Сексуальность сквозь призму истории

Чтобы разобраться в настоящем, полезно изучать прошлое. Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, однако многие современные представления резко отличаются от прежних.

Древние времена

Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками, возраст которых достигает почти 5000 лет, информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в разных обществах ранее первого тысячелетия до Р.Х. в них очень мало.

Из имеющихся данных явствует, что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между близкими родственниками (Tannahill, 1980), а женщина считалась собственностью, используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода (Bullough, 1976). Мужчины могли иметь много женщин, проституция была широко распространена, и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни.

С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в отношении к сексу. В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального поведения: адюльтер запрещен (об этом гласит одна из Десяти заповедей), а гомосексуализм строго осуждается (Левит 18:20, Левит 21:13).

В то же время секс признается созидательной и доставляющей наслаждение силой, как это описано в Песни песней. Таким образом, секс не считался безусловным злом и его роль не ограничивалась одним лишь воспроизведением.

В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской гомосексуальности относились не только терпимо, но и восторженно. Сексуальные отношения между взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости, были широко распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и интеллектуальном развитии юноши (Bullough, 1976; Karlen, 1980; Tannahill, 1980).

Если, однако, эти отношения ограничивались только сексом, они не одобрялись, так же как и гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами. А гомосексуальные контакты между взрослыми мужчинами и мальчиками, не достигшими половой зрелости, были запрещены законом.

Браку и семье придавалось большое значение, но в то же время женщины были гражданами второго сорта, если их вообще можно было считать гражданами:

В Афинах женщины имели не больше политических прав, чем рабы; на протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола... Как и во всех других местах в первом тысячелетии до Р.Х., женщины составляли часть личного движимого имущества, хотя некоторые из них были незаурядными личностями. Для древних греков женщина (независимо от возраста и семейного положения) - это всего лишь "гина", т.е. производительница детей (Tannahill, 1980).  

На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение принятого у греков и у евреев.

В отличие от иудаизма, который не отделял физическую любовь от духовной, христианское учение заимствовало у греков разграничение между "эросом", или плотской любовью, и "агапе", - духовной, нетелесной любовью (Gordis, 1977).

Баллох (Ballough, 1976) пишет, что эпоха эллинизма в Греции (начавшаяся в 323 г. до Р.Х.) была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности.

Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило христианскую религию превозносить безбрачие, несмотря на то, что св. Павел писал: "хотя хорошо человеку не касаться женщины... лучше вступить в брак, чем разжигаться" (Первое послание к коринфянам, 7:1-9).

К концу IV в. нашей эры, несмотря на существование небольших групп христиан, придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность, отношение к ней церкви в целом было явно негативным, что ярко отразилось в писаниях одного из отцов церкви Блаженного Августина, который, прежде чем отрешиться от мирских утех, предавался разнообразным страстям. В "Исповеди" Августин обличал себя в резких словах: "Я загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской черной рекой вожделения" (Исповеди, Книга III:I). Он считал, что вожделение - это результат грехопадения Адама и Евы в райском саду, которое отторгнуло людей от Бога.

Таким образом, сексуальность была резко осуждена во всех ее формах, хотя Августин и его современники, вероятно, ощущали, что супружеский прокреативный секс - меньшее зло, чем все другие.

Древний Восток.

В других частях земного шара представления о сексе сильно отличались от только что описанных. Значительно более позитивным было отношение к сексу у последователей ислама, индуизма и на Древнем востоке.

Как пишет Баллох, "почти все, относящееся к сексу, находило одобрение в каком-либо из слоев индийского общества", и в Китае "секс не считался чем-то ужасным или порочным; напротив, на половой акт смотрели как на акт поклонения" и даже считали путем к бессмертию (Bullough, 1976).

Примерно в то самое время, когда Августин писал свою "Исповедь", была создана Камасутра - подробное индийское руководство по сексу; аналогичные книги были в Китае и Японии. В них прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие. Такие различия в отношении к сексу продолжают существовать и в наше время.

Древнеиндийская Камасутра - один из самых известных трактатов об искусстве любви, сохранившийся до наших дней. Искусство Востока издавна отличалось откровенным изображением эротических сцен.

Наши рекомендации