Смотрите сквозь призму понимания

Прискорбный факт: многие люди склонны видеть в окружающих только плохое. Они смотрят на людей сквозь призму собственного гнева, страха или ограниченности. Если кто-то опаздывает на встречу, они полагают, что он сделал это намеренно: «Как невежливо!» Если сотрудник допускает ошибку в отчете о расходах, они ворчат: «Да он хотел нажиться!» Если возникло недоразумение, они уже спешат безмолвно обвинить оппонента во лжи.

Настоящие лидеры не таковы. Они видят в людях лучшие стороны. Джек Уэлч, бывший генеральный директор «General Electric», хорошо сказал об этом: «Самое важное в вашей работе – дать людям возможность расти над собой, воплощать свои мечты в реальность».

Поймите меня правильно. Я не говорю, что настоящие лидеры закрывают глаза на правду. Напротив, при необходимости они принимают трудные и жесткие решения. Как я уже писал ранее, лучшие руководители не стремятся всем нравиться: они поступают так, как велит им совесть и здравый смысл. Я лишь хочу сказать, что настоящие лидеры рассматривают людей сквозь призму понимания. Если сотрудник опоздал, они пытаются выяснить, почему на самом деле это произошло. Может, стоит послать его на тренинг по тайм-менеджменту, а может, у него заболел ребенок и надо помочь. Ошибка в отчете, возможно, появилась из-за плохой организации процесса или рассеянности сотрудника. Причиной недоразумения могут быть слабые коммуникативные навыки, а значит, есть над чем поработать.

Попробуйте сегодня же посмотреть на людей с лучшей стороны, вместо того чтобы выискивать в них недостатки. Конечно, встречаются рассеянные и нечестные сотрудники, а некоторые просто не переживают по поводу качества своей работы. Но мой опыт – а мне за эти годы довелось поработать со множество людей – говорит, что хороших людей большинство. Мало кто, проснувшись поутру, задается вопросом: «Что бы мне сегодня сделать такого, чтобы испортить кому-нибудь жизнь, или подорвать доверие ко мне, или нанести урон нашему бизнесу?» Чаще всего ошибки возникают из-за недопонимания, недостатка сознательности. И чаще всего люди просто не знают, как надо было поступить, чтобы все было хорошо. Так что не принимайте их промахи на свой счет.

И вот еще что: как только вы начнете лучше относиться к людям, они станут больше стараться. Но главное – вы начнете видеть больше хорошего вокруг.

Сердце вашего дома

Успешный бизнес всегда начинается с четко прописанных бизнес-модели и плана. Так устроено предпринимательство. Но люди редко когда уделяют такое же внимание планированию и организации собственной жизни. Если вы не знаете, к чему стремитесь, как вы поймете, что достигли желаемого? Как можно попасть в цель, если вы ее даже не видите?

В гостиничной индустрии есть специальное выражение для обозначения всего того, что скрыто от глаз клиентов. Я имею в виду все, о чем необходимо позаботиться для нормального функционирования отеля: бухгалтерию, уборку, кухню, прачечную. Все это отельеры называют «сердце дома». Когда сердце дома в порядке, когда оно работает как часы, то и гости останутся довольны.

Так вот к чему я веду: если хотите прожить жизнь во всей ее полноте, позаботьтесь о том, чтобы сердце вашего дома билось сильно и ровно. Вы составили «бизнес-модель» своей жизни? Наметили план для воплощения своей мечты? Составили на бумаге список того, что для вас по-настоящему важно и ценно в жизни, чтобы время от времени перечитывать его и не терять из виду главное? Все это – сердце вашего дома, организация вашей внутренней жизни, которая обязательно даст плоды.

Конечно, эта работа над собой требует времени. И, разумеется, у каждого из нас множество дел, о которых необходимо позаботиться незамедлительно. Но какой смысл тратить все свое время на то, что делать не нужно?

Воодушевляйте людей

На днях я отвез сына в школу и с удивлением наблюдал за тем, что он сделал, когда вошел в класс. Он хлопнул по спине своего приятеля и спросил:

– Эй, чего киснешь, чувак?

Тот поднял глаза, весь серьезный и насупленный, и вдруг они оба расхохотались. А я задумался.

Чтобы быть выдающимся бизнесменом или выдающейся личностью, надо вдохновлять окружающих на великие свершения. Надо вселять в них заряд бодрости и энтузиазма одним своим присутствием, своим подходом к жизни. Если вы видите, как кто-то грустит, или терзается сомнениями, или неуверен в собственных способностях, ваш долг – помочь ему, хотя бы спросив: «Эй, чего киснешь, чувак?»

Лучший способ вести людей за собой и вдохновлять их, будь то сотрудники или члены семьи, – это подавать им пример. Лучший способ изменить поведение человека – продемонстрировать ему желательную модель поведения. Можно, конечно, проповедовать принципы на словах, но больше толку будет, если вы станете воплощать их в жизнь. Слова ведь недорого стоят. Великие люди проповедуют самой своей жизнью. Их слова всегда подкреплены делами. И они воодушевляют окружающих. А вы?

Один из самых лучших комплиментов в свой адрес я услышал от женщины, которая подошла поговорить после моего доклада для двух тысяч профессионалов в мире фитнесса, объединенных потрясающей организацией «Can-Fit Pro».

– Робин, я просто в восторге от вашего выступления, – сказала эта женщина взволнованно.

Я спросил, почему.

– Не могу точно сказать. Наверное, вы просто вдохновили меня стать лучше.

Как будут выглядеть наша работа, наше общество, наш мир, если каждый из нас день за днем будет вдохновлять других стать лучше? Вносить свой вклад как лидер-вдохновитель в общее дело? Можно проклинать тьму, а можно зажечь свечу. Миру нужен свет. Блистайте. Сейчас.

Оставьте след во Вселенной

Сегодня утром я встал пораньше и сел писать эту главу. Но сначала послушал немного хорошей музыки, этакую смесь стиля «чилл-аут» с индийскими мотивами. Поработал с дневником. Написал о том, какова моя жизнь сегодня. Написал, какой я хочу, чтобы она была. И о том, как мне хочется что-то изменить в этом мире. Быть лидером, быть человеком – значит изменить этот мир. Оставить след. Сделать жизнь лучше, чем она была до нас.

Когда я познакомился с Шимоном Пересом, я спросил его, в чем, по его мнению, состоит смысл жизни. Он ответил без раздумий:

– Найти великое дело и посвятить себя ему.

Каким был бы наш мир, если бы каждый из нас нашел для себя дело жизни или великую цель и отдал бы все силы ее достижению? В мире было бы меньше ненависти, меньше войн, больше любви. Исчезла бы разобщенность между народами и расами. Как сказала Коретта Скотт Кинг[61]: «Тот, кто готов пожертвовать собой ради великой цели, никогда не будет одинок».

Основатель «Apple» Стив Джобс говорил своим сотрудникам, что, внося свой вклад в общее дело, они «оставляют свой след во Вселенной». Он хорошо понимал, о чем речь. Конечно, важно, чтобы бизнес приносил прибыль. Конечно, вы хотите, чтобы ваше предприятие работало безупречно. Конечно, вы стремитесь делать качественный товар или предоставлять отличный сервис. И разумеется, вам необходимо постоянно заботиться об улучшениях и усовершенствованиях. Но разве на самом деле бизнес существует не затем, чтоб оставить след в этом мире – помогая клиентам, воодушевляя сотрудников?

Так позвольте из самых лучших побуждений спросить вас: а какой след оставили вы сегодня? Какому великому делу вы служите? Какой вклад вы вносите – на работе и дома – в бытие человечества?

Не все лидеры одинаковы

После доклада ко мне часто подходят руководители среднего звена и спрашивают, почему я утверждаю, что каждый должен быть лидером. На семинарах по проблемам лидерства я всегда подчеркиваю: если компания хочет достичь настоящего успеха, каждый ее сотрудник должен ощущать себя лидером. Лучшие компании планеты развивают в своих сотрудниках потенциал лидерства, стараясь обогнать в этом своих конкурентов. Для них это первейший приоритет. И они растят своих лидеров быстро. Я уже писал об этом, но стоит повторить.

Но я не хочу сказать, что каждый должен управлять компанией. Это бессмысленно. Все сотрудники – лидеры, но обязанности у каждого свои. Приведу аналогию, чтобы вам было понятнее. Я люблю «U2». Боно – солист группы. Ларри Муллен-младший – ударник. Если Ларри попытается петь как солист, а Боно сядет за барабаны, на сцене воцарится хаос. Или представьте, что будет, если организатор концертного тура решит подменить Боно на один вечер и выйдет на авансцену, пока солист будет переодеваться в гримерной. Ничего хорошего.

Знайте свои обязанности. Каждый должен вести себя как лидер, какую бы работу он ни выполнял. Каждый должен демонстрировать лидерские качества, какую бы должность он ни занимал. А значит, каждый должен чувствовать ответственность за свой вклад в общее дело. Каждый должен вносить свою лепту в формирование корпоративной культуры. Каждый должен мыслить позитивно и вдохновлять тех, кто рядом. Каждый должен заботиться о том, чтобы клиенты оставались довольны, и поддерживать репутацию бренда. Все – лидеры. Каждый по-своему.

Наши рекомендации