Этические проблемы управленческого консультирования
Этические проблемы управленческого консультирования можно! разделить на три большие группы: взаимодействие консультантов между собой, поведение консультантов по отношению к клиентам иповедение клиентов по отношению к консультантам. Первая группа! проблем целиком и полностью определяет содержание второй. Че-1
ПО
ювек — существо системное и целостное, следовательно, то, как он ведет себя со своими собратьями по ремеслу, неминуемо становится его способом поведения с клиентами. Обе эти группы во многом определяют, как будет действовать клиент по отношению к консультанту.
Почему необходимо говорить об этических нормах в работе консультантов? Потому, что любое нарушение этических норм ведет к самым негативным и разрушительным последствиям. Так, клиент не получает нужной помощи от консультанта. По всем линиям взаимодействия возникают деструктивные конфликты. Падает авторитет профессиональной деятельности консультантов. В клиентских организациях наступает «интеллектуальное голодание», часто ведущее к летальному для организации исходу. Нарушается зыбкая устойчивость становления рыночного менталитета и рыночной экономики в стране в целом. Возможны и многие другие негативные последствия.
Этические проблемы первой группы — нормы и принципы, которые чаще всего нарушают консультанты во взаимодействии друг с другом.
1. Очерняют коллег перед потенциальными клиентами в целях получения заказа или просто «по доброте душевной». Например, некоторые обсуждают негативную информацию о других людях.
2. Воруют методы и другие инструменты, представляющие ноу-хау коллег. Существует три типа плагиаторов в науке. Первые просто берут чужие наработки и присваивают их себе «с ясными глазами». И истово говорят везде о своих гениальных достижениях. Вторые кое-как видоизменяют украденное и присвоенное. И тогда они считают это своим, третьи — это иногда «добросовестно заблуждающиеся».
3. Приписывают себе заслуги других. Чаще всего с этим можно встретиться в рекламных материалах. Например, значительная фигура всфере консультирования объявляет, что она создала нечто «впервые в России». А оказывается, что пять — семь лет назад некто другой уже создал это веще более развитой форме, дающей серьезный практический эффект.
4. Рекомендуют друг другу «плохих» клиентов (которые либо не платят, либо не этичны, либо скандальны и т.д.), из различных побуждений: зависти, злобы, желания испортить чужую репутацию и т.д.
5. Ходят по семинарам коллег, собирая различного рода инфор
мацию, не вкладывая ничего в содержание обсуждаемых вопросов.
Это, как правило, «вечные ученики», которые надеются за неиме
нием своих знаний, мыслей, достижений поживиться за счет дру
гих. Но даже когда они уже «накопали» у коллег достаточно много,
они никогда не делятся этим с другими. Только за деньги, т.е. это
типичное паразитирование на сообществе.
Этические проблемы второй группы — нормы и принципы, которые чаще всего нарушают консультанты при взаимодействии с клиентами.
1. Обещают то, что сделать не могут, или что сделать вообще невозможно. Дело в том, что есть вещи, которые при определенных подходах сделать невозможно. Например, невозможно ничего изменить в организации, если не работать в рамках подхода, ориентированного на человека. Технократически и натуралистически мыслящие консультанты прочитали или услышали о том, что любую организацию можно сделать сверхприбыльной. И пытаются делать это через совершенствование бухучета, либо повышение юридической грамотности персонала, либо совершенствование финансовых схем и т.п. Задачи подобного класса ни в коем случае нельзя решать подобным образом. Можно считать эти попытки тем же «добросовестным заблуждением». Однако подобные вторжения в живую ткань организации экспертов, которые по недоразумению называют себя консультантами, в большинстве случаев приносят больше вреда, чем пользы (изменение какой-то подсистемы ведет к разбалан-сировке устоявшихся связей и взаимодействий), что дискредитирует профессиональных консультантов в глазах руководителей и собственников.
2. Обманывают клиента, пользуясь трафаретной отчетной документацией, в которую подставляются цифры, полученные в данной организации. Некоторые крупные консультационные фирмы, опираясь на безусловно верный тезис о том, что бизнес в условиях рынка — явление массовое и технологизированное, изготавливают некие «типовые документы» (отчеты, проекты, справки и т.д.), в которых курсивом выделены куски текста, которые должны быть заменены «фактурой», полученной в ходе предварительного обследования или диагностики организации. В таких документах и рекомендации — тоже типовые. Беда не в том, что есть повторяющиеся в разных организациях явления и проблемы, а в том, что типовые представления об их решении исходят не из органики, особенностей или истории данной организации, а из чужого опыта, превративше-, гося в умозрительную схему. Такие решения не могут быть использованы в конкретной организации, а когда используются, то не толь-| ко не уходит старая проблема, но и могут появится новые. Грамотные консультанты понимают это так же, как научно мыслящий человек понимает, что нельзя создать вечный двигатель.
3. Используют работу в этой организации для получения инфор-1 мации в интересах другой, возможно конкурентной. Этот случай — фактически криминальный. Поскольку есть понятие коммерческой
гайны, то и есть закон, защищающий эту тайну. Но в среде консультантов известны случаи, когда близкие отношения с одним клиентом приводят к тому, что консультант, работающий на другого клиента, передает первому информацию о втором, дабы подтвердить свою лояльность к первому, а возможно, и заработать денег. Неплохой способ предупреждения утечки информации и наказания ta нее — потребовать, чтобы вся команда консультантов подписала •Соглашение о конфиденциальности», в котором штраф за нарушение конфиденциальности составлял бы значительную сумму.
4. Используют манипулятивные технологии, позволяющие в обход сознания клиента принудить его действовать определенным образом. Манипулирование по определению и есть принуждение человека действовать так, как нужно манипулятору, в обход сознания того, кем манипулируют. Мастера этого дела — многие политкон-сультанты. Способность манипулировать сознанием электората — показатель уровня профессионализма консультантов в этой сфере. В сфере бизнеса и управленческого консультирования манипулятивные методы используются реже. Может быть, потому, что бизнесмены более внимательны и изощрены в работе с людьми. Не исключено также, что управленческие консультанты менее испорчены, чем политические. Как это происходит? Например, консультанту надо получить заказ. Он делает предварительную диагностику и, основываясь на ее результатах, рисует будущему заказчику жуткую картину, ожидающую того, если он не прибегнет немедленно к помощи этого консультанта. В ход идут задумчивые фразы типа: «Может быть уже поздно...»; «Вас ожидает такой острый кризис, какого вы еще никогда не переживали...» и т.д. И здесь же живописуется оптимистическая картина, которая «станет реальностью, ес-|и...». Это — самые простые приемы. Есть и более утонченные. Например, «заякорить» некоторое состояние клиента, когда речь заходит о денежных вопросах. Или «отзеркаливать» жесты и поведенческие реакции клиента для возникновения у того чувства близости с консультантом.
5. Завышают (чтобы получить больше денег) или занижают (чтобы получить хоть что-то) стоимость работ. «Проси больше — дадут хоть половину», — достаточно расхожая логика, в соответствие с которой действуют многие консультанты. Не точный просчет всех параметров будущей работы, оценка, использование критериев и т.д., и расчет на то, что это повысит имидж, солидность.
6. Нарушают договоренности с клиентом по срокам, объему, качеству и результативности работ. Например, некоторые консультанты организуют свою работу таким образом, чтобы клиент через некоторое время снова обратился к ним.
Этические проблемы третьей группы — нормы и принципы, которые нарушают клиенты по отношению к консультанту.
1. Отказываются платить, дискредитируя для этого результаты работы консультанта, — это ужасно неприятная ситуация для кон- ! сультанта. Бывают и случаи, когда работа сделана, и хорошо, но ее значимость для клиента по разным причинам снижается. И за ним, чтобы он заплатил, «приходится бегать» иногда по полгода. Именно поэтому консультанты всегда стараются работать со 100-процентной предоплатой.
2. Требуют от консультанта большего объема работы за те же деньги, а то и вообще без оплаты. Норм интеллектуальной, а особенно творческой работы в сфере консультационного обеспечения управ- 1 ления и бизнеса практически не существует. Просто люди догова-1 риваются, опираясь на общепринятые, но достаточно расплывчатые I понятия о проекте, проблемах, диагностике, решениях и т.д. И дей-1 ствительно, что такое, например, «провести диагностику»? Во-первых, 1 «чего» диагностику: бизнеса, системы управления, проблем, челове-1 ческого потенциала? Во-вторых, это может быть или многомесяч- ] ное исследование, или двухчасовая встреча с коллективом, или про- | сто разговор с первым лицом. Существуют, конечно, целые арсена-1 лы специальных методов диагностики. Но глубина понимания ситуации зачастую больше зависит не от них, а от интуиции и опытаj консультанта. Например, за один час совещания у первого лица кон-; сультант, имеющий более чем 20-летний опытом консультирования,] получит столько же информации, сколько начинающий консуль-? тант получит за полгода исследований, а может быть, и больше. Значит, опытному консультанту за час, учитывая его опыт и глуби-] ну понимания ситуации, надо заплатить столько же, сколько начи-1 нающему за полгода работы. Однако клиент, особенно когда ом! свободен от этических норм, всегда может сказать, что консультанте для этого сделал недостаточно.
3. Критически оценивают методы и формы работы консультанИ та, «сбивая» его при этом психологически. Как большинство люде^И они считают себя знатоками, способными решать все проблемы, Н том числе и в области управленческого консультирования.
4. Борются с консультантами против предлагаемых ими изменеН ний, ради которых их и приглашали. Иногда клиенты прекращаю™ работу на полпути, нарушая при этом технологию изменений в ор-1 ганизации и нанося ей этим непоправимый ущерб. Одна из возмодЯ ных причин — проблемы, возникающие в ходе перестройки бизнв са или системы управления. В последние годы много говорят ofl «управлении изменениями», поскольку главные трудности сосредоЯ
точены здесь. Консультанта, например, приглашают для того, чтобы он помог усмирить распоясавшуюся бюрократию, но эта же бюрократия начинает войну с изменениями и их главным агентом — консультантом, и зачастую ее выигрывает. Ведь именно бюрократия .— та сила, которую не могут победить десятилетиями, поскольку она вооружена профессиональными методами борьбы и самозащиты: доносами, формированием негативного мнения о человеке или какой-либо затее, интригами, натравливанием людей друг на друга, разжиганием вражды и конфликтов между группами и т.д. А поскольку в любой организации есть элементы бюрократии, начинающиеся благодаря консультационному проекту изменения вызывают ее злой дух, и она начинает бороться против того, для чего пригласили консультанта. И решение даже самых мелких вопросов затягивается.
5. Очерняют консультантов перед их возможными будущими клиентами в целях психологической компенсации собственных недоработок.
6. Устраивают тендеры якобы для выбора консультантов, используя знания и опыт претендентов бесплатно.
Контрольные вопросы
1. Что такое партнерские отношения «консультант — клиент»?
2.Охарактеризуйте начало процесса отношений «консультант — клиент».
3. Каковы фундаментальные основы привлечения клиента?
4.Дайте характеристику ожиданиям, впечатлениям и восприятию решения о покупке консультационной услуги.
5. Какие существуют методы усиления впечатления о консультанте?
6.Укажите на ключевые элементы партнерского подхода к пониманию проблем клиента.
7. Какие этические проблемы управленческого консультирования вы знаете?
лава
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
5.1. Характеристики деловых игр и их место в управленческом консультировании
Обучение — важнейшая функция УК. По завершении этапа диаг-Яностики предприятия, анализа ситуации и принятия решения о типе консультирования в соответствии с программой, как правило, проводится обучение персонала, включая первого руководителя. Формы обучения могут быть самыми разными, преимущественно активными. Из известного пакета активных методов обучения (АМО) в консалтинге наибольшее применение находят деловые игры (ДИ). В процессе их разработки и проведения моделируются те или иные практические ситуации, в которых участники пытаются отыскать оптимальные решения.
Овладение техникой проведения деловых игр — одна из непростым задач по повышению качества УК. Различные авторы по-разному сформулировали свое понимание деловой игры, некоторые из этих формулировок могут представить интерес с позиций приложения их к консалтингу (табл. 5.1).
Первые три формулировки из табл. 5.1 рассматривают игру каподну из сторон жизнедеятельности человека, в которой наиболее ярко! проявляются его качества, столь незаметные в обыденной жизни. Су-1 жая понятие «игра» до понятия «деловая игра», можно обнаружить не-J которые противоречия в формулировках разных авторов, анализ которых! позволит глубже понять особенности ДИ и возможности эффективно-! го их применения в процессе управленческого консультирования.
История деловых игр складывается вот уже более полувека, и иж содержание не ограничивается только областью научно-технического! знания, а носит комплексный характер, охватывая весь спектр соци-1 альных, экономических, организационных и прочих отношений в об-1 ществе. Несколько ограничивает возможности деловых игр мнение о] том, что их основу составляет экономико-математическая модель про-1 цесса и что игра «используется тогда, когда для данной ситуации не! удается построить полностью формализованную имитационную моМ дель» [47]. Игра не только строится в виде какой-либо модели, но и| сама создает огромное количество вариантов решения проблемной си*1туации с неформализованными субъектами инештатными ситуация-!
ми, формализовать которые с помощью ЭВМ не всегда возможно, да и не нужно. Даже чисто компьютерный вариант игры может быть использован только как приложение, например, к производственной деловой игре или как инструмент, используемый эпизодически.
Таблица 5.1 Формулировки деловых игр из различных источников [47]
Авторские формулировки ДИ | Источники |
2 | |
Игра — термин, обозначающий широкий круг леятельности животных и человека, противопоставляемых обычно утилитарно практической леятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности | Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. - С. 195. |
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе | Советский энциклопедический словарь. — М., 1986. С. 475. |
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий | Краткий психологический словарь, - М., 1985. С. 148. |
И фа деловая — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной леятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики | Краткий психологический словарь. — М, 1995. — С. 148. |
Деловая игра — модель совместного поиска истины | Ванштейн B.C. Мыслитель. - М., 1981. -С. 19. |
Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия управленческих. решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме | Бельчиков Я.М., Бирн-штейн М.М. Деловые игры. - Рига, 1989. - С. 11. |
Деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач | Арутюнов Ю.С Методические вопросы деловых игр (Применение активных методов обучения): Тезисы доклада научно-технической школы-семинара. — Л., 1987. - С. 785. |
Деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта | Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. — Л., 1989. - С. 5. |
Окончание табл. 5.1
Под имитационной игрой будем понимать игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем | Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. — Новосибирск, 1989. - С. 56. |
Основой игры является экономико-математическая модель изучаемого процесса: саму игру можно рассматривать как некоторое упрощенное воспроизведение реальной хозяйственной ситуации или процесса, то есть их модель. Она используется, только когда для данной ситуации не удается построить формализованную имитационную модель, которую можно было бы «проиграть» непосредственно на ЭВМ | Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. - М., 1987. - С. 89. |
Деловые игры или управленческие имитационные игры, отличающиеся от других тем, что в них рассматривается проблема социального управления, важная особенность которого — участие принимающих решения людей. В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи... ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. Правила управленческой игры не придумываются, а являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов | Игровые занятия в строительном вузе / Под ред. Литвиненко Е.А., Рыбаль-ского В.И. — Киев, 1988. - С.16. |
Имитационная игра является не только средством познания системы-прототипа в научных, практических или учебных целях: игра может иметь целью воспитание навыков, умений, качеств, необходимых для успешной деятельности в системе | Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М., 1989. - С. 147. |
Деловая игра — это творение игрового образца в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил | Крюков М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической деятельности в деловых играх. — М., 1988. - С. 30. |
Игра является моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается | Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. - М, 1989. — С. 171. |
Анализ формулировок ДИ из табл. 5.1, данных различными авторами, показывает возможность их широкого применения в режиме активного консультирования. Из многообразия типов УК активное консультирование представляет интерес в силу сложившихся обстоятельств, связанных с ограничениями во времени для поиска и принятия управленческих решений. Поэтому в основе активного консультирования может быть использована деловая игра, построенная специальным образом на базе консалтинговых технологий. Деловые игры могут применяться на разных этапах управленческого консультирования, и в этой связи их следует классифицировать по каким-либо признакам.
Ю.В. Геронимус в книге «Игра, модель, экономика» [47] разворачивает логическую цепь: от детских, спортивных, салонных, военных и прочих игр до современных управленческих, использующих элементы математической теории игр. По его мнению, управленческие (имитационные) игры представляют собой гибрид экономико-математического и гуманитарного подхода к познанию действительности. Попыток же классифицировать ДИ ни Ю.В. Геронимус, ни другие авторы не делают. Однако на основе имеющихся сведений о деловых играх такая классификация может быть выстроена следующим образом:
1) по цели применения — учебные, производственные, исследовательские;
2) по сферам применения — медицинские, экологические, финансовые, исторические и т.д.;
3) по степени использования ЭВМ — машинные и безмашинные;
4) по уровням управленческой иерархии — цеховые, заводские, городские, областные (краевые), региональные, федеральные;
5) по технологии получения нового знания — проблемно-деловые, организационно-деятсльностные и т.д.
Единой классификации деловых игр пока нет, но, рассматривая возможность использования ДИ в УК, следует добавить к перечисленным выше признакам классификацию по месту их применения в управленческом консультировании.
Управленческое консультирование может быть организовано иерархически и состоять из следующих уровней:
1-й уровень — консультирование зарубежных и международных предприятий, проектов, программ;
2-й уровень — консультирование городских, областных, региональных, республиканских органов управления и проектов;
3-й уровень — консультирование предприятий различных форм собственности;
4-й уровень — консультирование внутренних, структурных подразделений предприятий.
На каждом из предложенных уровней консультанты в рамках единой технологии консалтинга используют некоторые специфичен ские приемы, комбинации приемов и наборы инструментов. Такой инструмент, как деловая игра, по мере применения на каждом иа уровней консалтинга изменяется весьма значительно. Классифицировать ДИ по уровням консультирования наиболее рационально в соответствии с приоритетами. Так, на самом нижнем (4-м) уровне УК преобладают учебные деловые игры и в самом незначительном количестве, производственные и исследовательские. На 3-м уровне преобладают уже производственные деловые игры, отчасти сохраняются учебные и получают развитие исследовательские. 2-й уровень отдает приоритет исследовательским деловым играм, сохраняя производственные и учебные. На 1-м (высшем) уровне консалтинга, предпочтение отдается организационно-деятельностным играм (ОДИ), В общем виде классификация ДИ по приоритетности на уровня)! УК представлена в табл. 5.2.
Из табл. 5.2 видно, что учебные ДИ обслуживают 4, 3 и 3-й уров* ни УК, что естественно, ибо консалтинг — это всегда обучение, Учебный процесс присутствует и на высшем уровне иерархии УК. но уже в рамках оргдеятельностных игр без выделения обучающих процедур. Учебные ДИ преобладают во внутрифирменном консультировании как отдельные игровые процедуры, направленные на обучение, и в составе производственных ДИ, направленных на предметный поиск эффективных решений тупиковых производственных задач. Динамика приоритетов деловых игр по уровням УК подтверждает целевые установки консультантов и изменения качества kohj салтинга. Наивысшего качества консалтинг достигает, применяя i качестве базового инструмента организационно-деятельностные игры.
Разработчики ОДИ заявляют, что в настоящее время происхо^ дит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления — методологического. В соответствии с ним в про цессе мышления «человек постоянно меняет свои позиции и точк! зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с дру гой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает опреде< ленное представление, а затем стремится синкретически (соединё ние разнородных элементов) объединить их друг с другом»1. Но по' скольку такого рода комплексы очень далеки от реальности и е< процессов, «встает специальная задача произвести разработки эти! ...комплексов и задать правила логически строгого и объективна! содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смы слов и представлений»2. Этот тезис важен для понимания сути си<;
--------------------------------
1 Попов СВ., Щедровицкий П.Г. Конкурс руководителей. — М., 1989. — С. 8.
2 Там же.
гемомыследеятельностной методологии, тем более что в нем зало жен глубинный смысл консультационной деятельности.
Таблица 5.2 Классификация деловых игр по приоритетности на уровнях управленческого консультирования
Уровни УК | Сфера приложения УК | Типы ДИ по уровням УК | Основные цели ДИ | Ранжирование ДИ |
1-й | Консультирование международных программ. Консультирование зарубежных объектов | 1. Организацион но-деятельные 2. Исследователь ские 3. Производ ственные | 1. Овладение сис- темномыследеятель- ной методологией для «выращивания» нового знания 2. Формирование инновационной восприимчивости предприятия | Игры 1-го ранга |
2-й | Консультирование федеральных, региональных, областных, городских проектов | 1. Исследователь ские 2. Производствен ные 3. Учебные | 1. «Выращивание» нового знания 2. Обучение руко водителей 3. Обучение твор ческим методам работы в группе | Игры 2-го ранга |
3-й | Консультирование организаций, предприятий и т.п. | 1. Производ ственные 2. Исследова тельские 3. Учебные | 1. Освоение кол лективных методов решения проблем 2. Обучение руко водителей 3. Формирование ВТК | Игры 3-го ранга |
4-й | Внутрифирменное консультирование | 1. Учебные 2. Производ ственные 3. Исследова тельские | 1. Активное обуче ние персонала 2. Коллективный поиск предметных управленческих решений | Игры 4-го ранга |
Выводы, которые нам предстоит сделать на основе предыдущих рассуждений, свидетельствуют о том, что деловые игры как средство экспресс-диагностики социально-экономических систем, как способ моделирования и прогнозирования будущего являются важной частью управленческого консультирования.