Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов

Наиболее простое, естественное проявление темпера­мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врож­денные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимо­отношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темпера­мента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия это­го мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

В процессе жизни тип нервной системы человека (гено­тип) не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта об­щения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, - писал И.П. Павлов, - но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от по­стоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступа­ет и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность». Поэтому решающее значение в формировании динамичес-ких характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоя­тельства его жизни, направленность и характер его дея­тельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрос­лым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя фор­мы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент ребенка.

Каждый ребенок младшего школьного возраста, не­зависимо от особенностей его темперамента, может ус­пешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следу­ет учитывать, что в зависимости от особенностей тем­перамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и сме­лость и т.п.

Учителю не следует ставить задачу изменить темпера­мент своих учеников. Во-первых, это практически не вы­полнимая задача, так как процесс преобразования типо­логических свойств нервной системы протекает очень мед­ленно, а во-вторых, вэтом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет плохих или хороших темпераментов. Каж­дый темперамент имеет свои и положительные, и отри­цательные стороны. Задача воспитания заключается в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицатель­ные проявления: излишнюю подвижность, если она не оп­равдана обстоятельствами, слишком большую возбуди­мость, чрезмерную вялость и т.п. Задача эта не простая, для ее решения необходимо выбирать формы и методы воспитания положительных черт личности применитель­но к особенностям типа высшей нервной деятельности (темперамента) ученика.

Педагогический опыт показывает большую изменчивость свойств темперамента под влиянием грамотно организо­ванного воспитания, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического и психи­ческого развития ребенка. Детский и младший школьный возраст наиболее благоприятны для изменения в процессе воспитания нежелательных черт темперамента, так как ти­пологические особенности нервных процессов еще не при­обрели устойчивости, а организм ребенка находится в ста-дии усиленного роста и развития. В чем проявляются осо­бенности темперамента детей?

Дети холерического темпераментаактивны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массо­вые игры и соревнования, часто сами организуют их, при­нимая в них активное участие. Они активны на уроке, лег­ко включаются в работу. Но им трудно совершать деятель­ность, требующую плавных движений, медленного и спо­койного темпа, так как их природные особенности проти­воположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. Поэ­тому он может сделать много ошибок, неровно писать бук­вы, недописывать слова и пр. Недостаточная эмоциональ­ная и двигательная уравновешенность холерика может вы- > ливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояния обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путем воспитания можно развить у хо­лерика сдержанность, направить свойственную ему энер­гию на более точное выполнение деятельности, в резуль­тате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивает­ся новый темп деятельности.

Дети-сангвиникиотличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто бе­рутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить его. Они принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль. Они могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а сле­зы у них быстро сменяются улыбкой или смехом. Их эмо­циональные переживания, как правило, неглубоки, а его подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхно­стностью. Путем разумного воспитания можно помочь ре­бенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, к одноклассникам, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях.

Дети флегматического темпераментаотличаются медлен­но возникающей слабой возбудимостью. Их чувства имеют слабую внешнюю выразительность. Для них характерно спо-койное и ровное поведение. Это смирные дети. Они мало­общительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать. Они не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путем воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность.

Дети с меланхолическим темпераментомведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вы­званное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включа­ются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.

Таким образом, задача учителя заключается не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком пе­ределывать один тип темперамента в другой, а в том, что­бы содействовать, с одной стороны, развитию свойствен­ных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны - ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Наиболее эффективно в этом отношении участие детей в видах дея­тельности, связанных с активными действиями и сильны­ми эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятель­ная работа на уроке, активное участие в различных круж­ках, соревнованиях и пр.

Воспитание темперамента в значительной степени свя­зано с формированием волевых черт характера ребенка, которые позволяют ему владеть собой. Вообще научить ре­бенка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формирова­нии морально-волевых сторон характера. Однако вспом­ним, что надо строго отличать темперамент от характера: первый является динамической характеристикой поведе­ния, второй - содержательной.

Тем или иным темпераментом обладают не только школьники, но и, конечно, учителя. Учителем может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, но он должен уметь использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицатель-ные. Например, учитель, обладающий холерическим тем­пераментом, имеет такие положительные качества, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, но при этом он должен сдерживать вспыльчивость, аффектив-ность, резкость, раздражительность. У учителя меланхо­лического типа есть весьма положительные черты - мяг­кость, отзывчивость, тактичность, но ему следует преодо­левать нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

И надо помнить, что темперамент каждого человека -большого и маленького - нельзя целиком «уложить» в рамки одного какого-либо темперамента. В темпераменте каждо­го ребенка и взрослого есть свои индивидуальные осо­бенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуаль­ными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам, в сочетании нескольких типов темпераментов.

Вопросы и задания

1. Можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худ­шие»? Почему?

2. Что такое динамическая характеристика поведения чело­века?

3. Попробуйте отыскать среди своих знакомых представите­лей того или иного темперамента. Легко вам было это сделать?

4. К какому темпераменту вы отнесли бы сами себя и можете ли вы управлять своим поведением?

5. Черты какого характера ярко проявляются у нашего заме­чательного художника И.Е. Репина: «Вообще его бурная востор­женность изумляла меня с первых же дней. Стоило посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, му­зыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была вели­ка его жажда чрезмерно восхищаться людьми, их искусством, их творческой силой... В разговоре с другим человеком, каким бы то ни было, особенно если это был новый знакомый, Репин, отстраняя себя, больше всего интересовался своим собеседни­ком. И вообще слово «я» было очень редким в его словаре. Веж­ливость его в обращении со всеми часто казалась чрезмерной и на первых порах очень смущала меня... Замечательно, что он был так мягок, смиренно-уступчив, уважителен к людям лишь до тех пор, покуда дело не касалось заветных его убеждений. Отстаиваясвои убеждения, он всегда становился до грубости прям и вы­сказывался в самой резкой решительной форме... Вообще он был неуравновешен и вспыльчив... Насколько я помню, гнев никог­да не возбуждался в нем личной обидой. Но всякий раз, когда ему, бывало, почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорб­ляет искусство, он готов был своими руками истребить ненави­стных ему святотатцев» (Корней Чуковский. Из воспоминаний).

Тема 2 ХАРАКТЕР

Что такое характер.

Черты характера.

Наши рекомендации