Направления установления целей организации
Направления | Показатели |
1. Прибыльность | Величина прибыли, рентабельность, доход на акцию |
2. Положение на рынке | Доля рынка, объем продаж, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж |
3. Производительность | Издержки на единицу продукции, материалоемкость, фондоемкость |
4. Финансовые ресурсы | Структура капитала, величина оборотного капитала, движение денежных средств |
5.Мощности организации | Размер занимаемых площадей, количество единиц оборудования и техники |
6. Разработка, производство продукции и обновление технологии | Величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки ввода в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукции |
7.Изменения в организации и управлении | Задания по срокам организационных изменений |
8.Человеческие ресурсы | Количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации |
Оказание помощи обществу, благотворительность |
Таким образом, цель можно определить как характеристику поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния. Определение целей в организациях осуществляется через процесс планирования. Вначале формулируется главная цель, затем происходит процедура ее декомпозиции, т.е. разделение цели на части и подцели. Процедура детализации проводится до тех пор, пока не будет признана ее достаточность. Декомпозиция целей во времени и пространстве, образует иерархическую структуру задач, последовательное и параллельное решение которых должно обеспечить достижение цели. Данная иерархия называется деревом целей.
Требования, предъявляемые к целям:
· быть конкретными, детализированными по всем структурам
· быть измеримыми, четко определен размер цели (цель на экстремум, на удовлетворение, прецензионные цели- не больше не меньше)
· быть реальными и достижимыми
· однозначными
· гибкими
· совместимыми
· понятными исполнителям
· персональная или субъектная привязка
· определены временные параметры (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
· определен ранг (главная или второстепенная)
Дерево целей организации
При построении дерева целей следует руководствоваться следующими принципами:
ü общая цель должна содержать описание конечного результата;
ü при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
ü при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
ü подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;
ü количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей;
ü на каждом уровне комплекс подцелей должен быть необходим и достаточен для достижения целей;
ü декомпозиция цели на подцели на каждом уровне ведется только по одному признаку декомпозиции: предметному, технологическому, ресурсному, временному;
ü каждая выделяемая подцель должна относится к организационно-обособленному субъекту деятельности организации- подразделению, работнику, координационному звену, координатору-менеджеру.
Связи между целями:
1) Вертикальные
Уровни иерархии | Виды целей |
Верхний | Высшая цель |
Средний | Промежуточная цель |
Низший | Низшая цель |
2) Горизонтальные
· Идентичность (равенство)
· Комплиментарность (гармония)
· Индифферентность (нейтралитет)
· Конкуренция
· Антагонизм (противостояние)
Конфликты целей (при конкуренции и антагонизме) :
· внутренний конфликт - противоречие интересов подразделений фирмы: цехов, участков, отделов, служб, личностей, объединенных во временные структуры
· внешний конфликт- столкновение интересов продавца и покупателя, поставщика и потребителя, кредитора и должника
· временной конфликт- несовпадение временных периодов реализации целей, забегание вперед или отставание
Возможности разрешения конфликтов:
· оценка целей по их значимости и компромисс (упорядочение) целей
· слияние целей
· доминирование целей
· расхождение целей
· диалог, внесение дополнительных условий в реализацию целей
Целеполагание является ключевым моментом в управленческой деятельности. Оно является органичной частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.
В теории менеджмента целеполагание рассматривают как процесс формирования миссии, видения и целей организации, которые служат ориентиром для всех последующих этапов принятия управленческого решения.
Процесс принятия решения и место целеполагания в нем отражено на рис..
Рис. . Этапы процесса принятия решений
Организации — это многоцелевые системы, которые одновременно реализуют несколько ключевых целей, важных для их существования. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целейорганизации. В ее состав входят цели разного уровня, рассчитанные на разные периоды времени, отличающиеся по содержанию, сфере влияния, значению и т. п. Для упорядочения всего множества целей применяется системная классификация целей (группировка) по определенным критериям(табл. ).
Таблица