Социометрический метод исследования групп

ОТВЕТЫ.

Тема: Введение в социальную психологию.

1). Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология как наука, круг ее проблем.

2). Особенности методов социально-психологического исследования.

Социометрический метод исследования групп

Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпо­чтения — фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Моренó был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявле­ния симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис.).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное пере­плетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометри­ческих «звезд» (которых выбирает большинство), «изолированных» (от ко­торых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Рис.

Карта групповой дифференциации школьного класса (по Я.Л. Коломинскому).

Девочки обозначены кружками, мальчики — треугольниками

Любую группу можно интерпретировать как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Однако социометрический анализ может дать лишь самое об­щее описание этой сети коммуникаций. Он никак не продвигает к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказы­вается противопоставленным группе, а в других этих разрывов в коммуникативной сети не обнаруживается.

Тема: Социально-психологическая характеристика группы.

1). Понятие о группе. Социально-психологическая характеристика группы.

2). Социально-психологическая характеристика индивида в группе.

3).Виды групп: классификации групп по Г.М. Андреевой, по А.В. Петровскому. Классификация групп

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.

Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа.

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Наиболее распространенными являются следующие классификации. Каждая из этих классификаций задает некоторую дихотомию.

По количеству членов - 2) большие и малые

По происхождению – 1) лабораторные и естественные

По наличию юридической фиксации отношений - 3) «формальные» и «неформальные»

По значимости для человека - 4) «группы членства» и «референтные группы»

1) Малая группа— это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиямии целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. Большие группы – группы, в которых члены группы не имеют возможности непосредственного контакта, т. к. количество её членов достаточно велико (партии, социальные классы, коллективы больших предприятий).

2) Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственныеили лабораторные, специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя, складывающиеся в процессе жизни.

3) Формальная группа – группа, в которой отношения зафиксированы в документах, юридически. В ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами; в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Отношения внутри неё юридически не фиксированы. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.

4) Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, назвали референтными группами. Референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. Т.е. референтная группа – это значимая для человека группа. Группа членства – это группа, членом которой является индивид. Группа членства может не являться для индивида референтной, а может одновременно и быть ею.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, т.к. пока всё остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но нет объяснения, почему именно — она.

Наши рекомендации