Цель задач, решаемых с помощью моделей

Задачи (функции) моделирования нацелены на:

а)выработку понимания устройства и поведения объекта (инструмент познания);

б)прогнозирование характеристик и состояния объекта (инструмент прогнозирования);

в)выбор воздействий, которые позволят достичь наших целей (инструмент планирования и управления).

В реальности эти задачи могут быть связаны и переплетены.

В зависимости от характера решаемой задачи и свойств моделируемого объекта выбираются свойства модели и используемый математический аппарат.

Методы и технологии моделирования.

Технология решения задач (анализа, прогнозирования, управления) с использованием компьютерного моделирования включает основные этапы:

1)Постановка задачиописание исходной задачи и исходных данных («что дано») и определение целей моделирования, требований к результатам («что нужно найти»).

2)Разработка концептуальной модели («расчетной схемы», упрощенного представления) или структуризация или качественный анализ – формулировка предположений и упрощений, выделение существенных элементов и взаимосвязей (результаты этапа желательно представить максимально наглядно – в виде схем, диаграмм или, по крайней мере, сжатого лаконичного описания).

3)Разработка математической модели, формализация задачиописание объекта (точнее, разработанной ранее его упрощенной концептуальной модели) на искусственном математическом («формальном») языке с использованием наиболее адекватного математического аппарата.

4)Алгоритмизация задачи – разработка алгоритма расчета, представляющего математическую модель в виде четкой и однозначной последовательности операций, которые могут быть выполнены на компьютере.

5)Кодирование алгоритма (программирование) с помощью выбранных средств программирования (языка и системы программирования, электронных таблиц, набора запросов, форм и отчетов базы данных и т.п.).

6)Тестирование (отладка) компьютерной системы (программы, расчетной таблицы, базы данных) для выявления и устранения ошибок. Этот этап является обязательным и, зачастую, наиболее длительным, потому что, в силу причин, объясняемых в соответствующем разделе курса, создать сразу программу без ошибок невозможно.

7)Использование компьютерной системы для решения поставленных задач объяснения функционирования моделируемой системы, прогнозирования ее поведения, принятия управленческих решений и т.п.

8)Интерпретация результатов компьютерного моделирования – формулировка выводов из анализа явления и следствий полученных прогнозов, выработка мер по реализации выбранного решения.

Процесс решения задачи с использованием компьютерного моделирования является итеративным (циклическим): на любом из этапов может потребоваться возврат на любой из предыдущих и внесение изменений. Так, даже на этапе интерпретации результатов может оказаться, что полученные выводы неприменимы практически и нужно вернуться к постановке задачи, пересмотрев состав исходных данных и цели моделирования (требования к результатам).

Изобразим схематически последовательность моделирования:

Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

Контрольные вопросы по теме 2.

1. Этапы решения прикладных задач на ЭВМ: постановка задачи, построение математической модели, выбор метода решения.

2. Этапы решения прикладных задач на ЭВМ: разработка алгоритма.

3. Этапы решения прикладных задач на ЭВМ: разработка программы, отладка, применение и сопровождение программы

4. Какие этапы компьютерного решения задач осуществляются без участия компьютера?

5. Что называют математической моделью объекта или явления?

6. Почему невозможно точное исследование поведения объектов или явлений?

7. Какие способы моделирования осуществляются с помощью компьютера?

8. Из каких последовательных действий состоит процесс разработки программы?

9. Чем тестирование программы отличается от её отладки?

10. Как следует планировать процесс отладки программы?

11. В чём заключается отличие синтаксических ошибок от семантических?

12. О чём свидетельствует отсутствие сообщений машины о синтаксических ошибках?

13. Какие разновидности ошибок транслятор не в состоянии обнаружить?

14. Для чего программам требуется сопровождение?

Тест. Модели решения функциональных и вычислительных задач

Задание 1

Модель – это ….

  описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства
  информация о характерных свойствах объекта
  материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий только пространственно-временные характеристики
материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики

Задание 2

Пара понятий «молекула-атом» описывается отношением:

  Общее-частное
  Объект-субъект
  Объект-модель
Целое-часть

Задание 3

Для получения прогноза загруженности в течение дня автобусного маршрута наиболее подходят методы ________ моделирования.

  полигонального
  детерминированного
статистического
  физического

Задание 4

Информационная модель – это…

  описание реального объекта, процесса или явления в виде совокупности его характеристик
совокупность сведений, образующих целостное описание, соответствующее некоторому уровню осведомленности об описываемом вопросе или объекте
  связанная совокупность структурированных данных, относящихся к определённому процессу или явлению, в конкретной предметной области
  связанная совокупность информационных объектов, описывающих информационные процессы в исследуемой предметной области

Задание 5

Предметной моделью является ______________ автобуса.

  расписание движения
макет
  фотография
  карта с маршрутом

Задание 6

Моделирование – это ….

процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели
  процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта
  процесс неформальной постановки конкретной задачи
  процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом

Задание 7

Формула длины окружности Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru является результатом _________ моделирования.

математического
  сетевого
  натурного
  компьютерного

Задание 8

При составлении модели расписания движения автобусов внутри республики полученная модель может рассматриваться как пример___________модели.

  графической
табличной
  компьютерной

Задание 9

Образной информационной моделью является ____ автобуса.

фотография
  расписание движения
  макет
  карта с маршрутом

Задание 10

Модель может быть построена для любого:

Объекта, явления или процесса
  Объекта или процесса
  Объекта или явления
  Объекта

Задание 11

Описательной информационной моделью является (-ются)…

  глобус
гелиоцентрическая модель мира
таблица, содержащая информацию о планетах Солнечной системы (расстояние, размеры, температуру, период обращения вокруг Солнца)
  законы движения планет

Задание 12

Динамические модели используют для описания …

развития организмов или популяций животных
  классификации животных
  механизма динамомашины

Задание 13

Пара понятий «подстанция-оператор» описывается отношеним:

  Общее-частное
Объект-субъект
  Объект-модель
  Целое-часть

Задание 14

Для визуализации формальной модели вычислительного алгоритма используется …

схема алгоритма
  Таблица
  словесная форма
  Программа

Задание 15

Слово «модель» происходит от латинского «modulus», что в переводе означает…

  Явление
  Процесс
образец
  Объект

Задание 16

Основной принцип, который лежит в основе моделей типа «черный ящик», – это…

реакция на заданные входные данные
  известная работа внутренней структуры модели
  стратегия действий на основе заранее заданных известных параметров
  оптимальный путь от входных данных к результату

Задание 17

В соревнованиях по бегу получен протокол, представленный на рисунке.

Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru
Время финиша спортсменов в строке протокола ...

  Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru
  Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru
Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru
  Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

Задание 18

В классификации моделей по области использования не бывает моделей…

  игровых (ролевых)
  Учебных
  Опытных
динамических

Задание 19

Современная классификация представителей животного мира является ___________ информационной моделью.

  Сетевой
  Линейной
иерархической
  зоологической

Задание 20

Натурное моделирование – это…

исследование, в котором модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом
  создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала
  создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале
  совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале

Задание 21

Пара понятий «автомобиль-чертеж» описывается отношением:

  Общее-частное
  Объект-субъект
Объект-модель
  Целое-часть

Задание 22 Информационной (знаковой) моделью является

  Анатомический муляж
Диаграмма
  Макет здания

Задание 23

Из перечисленного информационными моделями являются модели под номерами …

1) макет декорационного оформления театральной постановки

2) эскизы костюмов к театральному спектаклю

3) географический атлас

4) объемная модель молекулы воды

5) уравнение химической реакции, например Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

6) макет скелета человека

7) формула определения площади квадрата со стороной Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

8) расписание движения поездов

9) игрушечный паровоз

10) схема метрополитена

  2, 3, 4, 5, 7, 8
2, 3, 5, 7, 8, 10
  1, 2, 5, 8, 9, 10
  3, 4, 6, 7, 8, 9

Задание 24

Парикмахер делает стрижку за 35 минут. За время его работы пришли 5 человек с интервалами 15 минут. Максимальное количество людей в очереди к парикмахеру составит _______ человек(-а).

 
 

Задание 25

Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет…

уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей
  экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты
  провести натурное исследование процессов, протекающих в природе в процессе взрыва и после взрыва
  получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения

Задание 26

Не существует классификации моделей по …

  отрасли знаний
  форме представления
  фактору времени
актуальности

Задание 27

При проведении занятий проектор включается в начале занятия и выключается через 10 минут после окончания занятия. Расписание занятий на текущий день представлено на рисунке. Максимальное время отдыха проектора (с выключенным питанием) составит ________минут.
Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

 
 

Задание 28

Моделирование – это…

отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений
  расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего изучения
  аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве заменителя оригинала
  изучение оригинала путём создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя

Заключение

В заключении хотелось бы напомнить читателю, что работа с машиной существенно упрощает вашу жизнь, но решить все ваши задачи за вас она не в состоянии. Каждый пользователь, садящийся за компьютер должен помнить, что из связки человек-компьютер, умнее человек. Все решения принимаются только вами, машина лишь упрощает процесс реализации этих решений.

Список литературы

1. Информатика : практикум по технологии работы на компьютере / Н. В. Макарова [и др.] ; под ред.
Н. В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М. : Финансы
и статистика, 2003. – 256 с.

2. Королев Л. Н. Информатика. Введение в компью-терные науки : учеб. для вузов / Л. Н. Королев,
А. И. Миков. – М. : Высш. шк., 2003. – 342 с.

3. Косцов А. В. Персональный компьютер. Настольная книга пользователя / А. В. Косцов, В. В. Косцов. –
М. : Мартин, 2003. – 496 с.

4. Косцов А. В. Все о персональном компьютере. Большая энциклопедия : практ. рук. / А. В. Косцов,
В. В. Косцов. – 2-е изд., испр. – М. : Мартин, 2004. – 720 с.

5. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2004 / В. П. Леонтьев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 734 с.

6. Лопатина Н. В. Информационные специалисты : социология управления / Н. В. Лопатина ; РАН, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : Академический проект, 2006. – 204 с.

7. Стив Сагман. Microsoft Office 2000 / Стив Сагман. – М. : ДМК, 2002. – 669 с.

8. Лабораторный практикум по современным компьютерным технологиям. Часть 1. Word : учеб. пособие / Е. Е. Ершова ; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2007. – 136 с.

9. Лабораторный практикум по современным компьютерным технологиям. Часть 2. Excel : учеб. пособие / Е. Е. Ершова ; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2007. – 80 с.

УДК 681.3.068(075)

ББК 32.973–018.2

Е 804

Ершова Е. Е.

Информатика. Базовый курс. Часть 2.: учеб. пособие / Е. Е. Ершова ; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2011. – 205 с.

ISBN 5-7795-0338-9

Учебное пособие написано в соответствии с программой курсов «Информатика» и «Информационные технологии», содержит лабораторные работы, охватывающие основные возможности редактора Word, используемые при создании различных документов: писем, поздравлений, отчетов, курсовых и дипломных работ, докладов, электронных документов и учебников, электронных тестов и т.д. Каждая лабораторная работа снабжена подробными рекомендациями для ее успешного выполнения.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 040201 «Социология», будет полезно для студентов других специальностей и преподавателей в качестве практического руководства в изучении редактора Word.

Печатается по решению издательско-библиотечного совета

НГАСУ (Сибстрин)

Рецензенты:

– А.Г. Горобчук, канд. физ.-мат. наук, н.с.

ИВТ СО РАН

– М.С. Соппа, д-р физ.-мат. наук, профессор,

каф. ПМ НГАСУ (Сибстрин)

ISBN 5-7795-0338-9Ó Ершова Е.Е., 2011

Ó Новосибирский государственный

архитектурно-строительный

университет (Сибстрин), 2011

Учебное издание

Елена Евгеньевна Ершова

ИНФОРМАТИКА.

БАЗОВЫЙ КУРС.

Часть 2.

Учебное пособие

Темплан 2011 г.

Редактор

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Подписано к печати . Формат д.л.

Гарнитура Таймс.

Бумага газетная. Ризография.

Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113

Цель задач, решаемых с помощью моделей - student2.ru Отпечатано мастерской оперативной полиграфии

НГАСУ (Сибстрин)

Наши рекомендации