Quot;Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих"
Мы посмотрели в те места из Посланий апостолов, в которых употребляются слова "война" и "воинствовать", "вражда" и "восставать". Ни одного раза в этих отрывках не упоминалось о дьяволе. И все же если послушать некоторых, то можно подумать, что духовная брань является единственным предметом Библии!
Говоря о доктринах, некоторые люди могут делать из мухи слона. Мне кажется, это происходит потому, что некоторые христиане хотят во всем обвинить дьявола. Но в Посланиях слова "война" и "воинствовать" относятся, прежде всего, к усмирению плоти и контролю за мыслями. Это можно сделать только, Словом Божьим и с помощью Духа Божьего.
Многие верующие пытаются одержать победу в жизни. Другими способами. Но им нужно понять, что истинная духовная война - это в большинстве случаев борьба с разумом и плотью, а также "подвизаться добрым подвигом веры" (1Тим. 6:12). Те, кто хорошо ведет войну, обновляют свой разум и контролируют свою плоть и знают, как стоять в вере на обетованиях Слова Божьего.
Усмирять свою плоть и контролировать свои мысли не учат особенно широко в Теле Христа, так что многие верующие позволяют похотям плоти и свирепствовать, и оставаться неконтролируемыми. Многие христиане, впавшие в грех обвиняют в этом дьявола, но они никогда бы не согрешили, если бы следили бы за своим разумом и плотью. Они могут говорить, что сатана подвел их ко греху, но истина в том, что сатана нашел открытую дверь, через которую он смог пройти в их жизнь. Они либо думали неправильно, либо не распяли свою плоть.
Одним из наибольших недостатков харизматического движения является то, что в нем так мало учили об освящении и отделении от скверных похотей этого мира (см. 2Кор. 6:17-2Петр. 1:4). Многое из того, в чем верующие обвиняют дьявола, является недостатком их освящения и отделения от этого мира. Мы отделяемся от мира, исполняя инструкции Библии, данные в Послании к Римлянам (12:1 и 2). Если верующие будут выполнять эти инструкции, то большая часть духовной войны, с которой они столкнутся в жизни, уже будет пройдена.
Я не отвергаю существования дьявола и того, что он наш противник. Но когда верующие учатся с помощью Божьего Слова контролировать свои мысли и руководить своей собственной плотью, у них не будет трудностей в одержании победы над дьяволом, который поражен, лишен силы, уничтожен и превращен в ничто две тысячи лет назад Господом Иисусом Христом.
Я рассказываю вам о том, что говорит Слово о предмете духовной войны. Вместо того чтобы все время стоять против чего-то, почему бы нам не встать за что-то - за истину Божьего Слова о победе Иисуса над сатаной на Голгофском Кресте. Если мы встанем за истину и примем Слово внутрь нас, ситуации в нашей жизни начнут исправляться. Нам нужно оставаться в наступательной позиции, проповедуя Слово, а не в постоянном поражении, пытаясь сражаться с побежденным врагом, пытаясь снова одержать победу, которую Христос уже одержал за нас.
Бороться ли христианам с бесами?
Итак, мы увидели, что Послания апостолов используют слова "война" и "воинствовать", чтобы описать конфликт между плотью и разумом и между плотью и возрожденным духом. Но что же Библия говорит о "борьбе"? Учит ли Библия о том, что христианам нужно бороться с бесами?
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ 6:10-17:
Quot;Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие".
Брань, или борьба, означает применение усилий, не так ли? В соответствии с этим местом Писания мы боремся с дьяволом. Мы должны разобраться с ним в своей жизни. Но прочитайте этот отрывок в контексте со всем Словом Божьим, провозглашающим, что Иисус победил сатану и искупил нас от его владычества.
Одно из значений слова, переведенного как "брань" - раскачивать, колебать. Если мы ему позволим, враг выступит против нас и попытается поколебать, от веры увести нас в сомнения, в неверие в Слово, чтобы он смог победить. Но если мы будем стоять в вере, то он не сможет отклонить нас от Слова. Поэтому борьба, которую мы ведем, это не сражение с дьяволом, но стремление удержаться в вере в Божье Слово.
Понимаете, слово "брань" ("борьба" в английском переводе) в Послании к Ефесянам используется в переносном смысле, так же, как слово "проходить" употребляется в переносном смысле в Послании к Евреям (12:1): "...будем проходить предлежащее нам поприще". Слово "бороться" в Библии употреблено не для того, чтобы побудить верующих подвязаться в суровую битву и бороться с дьяволом в молитве.
Нет, Библия хочет показать верующим, что наше противостояние в этой жизни происходит в духовном мире и что мы не боремся против плоти и крови, но мы хотим занять свою позицию на Слове Божьем и воплотить в действительность нашу победу над пораженным врагом.
Мы можем принять победу Иисуса Христа, которая уже была одержана за нас, и признать поражение сатаны во всех ситуациях, или мы можем проиграть сражение веры. Бог не хочет, чтобы мы проигрывали, но, не веря в Божье Слово о том, кто мы во Христе и чем мы уже владеем во Христе, и, не употребляя нашу власть во Христе против дьявола, мы можем позволить сатане играть главную роль в любой ситуации.
Итак, если не прочитать этот отрывок из Послания к Ефесянам во всеобщем контексте, но только обратить внимание на двенадцатый стих, можно оказаться смущенным и разбитым, потому что сразу подумается: "Я должен это делать! Я должен бороться со всеми этими начальствами и властями и силами тьмы злобы поднебесными, чтобы попытаться победить их".
Но всякий раз, выделяя одну часть Писания и вырывая его из контекста, очень легко приписать ей смысл, совершенно ему не свойственный. А если представить стих Библии так, что он будет исключать другие места Писания, то мы не получим полного Божьего ответа на вопрос. То, что нам нужно сделать, так это упорядочить свои мысли и начать верить в соответствии со всей мудростью Слова Божьего.
Например, прочитав только двенадцатый стих, можно понять, какое потрясение испытывают люди, когда думают, что им нужно будет бороться со злыми духами и победить их. Но таким образом они начинают сосредоточиваться на дьяволе. И вместо того чтобы с благодарностью принимать совершенную на Кресте работу, они пытаются бороться с врагом, забыв, что он уже побежден! Это дает дьяволу возможность создать хаос в их умах, телах и жизни, поскольку получается, будто они не верят в утверждение Слова о том, что Иисус сделал для них. Чрезмерно акцентируя только один стих, не принимая во внимание всей мудрости Божьей, люди сосредоточиваются не на том, что Христос уже сделал для верующих, а на том, что еще должны сделать христиане, чтобы одержать победу над дьяволом. Это не соответствует Писанию, потому что каждый верующий уже является участником победы Иисуса над сатаной.
Нам нужно постоянно устремлять свой разум ко всей мудрости Божьей. Хотя Послание к Ефесянам (6:12) и говорит, что мы боремся против начальств и властей, в другом стихе Библия говорит, что наша война против врага, который уже поражен! Поэтому читайте шестую главу Послания к Ефесянам, но вместо того чтобы застрять на двенадцатом стихе, создавая из него учение, уясните для себя полный взгляд Бога на этот вопрос.
Например, читайте Послание к Ефесянам (6:12): "Наша брань против начальств и властей", но читайте также в Послании к Колоссянам (2:15): "Отняв силы у начальств и властей, Иисус властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою [на кресте]". А затем посмотрите в Евангелии от Луки (10:19): "Се, даю вам [Телу Христа] власть наступать на змей и скорпионов (на дьявола и на его злые силы) и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам".
Да, конечно, мы сражаемся, но сражаемся против начальств и властей, которых Иисус уже поразил Своей смертью, погребением и воскресением! Отметьте также, что в Евангелии от Луки (10:20) Иисус призывает Своих учеников не радоваться своей власти над дьяволом, а радоваться своим взаимоотношениям с Богом и тому факту, что их имена записаны в Книге Жизни на небесах. Поэтому мы должны сосредоточиться не на сражении, а на общении с могучим и любящим Богом.
Некоторые люди говорят, что Тело Христа должно сражаться с дьяволом. Но зачем сражаться с врагом, который уже был, свергнут со своей позиции власти!
Да, некоторые приходят на собрание в церковь в армейской форме, и вместо того чтобы славить Бога, они проводят все время, вопя, крича и пытаясь биться с дьяволом в молитве. Они пользуются такими местами писания, как Второе послание к Тимофею (2:3,4), чтобы оправдать свои действия: "Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими..."
На самом деле во Втором послании к Тимофею, как и в Послании к Ефесянам, Павел употребляет слова "воин" "брань" в переносном смысле. Павел использует иллюстрацию из римской армии, для того чтобы людям было легче понять, о чем он говорит. Он выбрал сравнения, которые могли понять люди тех дней. Это можно увидеть, прочитав приведенный отрывок в контексте.
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ 2:3-6:
Quot;Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов".
В этих стихах Павел использует военные, спортивные и сельскохозяйственные термины, для того чтобы проиллюстрировать различные аспекты служения. В стихах 3 и 4 он употребляет слово "воин", чтобы показать тяжесть, дисциплину и посвящение, которое иногда требуется для того, чтобы исполнить призвание Божье. Выражение "подвизаться" (состязаться в мастерстве) в пятом стихе относится к завоеванию первого приза в атлетических соревнованиях. И слово "земледелец" относится к крестьянину, собирающему урожай.
Итак, основываясь на Писании, вырванном из контекста, мы должны были бы стать "воинствующей" Церковью, чтобы сражаться с дьяволом, а в соответствии со Вторым посланием к Тимофею (2:3-6), мы должны стать "спортивной" Церковью и приходить на собрание в спортивных костюмах, или нам следует стать "сельскохозяйственной" Церковью и приходить одетыми, как фермеры!
Вы видите, как это нелепо? Нам не следует предпринимать практические действия, основываясь на стихах, служащих сравнениями. Эти стихи служат для того только, чтобы проиллюстрировать различные аспекты христианской жизни и служения.
Некоторые люди - хорошие, действующие из лучших побуждений христиане - приходят в церковь или идут на молитвенное собрание, чтобы воевать в молитве с дьяволом. Мы должны стоять в своей позиции победы во Христе, приводя в исполнение истину Божьего Слова, потому что сатана был повержен на Голгофском Кресте.
Опять же постоянные сражения и битвы с дьяволом не могут соответствовать Писанию, потому что это отрицает победу Иисуса на Голгофском Кресте. Благодаря победе Иисуса над сатаной верующим теперь нужно только занять свою позицию власти в завершенной работе Креста и присвоить верой то, что Иисус сделал для них.
Борьба в духовном мире
Церковь Господа Иисуса Христа должна научиться сохранять баланс. Выделение одних мест Писания в ущерб другим или превозношение чего-то, кроме Божьего Слова, включая небиблейскую практику, все это может увести верующего с прямого пути. Любой может взять один аспект Библии, сделать на нем ненужный акцент и исказить общий смысл Библии.
Именно так поступили некоторые христиане по поводу "брани" с дьяволом. Они обращаются к использованию плотских приемов, таких, как крики, вопли на дьявола, чтобы "победить" его. Но борьба, которую ведут верующие против сил зла, не совершается в естественном мире с помощью плотских способов. Она совершена уже в духовном мире с помощью веры в Слово.
Некоторые верующие даже место писания о злых духах в поднебесье (см. Еф. 2:6), вырванное из контекста, понимают буквально и уверяют, что нам нужно подняться выше физически, чтобы бороться молитвой с этими злыми духами в поднебесье! Все, что им действительно нужно, так это спуститься на землю, где ведется настоящая борьба - с разумом и плотью!
То, что делают эти люди, является попыткой физически достичь того места, где Бог уже посадил нас - на небесах с Иисусом Христом (Еф. 2:6). Мы уже превыше начальств и властей в своей позиции во Христе.
И не только это, но Библия еще говорит: "...что вы свяжете на земле, то будет связано на небе..." (Мат. 18:18) и "...если двое из вас согласятся просить на земле о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Мат. 18:19). Библия учит делать все это на земле, нигде не упомянуто, что для того, чтобы справиться с дьяволом, нам нужно подниматься в духовную атмосферу! Все, что Иисус и Его ученики совершили, совершено на земле, а не над землей, в небесах.
Павел и Сила молились так, что сила Божья сошла на землю
Если вы хотите знать, соответствует ли Писанию духовная практика, посмотрите в Слово и найдите места, где описывается, как Иисус с учениками делает то же самое. Например, что делали ученики, встретив сильное сатанинское противостояние?
Конечно, Павел и Сила переживали войну с врагом, когда их избили и бросили в тюрьму (см. Деян. 16:18,22,23). В этом нет сомнений. Это дьявол настроил людей против них. Это не по вине Бога Павла и Силу бросили в тюрьму; за этой ситуацией стоял дьявол. Дьявол мешал Церкви и Благой вести, действуя через людей.
Нашли ли Павел и Сила способ подняться под облака, чтобы сражаться с дьяволом? Они воевали и боролись, кричали и сражались с бесами на языках?
Нет, когда Павла и Силу бросили в темницу, их ноги заковали в колодки, так что апостолы не были в состоянии двигаться, и бросили их в самый дальний угол тюрьмы (см. Деян. 16:23-26). Как могли они подняться в небеса, чтобы встретиться с силами тьмы, которые стояли против них? Им это не было нужно! Они славили Бога, и к ним сошел Дух Святой!
Прямо здесь, на земле, в полночь Павел и Сила молились и пели восхваления Богу, а Бог услышал и освободил их (см. Деян. 16:25). Видите, молитва и прославление - это вид библейской "брани" в духовном мире, потому что нужно иметь веру, чтобы это делать. И потому, что Бог ответил на веру (см. Евр. 11:6), он спустился и потряс эту старую тюрьму, выпустив Павла и Силу.
Нам не нужно подниматься в поднебесье для того, чтобы справиться со злыми духами! Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы пребывать в Силе Божьей, которая уже доступна нам как верующим прямо здесь, на земле! Да, слово "брань" показывает нам, что существует духовный конфликт между верующим и дьяволом. Но борьба совершается на арене веры - в духовном мире, а не в физическом. Это сражение требует от нас твердого стояния на обетованиях Божьих и на совершенном деле искупления.