Вопрос. Социализация детей и подростков с отклонениями в развитии: задачи и этапы
Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.
Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.
Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач, решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека:
Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания )
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.
По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные
задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном
этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его
неполным.
Социальные условия развития личности:
1.Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и
развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
2. Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации –
побуждения матери к участию в процессе развития.
Современные условия социализации детей с ОВЗ:
— актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
— развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
— научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
— возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
— интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду более здоровых сверстников;
— особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров.
12 вопрос.Характеристика речевых нарушений у детей. Классификация речевых нарушений.
13 вопрос. Поврежденное развитие. Органическая деменция как вариант поврежденного развития. – см. распечатки!!!!
14 вопрос. Методологические основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии: задачи, принципы и этапы. – см. лекции!!!!