Критерии эффективности целеполагания
Целеполагание в профессиональной деятельности может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований и факторов.
К признакам успешного целеполагания относятся:
- реалистичность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации;
- диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного осознавания внутренних потребностей субъекта труда и учета потребностей, целей и возможностей всех остальных участников трудового процесса, вовлеченных в деятельность по реализации цели;
- преемственность, которая означает учет связей между всеми уже существующими целями и задачами (частными и общими, индивидуальными и групповыми и т. д.), а также возможность установки их приоритетов;
- направленность цели на конечный результат, которая достигается с помощью максимально возможной конкретности его описания;
- включенность в процесс целеполагания всех участников будущей деятельности по реализации цели.
Если использовать системный подход, то цель – желаемое состояние системы или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. В целях должна найти отражение перспектива развития системы.
Цели носят достаточно разнообразный характер, поэтому имеют различные критерии для их классификации (табл. 15).
Таблица 15
Классификация целей
№ | Критерий классификации | Виды целей |
По масштабу деятельности |
| |
По актуальности |
| |
По рангу |
| |
По временному фактору |
| |
По субъектам |
| |
По осознанности |
| |
По достижимости |
| |
По иерархии |
| |
По взаимоотношениям |
| |
По объекту взаимодействия |
|
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:
• цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
• цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.
Практическим примером эффективного целеполагания является построение «дерева целей».
Правила построения «дерева целей»:
· Общая цель, находящаяся в вершине дерева, должна содержать описание конечного результата.
· При развёртывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
· При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
· Подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг от друга.
· Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку действий (работ), которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.
· Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей.
· «Дерево целей» строится для каждой стратегической цели на выбранный период времени, а затем производится их «сшивание» в общее дерево целей.
Принципиальным положением при целеполагании является деление целей на внутренние, генерируемые самим субъектом, и на внешние, задаваемые извне. Одно из назначений научения целеполаганию состоит в постепенном переходе от внешнего способа целеобразования к внутреннему, что именуется в поведенческих терминах как развитие самостоятельности.