Функционирование "Я-концепции", проблема ее устойчивости. Ресурсы поддержания устойчивости "Я-концепции".
Функции Я концепции:
1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфор. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
2. Я-концепция определяет поведение. Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому, человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе.
3. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность.
4. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу:
Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире.
Я-идентичность — это Я-концепция в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре.
Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей.
Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.
Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения и самообвинения, самопознания и самопереживания, самоотношения (эмоционального отношения к самому себе).
Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Так как человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, он вынужден избирательно относится к этой информации во имя сохранения некоторой устойчивости этих представлений. Если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Отсутствие стабильности снижает его способность прогнозировать дальнейшее развитие событий, да и сам этот прогноз будет невозможен при условии отсутствия стабильной информации, на которой он должен основываться.
Процесс избирательного, субъективного интерпретирования, получивший название социально-психологической самозащиты рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции, в частности. Особый интерес вызывает психодинамический подход, предлагающий в качестве возможного решения ряд механизмов психологической самозащиты личности, как способов поддержания системы представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии.
Возможность переинтерпетации в целях сохранения позитивного самоотношения, а в конечном итоге устойчивости Я-концепции часто ассоциируется с так называемыми самоудовлетворяющими предубеждениями или ресурсными механизмами:
Ø объяснение причинности, направленное на поддержание самоудовлетворенности (человек отбирает причины, устраивающие его и игнорирует - не устраивающие);
Ø сравнения в собственную пользу (избирается устраивающая система координат или эталонов и провозглашается единственно верной);
Ø склонность к самообольщению;
Ø переоценка желательности именно совершенных действий в данной ситуации (я не мог поступить иначе);
Ø переоценка точности сформировавшихся представлений и принятых решений (у меня верная информация и принятое решение является наиболее оптимальным в данной ситуации)
Ø забывание прошлого в выгодном для себя свете;
Ø стремление к нахождению дополнительных возможностей самооправдания при невозможности избавиться от воспоминаний о совершенных негативных действиях;
Ø склонность выдвигать в качестве критериев оценки других людей собственных сильных сторон;
Ø преувеличение объективности результатов проверки собственных действий в случае их позитивности;
Ø склонность к эгоцентризму, проявляющаяся в преувеличении собственной ответственности за действия других людей при объективно весьма незначительной роли для них ( стремление дать совет при отсутствии просьбы о нем);
Ø склонность к рассмотрению собственных поведенческих мотивов как более позитивных, а мотивов других людей - как менее позитивных ( я помог по причине собственной альтруистичности, он - из-за корысти);
Ø нереалистический оптимизм в отношении будущего развития событий;
Ø курьезная тенденция улучшать собственный имидж путем недооценки согласованности действий других людей.
Общая направленность перечисленных самоудовлетворяющих предубеждений очевидна – сохранение позитивного самоотношения.
12. Самоэффективность личности в процессе взаимодействия личности с внешним миром: суть концепции самоэффективности и ее основные понятия.
Самоэффективность – чувство собственной компетентности и эффективности в жизни. Это чувство формируется в результате успешного решения непростых жизненных задач и её суть заключается в том, насколько компетентным себя чувствует человек выполняя что-то, насколько может доказать правильность своих действий и проконтролировать свои результаты.
Понятие «самоэффективность» вошло в социальную психологию, благодаря концепции личности А. Бандуры. Самоэффективность – понятие комплексное. Оно характеризует степень осознавания человеком эффективности своего поведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей. С точки зрения А. Бандуры, самоэффективность влияет на многие аспекты психосоциального функционирования. Тот, кто осознал свою эффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.
Высокий уровень осознания собственной эффективности, связанный с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, таким образом, способствует самоуважению личности. И, напротив, низкий уровень, связанный с ожиданием неудачи, приводит чаще к неудовлетворительным или посредственным результатам и снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности и несостоятельности. И, наоборот, личность, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений. Таким образом, самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций.