Понятие "информации": на перекрестке мнений

Доценты каф. СПиП

Коловская Л.В

Ковалевич И.А.

Красноярск 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Природа и сущность информации..................................................................................................................... 5

Понятие "информации": на перекрестке мнений................................................................................................... 5

Теория информации: переход от количества к качеству................................................................................... 6

Типы измерения информации: синтаксическая, семантическая, прагматическая............................. 7

Показатели качества информации............................................................................................................................... 8

Многообразие классификаций информации......................................................................................................... 11

Социальная информация – высший тип информации: причины и обоснование................................. 14

Психологическая информация..................................................................................................................................... 15

Природа психологических знаний............................................................................................................................. 16

Типология психологического знания....................................................................................................................... 19

Психодиагностика как метод получения психологической информации............................................ 22

Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи 27

Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике....................... 30

Требования к измерительным и экспертным методам..................................................................................... 33

Информатизация – особое явление культуры.................................................................................... 34

Информатизация и социальный прогресс............................................................................................................... 34

Опыт информатизации и перспективные идеи.................................................................................................... 37

Проблемы информатизации общества...................................................................................................................... 38

Феномены информатизации......................................................................................................................................... 40

Интернет.................................................................................................................................................................................. 40

Компьютерная грамотность.......................................................................................................................................... 40

Искусственный интеллект.............................................................................................................................................. 43

Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях................ 45

Культура................................................................................................................................................................................. 46

Современное понимание и определение сущности культуры..................................................................... 47

Феномен массовой и элитарной культуры............................................................................................................. 50

Массовая культура как феномен................................................................................................................................ 51

Человек в мире технологической культуры........................................................................................................... 54

Информационная культура.................................................................................................................................. 57

Представление об информационном обществе.................................................................................................... 57

Об информационной культуре...................................................................................................................................... 59

Информационный потенциал общества.................................................................................................................. 62

Человек и инфосреда......................................................................................................................................................... 67

Информационная культура психолога..................................................................................................... 72

Рефлексия и я – концепция в аспекте профессиональной деятельности................................................. 72

Профессиональная компетентность психолога: отличительные особенности................................... 76

Этический кодекс психолога........................................................................................................................................ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................................... 86


Природа и сущность информации

Понятие "информации": на перекрестке мнений

На протяжении двух последних десятилетий в философской и естественнонаучной литературе много внимания уделяется вопросам, связанным с понятием информации. Что же такое информация?

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле слова информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация есть сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Наряду с информацией часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Пример. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

Понимание информации включает в себя также и обыденное, общепринятое понимание информации как знания. Но знание не всегда является информацией. И информация, в свою очередь, – это не просто знание. Она – именно сообщения, сведения, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Только взаимодействуя с потребителем, знание приобретает характер сообщения, сведения, т.е. становится информацией. Информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, это те знания, которые собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованными) системой.

Рассмотрим более подробно сущность самого понятия информации. Немало ученых считают информацию свойством всего сущего, т.е. всех материальных объектов. Они рассматривают ее не только как сообщение, переданное одним человеком другому – лично, с помощью технических средств связи либо иным путем, и не только как совокупность сигналов, которыми обмениваются различные существа в живом мире. С их точки зрения, информация связана также с обменом сведениями между человеком и автоматом, между самими автоматами, и вообще выступает как определенная сторона взаимодействия вещей в мире, оставляющая свой след – воздействие одной системы на другую. “Всякое воздействие одной системы на другую, – отмечает академик Н.А. Амосов, – связано с передачей информации. Информация – это определенный аспект взаимодействия”.

Сторонники такого понимания информации подчеркивают его универсальность. Научно-техническая революция, огромный рост человеческих знаний, говорят они, открывают информационным процессам простор. Положения теории информации используются в кибернетике, в сложных системах управления, где без информации немыслимо решение управленческих задач, в лингвистике, биологии, психологии, социологии, нейрофизиологии, генетике.

На основе сказанного, казалось бы, напрашивается вывод: информация есть не что иное, как особое свойство материи, благодаря которому она в лице человека, высшего мыслящего существа, познает самое себя. “А так ли это?” – возражают противники столь широкого понимания информации. Все ли, формы материального мира обмениваются информацией? И споря с теми, кто склонен считать информацию всеобщим атрибутом материи, противники такой “всеобщности” отрицают наличие у низших форм материального мира способности передавать информацию. Они считают, что информация есть свойство высокоорганизованной материи: только та система способна принимать информацию, которая организована таким образом, что, может отличать свои состояния до и после получения информации, и, следовательно, информация – это свойство не всей материи, а ее особой, высокоорганизованной формы, прежде всего человека и его ближайших предков в животном мире.

Однако правомерно поставить вопрос иначе: а разве свет далекой звезды не несет в себе информацию, разве мы по спектру солнечных лучей не получаем знания о небесном светиле, а по спектру излучения звезд не судим о температуре и возрасте далеких космических тел?

По мнению академика В.М. Глушкова, понятие информации охватывает, как те сведения, которыми располагают и обмениваются между собой люди, так и сведения, которые существуют независимо от них. Скажем, далекие миры существуют независимо от того, располагает ли человечество о них информацией или нет. В то же время, как особые материальные образования они интересуют человека и служат для него источником информации.

Итак, многочисленные и разнообразные суждения о сущности и содержании понятия информации, высказываемые естествоиспытателями, представителями технических наук, философами, можно разделить на две группы. К первой относятся суждения, согласно которым информация и информационные процессы свойственны всем видам и формам движения материи, в том числе и неорганической природе. В суждениях же второй группы содержится предположение, что информация и информационные процессы возникают лишь на определенной стадии развития форм движения материи. Согласно второй точке зрения, информация и информационные процессы имеют место лишь в биологической и социальной формах движения, а в неорганической природе они отсутствуют.

Кто же прав? Это покажет время. Но ясно одно: столкновение различных точек зрения, поиск все новых и новых подходов к определению сущности информации свидетельствуют о том, что сама наука об информации еще молода, чтобы в ней все уже можно было “разложить по полочкам” и окончательно расставить акценты. Здесь еще не мало сложных проблем. Принцип построения системы понятий теории информации в целом, взаимодействие ее с другими научными теориями и многие другие вопросы исследованы недостаточно.

Все это вызывает диаметрально противоположные оценки нового направления в науке – то неоправданно щедрые комплименты в адрес теории информации, то столь же категоричные суждения, о ее несостоятельности как инструмента познания природы и общества. Однако чем больше накапливается сведений о природе информации, ее качествах и свойствах, тем все более привлекательной становится точка зрения, согласно которой информационные процессы связываются с процессами отражения.

Наши рекомендации