Виды государственных аттестационных испытаний
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки
Гостиничное дело
Направленность программы (профиль):
«Гостиничная деятельность»
Квалификация (степень):
Бакалавр
Екатеринбург 2015
Пояснительная записка
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело разработана коллективом кафедры туризма и гостеприимства факультета туризма и гостиничного сервиса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1432, Приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников УрГПУ (далее – Положение) устанавливает процедуру организации и проведения Уральским государственным педагогическим университетом (далее – университет), осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата (далее – образовательных программ), государственной итоговой аттестации обучающихся (выпускников) (далее – ГИА), завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, включая формы ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА; требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА; порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА; особенности проведения ГИА для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ).
2. Положение разработано в соответствии с требованиями и нормами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;
- Устава университета;
- локальных нормативных актов университета.
3. Положение распространяется на выпускников университета, обучающихся по всем формам получения высшего образования.
4. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ высшего образования (далее – ООП ВО) соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).
5. Объем (в зачетных единицах) ГИА, ее структура и содержание устанавливается университетом в соответствии с требованиями ФГОС.
6. К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей ООП ВО.
7. Обеспечение проведения ГИА по ООП ВО осуществляется университетом.
8. Университет использует необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении ГИА обучающихся.
9. Обучающимся и лицам, привлекаемым к ГИА, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
10. Лица, осваивающие ООП ВО в форме самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации ООП ВО, вправе пройти экстерном ГИА в университете по имеющей государственную аккредитацию ООП ВО, в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 г. № 636.
11. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.
12. ГИА проводится в сроки, определяемые учебным планом ООП и графиком учебного процесса, но не позднее 30 июня.
13. Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются Регламентом применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в УрГПУ (п. 4.15), отдельными локальными нормативными актами университета.
ГИА проводится в сроки, установленные календарным учебным графиком, в форме контактной работы обучающихся с членами ГЭК при личной явке обучающихся в место проведения ГИА (учебно-лабораторные корпуса в г. Екатеринбурге).
Успешное прохождение ГИА является основанием для выдачи обучающемуся документа о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью государственной итоговой аттестации является определение теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач и выявление её соответствия необходимому уровню профессиональных компетенций в области гостиничного дела, установленных ФГОС ВО.
Задачи итогового междисциплинарного экзамена:
1. Определить степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций студентов в гостиничном деле, а именно в сервисной деятельности, психологии делового общения, охране труда, экономике гостиничного предприятия, организации гостиничного дела, маркетинге гостиничного предприятия, профессиональной этике и этикету, правовом обеспечении гостиничного дела, статистике гостеприимства и технологии гостиничной деятельности.
2. Выявить степень владения интеллектуальными операциями с компонентами предметной информации: научными понятиями, фактами, проблемами, теориями, закономерностями, правилами, методами и процедурами.
Содержание «Итогового междисциплинарного экзамена»отражает основные вопросы дисциплин общей профессиональной и специальной подготовки, знание которых определяет необходимый уровень готовности выпускников к работе в качестве бакалавра гостиничного дела. К минимуму содержания образовательной программы в перечень итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело включены примерные вопросы по следующим учебным дисциплинам:
1. Сервисная деятельность
2. Психология делового общения
3. Безопасность жизнедеятельности
4. Гостиничный менеджмент
5. Экономика гостиничного предприятия
6. Организация гостиничного дела
7. Маркетинг гостиничного предприятия
8. Правовое регулирование гостиничного дела
9. Информационные технологии в гостеприимстве
10. Технологии гостиничной деятельности.
Форма проведения государственного экзамена «Итоговый междисциплинарный экзамен» – тестирование.
В контексте разработки тестовых заданий знания рассматриваются как совокупность наличия информации и владения интеллектуальными операциями с ее компонентами, а умения – как целенаправленный комплекс действий, осуществляемых на базе знания.
Основными компонентами информации, составляющей знания, принято считать: научные понятия, факты, проблемы, теории, закономерности, правила, методы, процедуры.
Диагностическими показателями владения умениями обычно являются конкретные действия, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Поскольку тестирование значительно ограничивает возможности включения в систему тестовых заданий относительно практических действий, то проверка данного умения осуществляется в рамках выпускной квалификационной работы (ВКР).
Рассмотренные показатели знаний студентов охватывают как предметную (социально-культурную), так и надпредметную (гуманитарную) область, то есть наличие информации и выполнение интеллектуальных операций с ней связано с конкретно-научными (в области сервисологии, сервисной деятельности и т.п.), межнаучными (философскими, социологическими, психологическими, правовыми, экономическими, в области информационных технологий и др.), общенаучными (методологическими, статистическими и др.) знаниями и интеллектуальным развитием студентов.
Задания теста соответствуют репродуктивному уровню усвоения учебного материала и ориентированы на воспроизведение полученных знаний и владение комплексом их компонентов: научными понятиями, фактами, проблемами, теориями, закономерностями, правилами, методами, процедурами.
Форма заданий соответствует закрытому типу, связана с выбором единственно правильного ответа.
В период подготовки к государственному экзамену для студентов организуются консультации ведущих преподавателей профилирующих дисциплин, на содержании которых построен тест.
Перечень дисциплин и содержание программы государственного экзамена «Итоговый междисциплинарный экзамен» ежегодно обсуждается и корректируется на заседании кафедры и утверждается на заседании Ученого совета института социального образования. Характер указанных корректировок за шесть месяцев до даты проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена доводится до сведения студентов.
Итоговый междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав комиссии по Государственной итоговой аттестации. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей кафедры и возглавляется председателем комиссии по ГИА.
Требования к уровню подготовки студентовпо направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело:
в области сервисной деятельности:
иметь представление: о видах и формах сервисной деятельности; о формах организации, технологии и управлении объектами гостиничной индустрии; о тенденциях развития гостиничного сервиса; об инновационных процессах в сфере сервиса; о законах удовлетворения потребностей человека в гостиничной индустрии, о культуре сервиса; об основах государственного регулирования в сфере гостеприимства и стандартизации в сфере гостеприимства (нормативы и показатели); о технологиях сервисной деятельности;
знать: теорию организации обслуживания; содержание основных понятий сервисной деятельности; принципы организации и технологии производственного процесса предприятий сферы сервиса; основы организации деятельности сервисному обслуживанию; нормы деловой, письменной и устной речи, процесса организации эффективной речевой коммуникации в сфере гостиничного сервиса;
владеть: методами анализа стратегии и тактики деятельности предприятий и организаций, предоставляющих услуги гостиничного сервиса; приемами комплексного обслуживания потребителя услуг в сфере гостеприимства; приемами и методами межличностного общения; иностранными языками при оказании услуг индустрии гостеприимства; методами анализа организации и обеспечения качества оказываемых услуг; приемами и методами регулирования системой межличностного общения; приемами комплексного обслуживания потребителей услуг туризма; навыками анализа процесса оказания услуг, предоставляемых различными отделами предприятий индустрии гостиничного сервиса.
в области психологии делового общения:
знать: особенности, механизмы, закономерности, детерминанты, структуру и функции общения как сложного социально-психологического процесса; специфику, технику и технологии делового общения в сфере гостеприимства; психологические аспекты переговорного процесса; теоретико-методологические основы управленческого общения; социально-психологические аспекты конфликтного взаимодействия, стратегии и тактики конструктивного разрешения конфликтов в профессиональной сфере;
уметь: анализировать и прогнозировать развитие коммуникативной ситуации; диагностировать по неинтенциональным знакам, позе, жестам, мимике – психическое состояние человека, его скрытые мотивы; анализировать собственное состояние и владеть способами саморегуляции; распознавать манипуляции и противостоять им; слушать и слышать собеседника;
владеть: техникой и технологией эффективного взаимодействия с партнерами в сфере гостеприимства; техникой и технологией эффективного взаимодействия с коллегами в профессиональной деятельности; техникой и технологией эффективного взаимодействия с клиентами в сфере гостеприимства; навыками коммуникативной рефлексии.
В области экономики гостиничного предприятия:
иметь представление: о содержании понятий «экономическая система», «экономические отношения», «экономические потребности», «экономические ресурсы»; «экономические блага», «субъекты экономической деятельности»; «сфера социально-культурного сервиса и туризма»; о закономерностях формирования и развития экономических систем; об особенностях рыночной экономики и ее отличиях от других форм экономических систем; о роли, месте и функциях сферы социально-культурного сервиса и туризма в экономических системах разного уровня; об особенностях развития сферы гостиничного сервиса в России;
знать: структуру, функции туристского и отельного рынка, факторы, определяющие его современное развитие; организационно-правовые основы предпринимательской деятельности в сфере гостиничного сервиса;
владеть: навыками проведения финансово-экономических расчетов на основе данных бухгалтерской отчетности и знаний в области налогообложения при разработке бизнес-плана; приемами анализа хозяйственной деятельности; приемами анализа статистических показателей; методами формирования цены на продукт; методами расчетов показателей платежеспособности, расчетов финансовой устойчивости, экономической эффективности на основе данных бухгалтерской отчетности предприятий; методами расчета точки безубыточности; умением использовать знания в области статистики туризма для анализа ситуации на рынках и разработки стратегий развития бизнеса; нормативно-правовой и экономической информацией в конкретной практической деятельности организаций.
В области организации гостиничного дела:
иметь представление: о современном состоянии гостиничного бизнеса в России и за рубежом; об особенностях развития гостиничного бизнеса в России; о тенденциях развития гостиничного бизнеса в Уральском регионе; о правовых и нормативных документах, регламентирующих гостиничную деятельность; о факторах, этапах, принципах организации деятельности гостиничного предприятия; об организации функциональных взаимосвязей служб гостиниц;
знать: понятие организационно-управленческой структуры гостиничного предприятия, принципы ее формирования; виды производственных структур гостиничного предприятия; квалификационные требования к персоналу гостиничного предприятия; понятие, особенности и виды гостиничного продукта, его составные элементы; этапы разработки и внедрения гостиничного продукта; содержание и структуру материально-технического и технологического обеспечения деятельности гостиничного предприятия;
владеть: методами организации работы функциональных служб гостиниц; методами формирования пакетов гостиничных услуг; навыками разработки должностных инструкций; технологиями формирования и предоставления гостиничных услуг; навыками формирования и продвижения гостиничного продукта; методами планирования и организации материально-технических и технологических ресурсов в процессе обслуживания гостей.
В области маркетинга гостиничного предприятия:
иметь представление: о месте маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме, в общей экономической теории общества; о роли маркетинговой деятельности в поддержании необходимого уровня конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики; об основных принципах и функциях маркетинговой деятельности; об особенностях организации маркетинговой деятельности в социально-культурном сервисе и туризме, о философии маркетинговой деятельности в сфере социально-культурного сервиса; о современных теориях формирования и развития маркетинга; о специализации труда на туристических предприятиях и предприятиях-средствах размещения;
знать: современные подходы к определению рынка; рынок гостиничных услуг, сегментацию рынка; виды стратегий управления; основы конкуренции и конкурентности; нормативно-правовоеобеспечение рекламной деятельности; особенности рекламирования на телевидении и радио; демографические факторы воздействия на потребителя;
владеть: методами и приемами продвижения турпродукта и услуг гостеприимства; методами проектирования маркетинговой деятельности; технологическими приемами воздействия и влияния на лояльность потребителей; методами партнерства и взаимодействия со СМИ; методами стимулирования продаж; приемами анализа основных компонентов внешней среды маркетинга; приемами анализа внутренней среды фирмы; методами разработки товарной, ценовой, сбытовой политики фирмы и политики продвижения услуг туристской фирмы.
В области технологии гостиничной деятельности:
иметь представление: о структуре гостиничного цикла; об организации работы различных служб гостиницы по обслуживанию гостей; о правилах заполнения бланков документов и ведения отчетной документации; о формах и стилях обслуживания гостей.
знать: правила предоставления гостиничных услуг, формы и методы обслуживания гостей; основные виды услуг гостеприимства в гостиничном бизнесе; технологию обслуживания гостей на различных этапах гостиничного цикла; требования к эксплуатации номерного фонда гостиниц; содержание работы основных гостиничных служб.
владеть: технологий предоставления гостиничных услуг на различных этапах гостиничного цикла; технологиями профессионального взаимодействия; методами поддержания в надлежащем состоянии имущества гостиницы; способами организации процесса предоставления гостиничных услуг; методами обеспечения и контроля качества обслуживания.
В области информационных технологий в гостеприимстве:
иметь представление: о современных видах информационных технологий в гостеприимстве; о принципах автоматизации и электронизации документирования, документооборота учреждений социально-культурного сервиса и туризма;
знать: основные категории и понятия информационных технологий и оргтехники; принципы и порядок автоматизации, документирования и документооборота в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма, технические характеристики персональных средств оргтехники;
владеть: приемами работы с сетевыми информационными технологиями; средствами оргтехники; методами использования новых информационных технологий в продвижении турпродукта и услуг.
В области гостиничного менеджмента:
иметь представление: об организации работы предприятия сферы сервиса и туризма; о стратегическом и текущем планировании; о методах принятия решений и организации контроля за деятельностью предприятия сферы сервиса и туризма;
знать: понятие, сущность и функции менеджмента, специфику менеджмента в сфере сервиса и туризма; внутреннюю и внешнюю среду сферы турбизнеса; основы бизнес-планирования; организацию и технологии туристической деятельности; состав турпродукта; технологии индустрии гостеприимства и гостеприимства;
владеть: методами прогностического анализа и проектирования управленческой деятельности; методами проектирования работы с кадрами; приемами организации производственного процесса.
В области правового регулирования гостиничного дела:
иметь представление: об особенностях правового обеспечения гостиничной деятельности; о специфике договорных отношений в индустрии гостеприимства; о страховании в гостиничном сервисе; о коммерческой тайне; о сертификации услуг, гостиничного продукта и сопутствующей продукции;
знать: порядок сертификации гостиничных услуг, персонала; порядок и сроки подачи претензий потребителем в связи с некачественным оказанием услуг (выполнением работ); порядок и сроки подачи исковых заявлений потребителем в связи с некачественным оказанием услуг (выполнением работ); порядок и сроки удовлетворения претензий потребителей, предъявленных в связи с некачественным оказанием услуг (выполнением работ);
владеть: навыками работы с нормативно-правовой документацией; навыками составления договоров; навыками работы с претензионно-исковой документацией.
В области безопасности жизнедеятельности:
знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных факторов ЧС; методы прогнозирования ЧС и разработки моделей их поведения;
уметь: эффективно применять средства защиты и самозащиты от негативных воздействий среды обитания, оказывать первую помощь пострадавшим;
владеть: организациями проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС; в ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории Российской Федерации, и мерах применяемыми по защите населения; основными понятиями промышленной экологии, параметрами качества природной окружающей среды и правилами техники безопасности на производстве.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
Обучающийся допускается к ГИА при условии выполнения учебного
плана.
Виды государственных аттестационных испытаний:
- государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело: цель государственного экзамена полностью определяется основными задачами образовательной программы, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в области педагогического образования и состоит в оценке уровня сформированности профессиональных (профильных), а также общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
- защита ВКР: выпускная квалификационная работа – это индивидуальная рукописная работа продуктивного характера, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения, позволяющая интегративно оценить уровень сформированности у выпускника компетенций, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ФГОС ВО, и сформулировать оценочное суждение о подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению различных видов профессиональной деятельности.
Содержание программы государственного экзамена
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело программа государственного экзамена «Итоговый междисциплинарный экзамен» представлена в виде совокупности перечисленных ниже дисциплин и их основных разделов.
Сервисная деятельность
Индустрия гостеприимства как направление бизнеса. Сфера услуг в рыночной экономике. Категориальный аппарат индустрии гостеприимства: основные понятия, объекты, направления. Этимология «гостеприимства». Ресторанный бизнес. Игорный бизнес: из истории азартных игр; исторические перспективы легализации игорного бизнеса; современные тенденции развития туризма.
Сервисная деятельность в индустрии гостеприимства. Обслуживание в индустрии гостеприимства. Сфера услуг: эволюция, особенности, основные задачи деятельности; виды сервисной деятельности предприятий сферы услуг.
Особенности услуг в индустрии гостеприимства. Взаимодействие с потребителями. Место сервиса в системе определения товара (Ф. Котлер). Характеристика товаров и услуг в индустрии гостеприимства. Потребители в индустрии гостеприимства: приоритеты, типология потребителей; запросы; дифференциация требований; критерии оценки качества услуг в индустрии гостеприимства; процесс обратной связи между сотрудниками и клиентами (классификация Сассера).
Культура взаимоотношений участников сервисной деятельности. Понятие о контактной зоне, о культуре обслуживания, характеристика составляющих; показатели культуры сервиса. Этическая культура сервиса в индустрии гостеприимства. Особенности профессионального поведения работников индустрии гостеприимства, культура общения работников. Эстетическая и технологическая культура обслуживания.
Правовое обеспечение регулирования отношений в сфере гостеприимства. Обязанности и ответственность предпринимателей индустрии гостеприимства по отношению к клиентам (классификация Джона Херри, Корнельский Университет, США), закон «О защите прав потребителей», резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (1985). Нормативные документы и правила обслуживания населения на предприятиях сервиса в Российской Федерации.
Особенности гостиничного бизнеса. Развитие и классификация гостиничного бизнеса. Основные понятия гостиничного бизнеса; особенности развития мировой и отечественной гостиничной индустрии; система средств размещения туристов; основные признаки классификации: местоположение; цена; тип услуг; классификация гостиничных комплексов (типология Роберта Браймера; европейская классификация отелей); транзитные и целевые гостиничные предприятия; необычные отели мира.
Предприятия рекреационного обслуживания. Типы рекреационных учреждений, определение и составляющие рекреационной сети: характеристика учреждений лечебно-оздоровительного отдыха, спортивных курортов, туристского детского отдыха. Типы и особенности рекреационных парков. Типология клубных предприятий, концепция, организационная структура, история развития клубной деятельности в сфере обслуживания, должностные обязанности сотрудников сферы рекреационного бизнеса.