Интерпретация родительских сочинений

Для интерпретации родительских сочинений необходимо обра­тить внимание на следующие содержательные показатели:

· соответствие сочинения заданной теме;

· соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения");

· упоминание имени ребенка;

· описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи;

· оценка ребенка;

· отношение автора к ребенку;

· описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продук­тивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразре­шенном внутреннем конфликте и проблемах самого родителя.

Особое внимание психолога должны привлекать случаи пе­ренесения конфликта автора с супругом или другими членами се­мьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекции не­гативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: "...она несколь­ко эгоистична и упряма (это в мужа)". В указанном случае важной задачей коррекционной работы должна стать оптимизация супру­жеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.

УХОД И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СКРЫТОМ ОТВЕРЖЕНИИ РЕБЕНКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИБО О НЕРАЗРЕШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРОБЛЕМАХ САМОГО РОДИТЕЛЯ

Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания - "Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения". Со­отношение этих планов, т. е. доминирование одного из них и, напро­тив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются темой сочинения. Очевидно, что тема "Мой ребе­нок" требует от родителя сосредоточения на психологических осо­бенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случа­ев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информа­тивным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.

Имя ребенка, используемое в сочинении, дает важную диагно­стическую информацию об особенностях эмоционального приня­тия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодей­ствии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в се­мье. Так, сиблинговая (от англ. sibling - родной брат или сестра, по­томки одних родителей) позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего - скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьши­тельная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебре­жительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалифика­ции значения этого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по от­ношению к сыновьям, могут использо­вать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочи­нения родителя. Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как сви­детельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изуче­ния фактов потворствования в реализации типа семейного воспи­тания.

ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА ТИПА "МОЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЫШКО", "МОЙ КОТЕНОК" И ПРОЧИЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОВ ПОТВОРСТВОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации ав­тора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при­нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, из­лишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально­го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем. Показательно и то, как родитель называет себя - именем собственным или в соот­ветствии с семейной ролью - "мама" ("папа") или "мать" ("отец").

Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базо­вые, факты развития (когда начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.

ИЗЛИШНЕ ЧАСТАЯ ЗАМЕНА ИМЕНИ РЕБЕНКА ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ "ОН" ("ОНА") В СОЧИНЕНИИ ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИ­АЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ФАКТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕ­НИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЕМ

Временные планы в сочинении (ретро­спективный, перспективный, план на­стоящего), описание основных жизнен­ных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози­ции. Эмоциональный тон описания про­шлого и настоящего устанавливает ха­рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных кон­фликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: "Все были очень рады, потому что ждали мальчика". Или о возможном будущем сына: "Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни" Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего -как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя; тревожность в отношении будущего - как проявление воспитатель­ной неуверенности родителя.

Наши рекомендации