Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. вибрацию в ногах и теле
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
117
вибрацию в ногах и теле. Он возбуждался, поскольку ему казалось, что с ним что-то происходит. Но кроме некоторого высвобождения чувства в плаче, эти предварительные непроизвольные движения ни к чему не привели. Энтузиазм постепенно пропал, усилилась депрессия. Ему стало гораздо труднее работать. Я предупредил его о возможности такого развития событий, поскольку мой опыт подсказывал, что путь к улучшению самочувствия пациента проходит через необходимость взглянуть в лицо своим страхам. Мы оба видели, что Биллу грозит потеря места на службе, так как он не может работать. Это означало бы, что с ним «что-то произойдет», и он полагал, что это как раз то, что он искал, хотя, конечно, такое развитие событий было бы неблагоприятным.
Физически Билл был молодым человеком с тонким жестким телом, которое можно было бы назвать ас-теничным. У него были широкие плечи, узкий таз и нео- . бычно тонкие, напряженные ноги. Его грудь, довольно большая, была депрессирована в области грудины, а брюшная мускулатура находилась в крайне контрактиро-ванном состоянии. В связи с этим, дыхание Билла ограничивалось грудной клеткой. Хотя он обладал сильными руками и ногами, они не были интегрированы с телом. Несмотря на кажущуюся силу, тело этого молодого человека было слабым. Разлом его личности проявлялся и в выражении лица. В спокойном состоянии лицо было старым, оно выражало печаль и усталость, но когда он улыбался, лицо освещалось, как у мальчишки. Конфликт между оптимизмом и подавленностью подталкивал его к опасным действиям, при которых, к счастью, ничего не произошло.
Билл был скалолазом; одним из лучших, по его словам. У него на счету были многие восхождения, которые он совершал без страха и без колебаний. Он не испытывал осознанного страха высоты, его не пугала возможность падения. Он не боялся, потому что частью своей личности не заботился о том, что может свалиться. Билл вспомнил инцидент, который произошел во время одиночного штурма скалы: он потерял точку опоры. Ка-
кое-то время ему пришлось висеть, держась руками за узенький карниз. Пока он нащупывал пальцами опору, его ум оставался совершенно беспристрастным. Он размышлял: «Как это будет, если я упаду?» Паники не было.
В личности Билла желание, чтобы произошло что-то значительное, конфликтовало со страхом, что если это произойдет, то может повлечь за собой катастрофу. Этот конфликт заставлял его бросать вызов опасным ситуациям, особенно таким, которые грозили падением. Находясь на скале, он принуждал себя подойти к самому краю, чтобы доказать, что не боится. Он считал, что наличие пропасти безразлично, поскольку он стоит на твердой земле. Это рассуждение детерминировалось психологией безрассудства. Безрассудный человек подвергает себя бессмысленной опасности, чтобы доказать, что может выжить. Состояние Билла раскрылось в нескольких странных фантазиях. У него появлялись импульсы, временами очень отчетливые, притронуться к оголенному электрическому проводу под высоким напряжением или встать на пути быстро мчащейся машины, чтобы посмотреть, что будет. Он сказал, что если решит покончить с собой, то сделает это, прыгнув со скалы. «Если такое произойдет, то я смогу сделать это смело». — заявил он. Биллу хотелось возбуждения опасностью, но одновременно нужен был залог, что ничего не произойдет.
Анализ показывает, что людей, которые боятся падения с высоты, пугают полеты во сне и любовные неудачи. Против страха высоты эго может выставить защиты, которые вытеснят этот страх и позволят человеку действовать в опасных ситуациях. Эго даже может, как в случае Билла, заставить его бросить вызов бессознательной тревожности. Но помочь испуганному человеку влюбиться эго не в силах, поскольку не может контролировать чувство любви. Неудивительно, что Билл страдал бессонницей, и что бессонные ночи повторялись все чаще и чаще. Он действительно не был влюблен. Влюбленный человек не станет жаловаться на то, что ничего не происходит.