Классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов
Подчеркнем еще раз, что, прежде чем выполнить любой психологический эксперимент, необходимо четко сформулировать его задачи, определить экспериментальную гипотезу и все этапы её статистической проверки, а также выбрать соответствующий статистический метод, наиболее эффективный для решения поставленных в исследовании задач.
Подавляющее большинство задач, решаемых психологом в эксперименте, предполагает те или иные сопоставления. Это могут быть сопоставления одних и тех же показателей в разных группах испытуемых или, напротив, разных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности каких-либо воздействий (обучение, тренировка, тренинг, инструктаж и т.п.) сравниваются показатели «до» и «после» этих воздействий. Например, сравниваются показатели уровня агрессивности у подростков до и после психотренинга, что позволяет определить его эффективность. Или в лонгитюдном исследовании сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разном возрасте; это позволяет выявить временную динамику анализируемых показателей. Иногда возникает задача сравнить индивидуальные показатели, полученные при различных внешних условиях, для выявления связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи.
Два выборочных распределения сравниваются между собой или с теоретическим законом распределения, чтобы выявить различия или, напротив, сходство в типах распределений. Например, сравнение распределений времени решения простой и сложных задач позволит построить классификацию задач и типологию испытуемых.
В общем, психологические задачи, решаемые с помощью методов математической статистики, условно можно разделить на несколько групп.
1. Задачи, требующие установления сходства или различия.
2. Задачи, требующие группировки и классификации данных.
3. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности получаемых психологических признаков.
4. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных.
Эта неполная классификация носит предварительный характер. Наиболее полная сводка типов задач и методов их решения дана в Приложении 3.
Приложение 3
Задачи | Условия | Методы |
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака | а) 2 выборки испытуемых | Критерий Макнамары; Q критерий Розенбаума; U критерий Манна-Уитни; критерий (угловое преобразование Фишера) |
б) 3 и больше выборок испытуемых | S критерий Джонкира; H критерий Крускала-Уоллиса | |
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака | а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых | T критерий Вилкоксона; G критерий знаков; критерий (угловое преобразование Фишера); t-критерий Стьюдента |
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых | критерий Фридмана; L критерий тенденций Пейджа; t-критерий Стьюдента | |
3. Выявление различий в распределении признака | а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим | критерий Пирсона; - критерий Колмогорова - Смирнова; t-критерий Стьюдента |
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений | критерий Пирсона; - критерий Колмогорова - Смирнова; критерий (угловое преобразование Фишера) | |
4. Выявление степени согласованности изменений | а) двух признаков | коэффициент корреляции Пирсона; коэффициент корреляции Кендалла; R – бисериальный коэффициент корреляции; корреляционное отношение Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; коэффициент корреляции Пирсона; Линейная и криволинейная регрессии |
б) трех и большего числа признаков | коэффициент ранговой корреляции Спирмена; коэффициент корреляции Пирсона; множественная и частная корреляции; линейная, криволинейная и множественная регрессия; факторный и кластерный анализы | |
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | а) под влиянием одного фактора | S критерий Джонкира; L критерий тенденций Пейджа; Однофакторный дисперсионный анализ; Критерий Линка и Уоллеса; Критерий Немени; Множественное сравнение независимых выборок |
б) под влиянием двух факторов одновременно | двухфакторный дисперсионный анализ |