Этические проблемы школьного консультирования

Потенциальная возможность серьезных этических противоречий между консультантом и его работодателем существует во многих школах (Davis & Ritchie, 1993). Школьная администрация нередко пытается использовать консультантов в качестве инструмента (Boy & Pine, 1968). В тех случаях, когда существует вероятность конфликта между лояльностью консультанта работодателю и интересами клиента, «консультанту всегда следует пытаться находить решение, защищающее права клиента; сначала должна соблюдаться этическая ответственность перед клиентом, и лишь после этого – перед школой (или другим учреждением)» (Huey, 1986, р. 321).

Компьютеры, консультирование и вопросы этики

Применение компьютеров и компьютерных технологий – это еще один потенциальный источник трудностей этического характера. Использование компьютеров для обмена информацией между профессиональными консультантами чревато опасностью разглашения информации о клиенте. Другим поводом для возникновения этических проблем может стать неправильное применение консультантом или клиентом информации, полученной через компьютерные сети, или просто недостоверность такой информации (Sampson.) Kolodinsky & Greeno, 1997). Кроме того, проблема виртуального консультирования – то есть консультирования через Интернет, когда консультант может находиться за сотни миль от клиента, – содержит сложные этические моменты. Поэтому Национальный Совет сертифицированных консультантов (NationalBoard of Certified Counselors – NBCC) издал руководство по этике для деятельности подобного рода.

Этические вопросы брачного/семейного консультирования

Другая область консультирования, в которой этические кризисы обычны, – это консультирование по вопросам брака и семьи (Corey et al., 1992; Huber, 1994; Margolin, 1982). Причина состоит в том, что консультанты работают с несколькими людьми как с системой, и маловероятно, что все элементы системы преследуют одни и те же цели (Wilcoxon, 1986). Чтобы преодолевать потенциальные проблемы, Томас (Thomas, 1994) разработал динамическую, процесс-ориентированную модель для использования ее консультантами при работе с семьями. В этой модели рассматривается шесть ценностей, которые воздействуют на консультанта, клиентов и на процесс консультирования: а) ответственность, б) честность, в) обязательства, г) наличие свободы выбора, д) полномочия и е) право огорчать.

Этические вопросы в других ситуациях

Условия или ситуации, в которых высока вероятность возникновения этических дилемм, встречаются также при консультировании пожилых людей (Myers, 1998), мультикультуральном консультировании (Sue, Ivey & Pedersen, 1996), при работе в системе страховой медицины (Murphy, 1998), при диагностике (Rueth, Demmit & Burger, 1998) и при проведении консультативного исследования (Jencius & Rotter, 1998). В любой подобной ситуации консультанты должны проявить внимание и избежать как шаблонного обращения со своим клиентом, так и равнодушного отношения к нему. Например, «главной заботой этики проведения исследования является, естественно, защита испытуемых» (Parker & Szymanski, 1996, p. 182). В частности, при проведении исследований встречаются четыре основные этические проблемы, которые должны быть разрешены: «1) информированное согласие, 2) принуждение и обман, 3) конфиденциальность и личная тайна и 4) публикация результатов» (Robinson & Gross, 1986, p. 331).

Наши рекомендации