
2 вопрос: Теории мотивации трудовой деятельности
Изучение потребностей повлекло за собой появление трёх главных направлений:
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека
Рассмотрим каждое направление более подробно.