Интервью как метод сбора информации
В качестве теоретической базы можно использовать следующие научные труды для понимания данного вопроса: «Не могли бы вы рассказать…» Т. Шумилиной (Москва, 1978-ой год) – в этой книге излагаются основы интервьюирования, «Ради единого слова» В. Аграновского (это научный труд, опубликованный в сборнике «Вторая древнейшая» — Москва, 1975-ый год), «Вечная исповедь» С. Муратова (Москва, 1987-ой год), также работы «Телевизионное знакомство» (О. Урмас) и «Кисло-сладкая журналистика» (М. Понопольский).
Классификация интервью зависит от степени стандартизации интервью (стандартизация – предварительная проработанность интервью, наличие готовых вопросов и предположения по ответам).
Строго стандартизованное интервью вообще может предполагать отправку вопросов по электронной почте тому, кого предполагается интервьюировать. Ответы также приходят по электронной почте. Интервью есть, а живого контакта так и не состоялось. В строго стандартизированном интервью формулировка вопросов и их последовательность не предполагает отступлений от «общего плана». Обычно такое интервью используется при контакте с официальными лицами, политиками, дипломатами, поп-звёздами (при таком интервью журналист гонится, в первую очередь, за объёмом получаемой информации, а не за её качеством). По строгим рамкам такое интервью можно сравнить с анкетой. Читатели МирСоветов должны понимать, что при таком интервью не стоит рассчитывать на то, что интервьюируемый человек будет делиться с вами какими-то откровениями.
Некоторые журналисты, если беседа уклоняется из «стандартного» русла, начинают прибегать к перефразировке вопросов, меняют их местами. На выходе получается полустандартизованное интервью. Обычно официальные лица отвечают на вопросы «по шаблону»: в стране всё хорошо, в моей компании всё хорошо, на переговорах всё было хорошо, встреча была удачной, работники получат премии, результаты соревнований следует признать положительными и т.п.. Если же «официальное лицо» начинает говорить не «по шаблону», то возникает прецедент полустандартизованного интервью, более интересного читателю и изданию.
Вообще, если вы свободный журналист (т.е. не состоите в штате какого-либо издания), то рассчитывать на то, что ваше интервью с кем бы то ни было купят, не нужно. Ваше интервью, которое не запланировано изданием, купят только в том случае, если вопросы будут «позабористее», как говорят редакторы. Так произошло с моим интервью: я интервьюировал Олега Судакова (он же Манагер, экс-гитарист «Гражданской обороны», один из организаторов проекта «Коммунизм», лидер рок-группы «Родина», «дедушка» сибирского панка), но, поскольку все вопросы были исключительно рок-тематики, материал не был принят редактором «Нового обозрения» В.В. Пироговым (г. Омск).
Кроме стандартизованных видов существует ещё и т.н. «свободное» интервью, когда вопросы не составляются заранее и полученная информация – смесь откровений и незапланированных ответов. В журналистской среде таких журналистов, способных свободно ориентироваться по ходу интервью и не теряться, получая самые «странные» ответы, называют «беседчиками». Например, считается, что трудно взять интервью у Михаила Горшенёва (участник рок-группы «Король и шут»), поскольку он достаточно специфически общается и не отвечает на вопросы типа «Как вы стали знаменитым?» и «Что такое панк-рок, по вашему мнению?». Для того чтобы взять интервью у Михаила Горшенёва, нужно быть либо его другом, либо разбираться в панк-тусовке не хуже, чем он, что не является обязанностью любого журналиста, конечно же.
У меня был подобный опыт: я брал интервью у Александра Чеснакова (участник рок-группы «Коллекция бабочек», экс-гитарист «Гражданской обороны»), которого также достали по ходу карьеры вопросы типа «как вы стали знаменитым». Наше интервью происходило на репетиционной базе «Коллекции бабочек», я иногда задавал вопросы (время интервьюирования совпало с годовщиной смерти Егора Летова, 19 февраля, товарища А. Чеснакова по творчеству, так что вопросов, исходя из сложившихся обстоятельств, было много). Для меня совпало несколько факторов, сделавших интервью удачным: во-первых, обстановка, располагавшая к беседе, А. Чеснаков чувствовал себя расслабленно в пределах студии, налил мне кофе, постоянно смеялся. Тут же его товарищи по группе, отвлекаясь от инструментов, иногда подходили, вставляли свои реплики в разговор. Во-вторых, я не готовил вопросы заранее, поскольку абсолютно знал тему: я являюсь давним поклонников творчества «Гражданской обороны» и «Коллекции бабочек», так что «глупых вопросов» не возникало. Я спрашивал об интересных только мне аспектах творчества рок-групп, поэтому интересно было и мне спрашивать, и А. Чеснакову – отвечать (плюс учтите тот факт, что ему нужно было как-то развлекаться во время репетиции). В итоге получилось очень качественное «свободное» интервью. Однако я учитывал и тот факт, что материал удастся продать только в специализированное музыкальное издание.