Что выступает в качестве основы индивидуальных личностных особенностей человека?
С момента рождения по мере включения ребенка в межличностные и социальные отношения, формируется и развивается функциональная структура его личностных особенностей, которая может характеризоваться:
· Богатством и многообразием реализуемых отношений и связей с людьми и предметными областями человеческой культуры, которые образуют направления жизненной активности личности (богатством и разнообразием реализуемых деятельностей).
· Степенью иерархизации отношений между мотивами, которые избирательно побуждают и направляют субъекта к реализации соответствующих направлений жизнедеятельности.
Функциональную основу индивидуальных личностных особенностей человека составляет иерархическая организация мотивационной сферы, которая определяет индивидуальные личностно-смысловые отношения к событиям и явлениям. В зависимости от особенностей личностно-смысловых отношений каждый человек предпочитает и избирательно реализует определенные направления жизненной активности. Жизненные отношения, которые активно реализуются человеком, могут: а) расширяться по мере образования новых мотивов и новых личностно-смысловых отношений; б) отчуждаться, теряя позитивный или приобретая негативный личностный смысл.
Реализуя определенные виды человеческих деятельностей, личность активно утверждает и распространяет в обществе определенные типы межличностных отношений, а также определенные формы социальных отношений и позиций. При этом отрицая альтернативные типы межличностных и социальных отношений, а иногда и активно препятствуя возможности их реализации другими людьми.
При этом с помощью терминов«характер», «качества личности» по множеству оснований выделяются и обозначаются формирующиеся в онтогенезе у каждого человека устойчивые индивидуальные способы актуализации и реализации межличностных отношений и взаимодействий с другими людьми в социальных ситуациях. Черты характера складываются из устойчивых индивидуально-избирательных способов: а) перцептивной, умственной и эмоционально-оценочной ориентировки в межличностных и социальных отношениях и ситуациях; б) постановки целей, требующих организации собственного поведения и поступков в межличностных отношениях и социальных ситуациях; в) реализации таких поступков и форм поведения (рис. 2).
Характер может рассматриваться как система устойчивых свойств, качеств, черт личности, которые исходно образуются на основе избирательного овладения (интериоризации) субъектом способами организации и реализации межличностных и общественных отношений. Личностные качества (черты характера) – это результат формирования особых высших психических функций, которые в своем развитии подчиняются общей закономерности: формируются на основе внешних, разделенных с другими людьми форм общения и деятельности, путем преобразования в индивидуальные, внутренние психические образования. По отношению к анализу генезиса личностных качеств (черт характера) известный тезис Л.С. Выготского может быть перефразирован: завтра ребенок будет самостоятельно поступать так («зона ближайшего развития» личности), как сегодня он поступает вместе с взрослыми («зона актуального развития»).