Текст ученического сочинения№12
«Как нужно любоваться природой? Как суметь разглядеть ее красоту?» - вот вопросы, над которыми задумывается В. Солоухин.
Проблема, которая поднимается в тексте, является важной и значимой. По мысли автора, красота окружающего мира «очищает, облагораживает, остается навсегда». Она излечивает душевные раны, помогает устанавливать психическое равновесие. Но мы не умеем ее замечать. Почему? Нужно научиться «останавливаться»- то есть находить время «созерцать» проявление прекрасного. Именно с этой точки зрения рассматриваемый вопрос можно назвать философско-нравственным.
Автор стремится донести до читателя такую мысль: нужно устанавливать с природой «глубокий, духовный контакт». Кроме того, В. Солоухин акцентирует наше внимание на том, что при этом стоит «остановиться перед красотой, не думая о времени». Именно тогда, делает вывод автор, любование окружающей нас природой принесет «радость удовлетворения».
Я не могу не согласиться с автором, утверждающим, что необходимо любоваться природой, восхищаться ее великолепием. Изо дня в день человек живет своими заботами и ,к сожалению, не видит. не замечает красоты, которая его окружает… А ведь остановиться и «посмотреть вокруг» вовсе не сложно. Нужно только лишь желание…
Многие русские поэты и писатели рассуждали о том, что истинная красота заключается в окружающей нас природе. Так, например, в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" главные герои Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы спорят с Евгением Базаровым, который утверждает, что "природа не храм, а мастерская". Нет, именно храм, в котором исцеляется больное сердце, а беспокойная душа находит покой. Николай Петрович и Павел Петрович умели видеть, созерцать красоту природы, потому что стремились к гармонии с собой. У Николая Петровича это получилось.
Кроме того, и в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" звучит мысль о том, что в красоту природы нужно уметь вглядываться, чтобы понять лучше собственную душу. Так, главная героиня Наташа Ростова ночью в селе Отрадном не может уснуть: она смотрит на небо и любуется красотой взошедшей луны. От этого Наташа счастлива, она готова поделиться своим восторгом с Соней. Но та равнодушна к красоте лунной ночи, потому что внутренне слепа. А проникновенная душа Наташи откликнулась навстречу прекрасному, рожденному природой, потому что девушка умела видеть это прекрасное.
Итак, прочитав текст В. Солоухина, я пришла к выводу что, каждому из нас нужно развивать в себе способность видеть великое в малом, прекрасное в обыденном: во взмахе крыла бабочки целую палитру красок мира. И тогда жизнь будет прекрасна, а сердце спокойным и счастливым.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста В.Солоухина?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста В.Солоухиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (С. Казначеева), рассуждающего об умении видеть красоту природы? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста В.Солоухина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту В. Солоухина?(Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: