Интерпретация родительских сочинений
Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:
· соответствие сочинения заданной теме;
· соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения");
· упоминание имени ребенка;
· описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи;
· оценка ребенка;
· отношение автора к ребенку;
· описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.
Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продуктивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразрешенном внутреннем конфликте и проблемах самого родителя.
Особое внимание психолога должны привлекать случаи перенесения конфликта автора с супругом или другими членами семьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекции негативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: "...она несколько эгоистична и упряма (это в мужа)". В указанном случае важной задачей коррекционной работы должна стать оптимизация супружеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.
УХОД И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СКРЫТОМ ОТВЕРЖЕНИИ РЕБЕНКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИБО О НЕРАЗРЕШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРОБЛЕМАХ САМОГО РОДИТЕЛЯ
Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания - "Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения". Соотношение этих планов, т. е. доминирование одного из них и, напротив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются темой сочинения. Очевидно, что тема "Мой ребенок" требует от родителя сосредоточения на психологических особенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случаев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информативным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.
Имя ребенка, используемое в сочинении, дает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодействии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в семье. Так, сиблинговая (от англ. sibling - родной брат или сестра, потомки одних родителей) позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего - скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьшительная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалификации значения этого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по отношению к сыновьям, могут использовать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочинения родителя. Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования в реализации типа семейного воспитания.
ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА ТИПА "МОЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЫШКО", "МОЙ КОТЕНОК" И ПРОЧИЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОВ ПОТВОРСТВОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном принятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специального исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем. Показательно и то, как родитель называет себя - именем собственным или в соответствии с семейной ролью - "мама" ("папа") или "мать" ("отец").
Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базовые, факты развития (когда начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.
ИЗЛИШНЕ ЧАСТАЯ ЗАМЕНА ИМЕНИ РЕБЕНКА ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ "ОН" ("ОНА") В СОЧИНЕНИИ ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ФАКТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕНИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЕМ
Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план настоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: "Все были очень рады, потому что ждали мальчика". Или о возможном будущем сына: "Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни" Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего -как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя; тревожность в отношении будущего - как проявление воспитательной неуверенности родителя.