Психологическая сущность учения
Учение – деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков. Учение имеет место там, где действия человека направляются сознательно поставленной целью усвоить определенные сведения и способы действий. Чтобы сформулировать у себя функциональные органы, делающие возможным принципиально иной образ жизни (см. 20.2.). Образ жизни, выработанный в ходе исторического и культурного развития человечеством. Создавать и водить автомобиль, строить самолеты и летать на них, изготавливать музыкальные инструменты и играть, конструировать компьютеры и работать с ними – все это исключительно человеческие способы деятельности, результат историко-культурного развития человечества. Учение и есть процесс овладения этим историко-культурным наследием. В основе учения лежит та же потребность, что и в основе познания – гностическая (от греческого «гнозис» – знание), т.е. потребность в знании. Однако психологическая сущность самой деятельности познания отличается от таковой при деятельности учения. Дело в том, что при познании человек открывает неизвестное во внешнем мире. А при учении – неизвестноеявляется таковым только для ученика, для того, кто учится. Другим же, например, учителю, оно известно. Психологическая цель учения и состоит в том, чтобы превратитьнеизвестное внешнее тебе в твое внутреннее известное. Поэтому психологической сущностью учения выступает процесс интериоризации, т.е. превращение возникших форм деятельности во внутренние формы, присущие теперь психике данного индивида. Идею интериоризации выдвинул французский психолог Пьер Жане. Советский психолог Л. С. Выготский (1896 – 1934) воссоздал последовательность овладения новыми способами действий, в которой детально описаны этапы интериоризации. Первый этап учения предполагает общую ориентировку в том, что предстоит делать. На втором этапе ученик под руководством учителя выполняет так называемое материализованное действие с проговариванием, т.е. на моделях (примерах) пытается делать то, что надо, вслух объясняя свои действия. Третий этап – когда материализованное действие выполняется (например, счет на палочках) с проговариванием шепотом. На четвертом этапе действие выполняется без проговаривания, но еще как внешнее, т.е. с помощью моделей, предметов, карточек (палочек при счете). А на пятом само действие интериоризуется, т.е. становится умственным, становится достоянием психики ученика.
В учении предъявление нового, предстоящего усвоению, называется учебной задачей. Ориентировочные действия,осуществляя которые ученик осмысляет то, что предстоит усвоить (сравнивает с предыдущим, знакомится с правилами выполнения, устанавливает соответствие своих попыток требуемому образцу) называются учебными, т.к. именно в ходе их выполнения ученик учится. Самостоятельные действия, в которых проверяется соответствие усвоенного материала требуемым нормам именуются действиями контроля. А последнее действие, в котором фиксируется соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной задачи, называется оцениванием.
Примерно в то же время, что и Л.С. Выготский, американский психолог Эдвард Торндайк (1874 – 1949) сформулировал три закона эффективного учения. Первый закон называется законом готовности. Он означает, что успешно учится тот, кто испытывает выраженную потребность в изменении условий своего существования. Второй закон – закон упражнения. Он гласит: чем чаще повторяется правильные действия, тем чаще ему будет отдаваться предпочтение в дальнейшем, т.е. тем успешнее оно закрепляется. Третий закон – закон эффекта: действие, влекущее за собой положительный эффект, будет более желательно для индивида, т.к. положительное подкрепление ведет к закреплению действия.
В психологии учения различают два принципиально различных вида стимулов: подкрепление и награда. Подкрепление – это действие, мотивирующее ученика в самом процессе учения, а награда – это приз (высокая оценка) за конечный результат. Считается, что подкрепление – более продуктивно для саморазвития, в то время как награда – для обретения статуса. Поскольку у человека инстинктивные формы поведения чрезвычайно ограничены, а все многообразие форм деятельности является результатом обучения, учения и научения, значимость этих процессов в жизни человека и человечества трудно переоценить.