Методические рекомендации. В целях изучения данной темы студент должен ознакомиться с понятием организация, предприятие, компания
В целях изучения данной темы студент должен ознакомиться с понятием организация, предприятие, компания, фирма, внешняя среда организации (макросреда и микросреда), внутренняя среда и её элементы. Кроме того, необходимо знать классификационные признаки организаций, законы организаций, понятие организационной структуры управления, а также типы организационных структур.
Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, призванная выполнять определенные функции и решать поставленные задачи. Имеет самые различные размеры и характеристики, в зависимости от ее целевого назначения, правового статуса, отношения к прибыли и прочее.
Предприятие — это государственные и муниципальные предприятия, где объектом прав признается только имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
Компания — объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для ведения экономической, торговой, посреднической, страховой и другой деятельности. Под компаниями понимаются организации, имеющие разные организационно-правовые формы.
Фирма — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации.
Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду.
Макросреда характеризует все ситуации в бизнес-среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя электротехники и проч.).
К макросреде относятся более широкие социальные силы (факторы), которые влияют на микросреду:
• демографические;
• экономические;
• природные;
• научно-технические;
• политико-правовые.
Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристики рынка хлопчатобумажных тканей или рынок гостиничных услуг).
К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:
• сама организация;
• поставщики;
• покупатели;
• посредники;
• конкуренты;
• финансовые организации;
• средства массовой информации;
• общественность.
Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складываются ее рыночные возможности. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации:
• кадровый потенциал организации;
• организационно-управленческие возможности организации;
• проектно-конструкторский потенциал организации;
• производственные возможности организации;
• сбытовой потенциал организации;
• материальные и финансовые возможности организации.