Разработка концепции проекта
Когда перед дизайнером встает вопрос о проектировании, на первый план выходит такая система, как дизайнер - проект - предмет – вещь», которая полностью показывает дизайнерскую деятельность, деятельность от изначального замысла до «жизни вещи».Проект, согласно определению С.И. Ожегова - это «разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный текст какого-нибудь документа; замысел, план». Структура проектной деятельности сложна и включает следующие моменты:синтез воображения и абстрактного мышления, воображения и рассудка, интуитивного и дискурсивного cпособность предвосхищения, антиципация-синтез внутреннего, сокровенного, имманентно присущего творцу и внешнего, даваемого культурой и обстоятельствами консистенция знаний, игровой момент, единство отражения и преображения действительности единство сознательного и бессознательного единство новаторского и репродуктивного». Когда мы осмысляем вещь на стадии ее существования в качестве проекта, то понимаем, что эта вещь еще не существует, но задумана и должна появиться».(2). Человек совершает «выбор между существующим и несуществующим в пользу того, что пока отсутствует» (3). Дизайнер «дает жизнь». В процессе разработки вещи дизайнер должен учитывать ее свойства и качества, которые будут пользоваться спросом у потенциальных покупателей.«Дизайнер создает предметный мир, построенный по эстетическим законам, главным свойством которого является соразмерность человеку. Ничто в мире не воспринимается людьми абсолютно объективно, без ощущения и учета собственного присутствия.
Дизайнер работает в материальном, чувственно-воспринимаемом мире, где связь человека с миром подразумевается сама собой. Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире. При этом дизайнеру требуется не только адекватно выразить себя, но соответствовать потребностям других.Фантазия дизайнера не безгранична. Главной отправной точкой любой проективной деятельности выступает сам человек. Представление о прекрасном, красивом, эстетически значимом всегда имеет основанием духовно-психологическое состояние человека при чувственном восприятии им тех или иных форм предметного мира. Несоразмерное, непропорциональное человеку оценивается главным образом как неудобное, эстетически несущественное либо безобразное не для человека»(4). Дизайн создается человеком и для человека. Они неразделимо связаны друг с другом, здесь синтезируются, история, культура, география, индивидуальность и др. История постоянно меняется, слили, модные тенденции, вкусы следовательно отношение человека.
С течением времени все больше внимания уделяется индивидуальности человека. Мода изменчива, сегодня мы носим одно, а завтра это не модно и вещь становится не нужной. Разница менталитета не позволяет найти понимания. В жизнь вступает такое конкретно-историческим содержание, как понятие «мера человека».
«Понятие «мера человека» сегодня предполагает возрастающее внимание к индивидуальности заказчика. На первое место выходит соответствие образу жизни, а не модной тенденции как таковой, личному вкусу, а не только стереотипному представлению и т.д. Конечно, все люди различны, и для кого-то будет важным соответствие чужому авторитетному мнению. Однако установка потребителя не должна сужать установку творца: соотношение единичного и общего (типичного, сословного, корпоративного, субкультурного) в каждом случае следует искать отдельно. Мера человека включает человека в процесс проектирования. Ф.Т. Мартынов считает основным законом создания эстетических форм преодоление стереотипов, автоматизма повседневною восприятия и вживания в бытие. Можно добавить, что эстетическое восприятие изначально не сводимо к простому чувственному восприятию: созерцание совершается через «чувственное» впёчатление но самостоятельно по отношению к нему. Только после этого обживания они становятся носителями эстетических качеств. В своих работах Ф.Т. Мартынов выделяет четыре основные принципа эстетического формообразования в архитектуре и дизайне: эстетической целостности, эстетической целесообразности, эстетической гармонизации, эстетической выразительности. Три из них оказываются в большей степени связанными с формой как таковой, ее объективными свойствами, Принцип эстетической целостности включает в себя не только формальные, но мировоззренческие и социальные моменты. Он является путем к достижению «меры человека» «В простейшей формулировке принцип целостности означает требование соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе», - определяет Ф.Т. Мартынов (5). Существенным целым, с которым человек соотносит предметную деятельность, является картина мира, выражающая мировоззрение. Автор выделяет в европейской культуре три последовательно сменяющих друг друга типа мировоззрений - космоцентрическое, теоцентрическое и субъектно-центрическое. Он характеризует современную мировоззренческую тенденцию как «универсализацию творчества, эстетически-художественный синтез всех сфер человеческого бытия: природного и социального, искусства и действительности, технически-рационального и лирически - эмоционального, типологического и индивидуального, статической конструктивной сферы в самом искусстве, динамической жизненности, духовности, объективно-исторического и субъективной человеческой чувственности» (6). Ф.Т. Мартынов связывает развитие этой тенденции с мощным ростом «универсализации человека и его деятельности, общественной практики».
Кроме того, эта тенденция вырастает как синтез двух предваряющих ее субъектно-центрических картин мира, одно из которых в качестве высшей эстетической ценности устанавливала «порядок», а другая — «хаос» Необходимо ли проекту обязательно быть воплощенным в материал?
1) Художественный набросок самодостаточен, даже если за ним не последует создание окончательного варианта в материале. Вещь обретает полноту существования посредством предметной реализации проекта.
2) Искусство - способ духовного освоения действительности; дизайн материально-духовнен.
3) Искусство - ответ на потребность в самореализации; дизайн - на практически-духовную потребность другого человека.
4)Искусство создает художественную реальность, удваивая мир; дизайн - формирует реальность, предметную среду.
5)Искусство воспринимается главным образом высшими чувствами; продукт дизайна - телесно-чувственно.
6)Художественный набросок может возникать спонтанно, под влиянием вдохновения, эмоции; для создания дизайнерского проекта требуется рациональное осмысление целей, задач, функций.
7) Искусство предполагает возможность свободного поиска и построения форм; дизайн, по большому счету, его запрещает, исходя из обязательности связи функции и формы, внешних и внутренних качеств предмета»(7)
.Художественный компонент может присутствовать в дизайнерском проекте, но не является основополагающим. «М.С. Каган полагает, что дизайн представляет собой создание проектного прообраза вещи, отождествляя проектирование с дизайном в целом» (8). Я согласна с этим положением. Сейчас есть рекламные агенства, креативные отделы, арт-директора, креативные директора, которые занимаются разработками дизайн-концепций. Но бесспорно, чтобы «продукт» стал дизайном он должен быть воплощен. Хорошая идея это больше половина проекта. В крупных студиях разделяют «мозг» (креативный директор) и дизайнера, который просто грамотно выполняет работу.
Вернемся к позиции З.Г. Бегенау «Результат процесса дизайнерского проектирования проявляется в реальном существовании изделий»(9). Такой же позиции придерживался Ив Сен Лоран. Зеелинг, рассказывая, что на вопрос о том, как тот создает свои непостижимые платья, Ив Сен Лоран (10) однажды коротко ответил: «Я заношу на бумагу свои идеи, которые потом перерабатываются в образец, который при необходимости я дорабатываю». «Если бы все было так просто, в мире существовали бы тысячи дизайнеров», - комментирует Зеелинг. На самом деле задумать это одно, а воплотить это другое. Я сталкивалась с такой ситуацией, когда задумывая проект не получалось воплотить его, не учла технологию, не смогла анимировать по первоначальной задумке. «М. Хайдеггер связывает момент становления вещи с ее действительной необходимостью: случайно появляются самые разные формы, далеко не все из них являются вещами.
Необходимость связана с осознанием сущности. Поэтому отправной точкой проектирования является представление вещи как целого, в ее предельной смысловой обобщенности, позволяющей вещи быть самой собою и, следовательно, занять необходимое место в мире и выполнить свою функцию. В отличие от образов искусства идея вещи в дизайне, видимо, может появляться двумя путями, зависящими от психической организации творца. Есть дизайнеры - «визуалы» и –«концептуалисты». Вернее, эмоционально-интуитивная и рациональная составляющие взаимодействуют в процессе возникновения замысла, дополняя друг друга и решая разные задачи. Интуиция обеспечивает целостность образного представления, разум - глубину постижения проблем. В обоих случаях особое значение имеет видение-умозрение будущей вещи как целого, в единстве всех ее сторон и закономерностей. Для полноты описания дизайнерской деятельности необходимо добавить к осознанию замысла последующую проверку отдельных его элементов, связанную с восхождением от частного к общему. Интуитивно выведенному представлению о целостной вещи сопутствует дискурсивная работа сознания. Проверить интуицию опытом и логикой позволяет процедура синтеза, подтверждающего истинность отправного положения или представления. Группируя частные признаки в более общие разряды и классы характеристик, проектировщику необходимо проверить правильность гипотетической модели.
Весь процесс может быть представлен следующим образом: Учет обстоятельств, знание актуальной ситуации → представление о вещи как сущности → расчленение представления на простейшие элементы → анализ → разбор элементов → (отсеивание возможностей) → Установление реальных связей между ними → синтез → обобщение→ Представление о вещи как сущности → освоение вещи. Проделываемая работа корректирует начальную модель. Чем ближе к тождеству отправная и завершающая точки, тем более полным и существенным будет продукт проектирования. Полнота достижима лишь при наличии четких представлений о состоянии предметной среды, требованиях заказчика, обстоятельств будущей реализации проекта и т.д. Проективная деятельность осуществляется не в вакууме, являясь частью общекультурного процесса, включающего политическую, социально-экономическую, технологическую, религиозную, научную, правовую, художественную и другие сферы. На них влияют природно-климатические факторы, традиции, история. Целостное представление проектировщика о вещи выступает элементом более широкого социокультурного процесса и зависит от его тенденций в той же степени, что и от субъективного настроя, способностей, таланта дизайнера. Поэтому можно говорить о необходимости выработки проектировщиком собственной целостной систематичной картины мира, в котором он живет и работает. Когда эта система взглядов, представлений, оценок и принципов, охватывающих мир, влияет на поступки и решения дизайнера, можно говорить о наличии у него собственного мировоззрения»(11).
Мировоззрение человека емко и неоднородно. Для дизайнера очень важно быть высокообразованным, иметь целостное и объемное мировоззрение, что будет способствовать грамотному применению в теории и на практике. В мировоззрение входят знания о различных теориях, направлениях, школах, религиях. Так же дизайнер должен обращаться к истории, могут возникнуть неожиданные «находки». Мировоззрение влияет на формирование концепции, которая определяет способ понимания себя как творца и профессионала, и трактовку проектируемой вещи как целого. Рациональное начало определяет выработку определенных принципов и приемов, оформление в концепцию. Мировоззрение ↔ концепция творчества ↔ концепция проекта ↔ проектПредставленная схема может быть и не последовательной или исключать элементы. Концепция всегда неповторима в ней могут появляться или исчезнут элементы, развитие может возникнуть спонтанно и не относится к конкретной схеме. Концепция включает многое, она должна быть осмысленна, сформулирована, синтезирована, закономерна. Дизайнер с одной стороны подчинен чувствам, а с другой разуму и в концепции нужно объединить, осмыслить, выделить главное.
Хорошо оформленная концепция на много приближает к реальному воплощению.Цель проектируемой вещи это ответ на потребность человека. Разрабатываемый проект «приходит в жизнь» в конкретное время и в конкретном месте. Для достижения цели необходимо учитывать внешние и внутренние факторы: технические характеристики изделия, его экономичность, характер материалов и конструктивных элементов, технологичность, удобство транспортировки и хранения и т.д. В ходе разработки большую роль играет аналитическая деятельность самого дизайнера, критика профессионалов, мнение заказчика и потребителя. Самым существенным моментом является неразрывная связь всех общепроективных задач именно с целью вещи.Способствуют концептуализации такие тенденции современного проектирования, как дифференциация и специализация и нарастающая осознанность, целесообразность, целенаправленность. «Главные требования в подходе к вещи как проекту заключаются в: осознанной и первостепенной соразмерности (мере) будущей вещи и потребителя. Даже если обстоятельства складываются как видимость творения «формы ради формы», в действительности любой дизайнер раскрывает сущность своей профессиональной деятельности, когда создает вещь для конкретно-исторического человека, система ценностей, психологические особенности, бытовые привычки, нормы поведения, вкусы которого ему известны и учитываются;-доминанте эстетического отношения, приводящего к формированию новых упорядоченных структур посредством преодоления стереотипных культурных образцов и реализации принципа целостности;- осознанной и первостепенной цельности представления о будущей вещи, детерминирующей все ее частные качества и свойства;-связи возникающей вещи с реальным предметным миром. Результатом этой деятельности является не просто фиксация проекта на бумаге, но возникновение "второй природы" из первой, расширение предметного мира, в котором существует человек. Независимо от масштаба, итогом будет утверждение человека как творческого и деятельного существа»(12).
Эффективность труда дизайнера существенно зависит от того, насколько точно выбранный им метод работы соответствует уровню комплексности того круга проблем, в который внедряется проектировщик. «Первый подход преобладал и преобладает в практике дизайн-деятельности на всех этапах становления и развития дизайна как профессии, служит основой концепций в системе дизайнерского образования и имеет результатом тот образ дизайна, который символизирует собой не только масштабность достижений современной науки и техники, но и прогрессивную направленность социальных процессов.Второй подход предполагающий комплексность, сложность проблем дизайна, обращает внимание проектировщика на тот факт, что в индустриальном и постиндустриальном дизайне каждая проблема должна быть сформулирована и решена как уникальная, учитывающая всю многомерность негативной и позитивной информации о человеке и обществе»(13). Дизайн (в первом варианте) предстает послушным, безмолвным и не осмысливающим факт своего конформного статуса инструментом в руках индустриального истэблишмента и политической элиты; или (во втором варианте) дизайн - это нормальный резерв обеспечения населения качественными товарами и услугами, но также и резерв контроля этого качества, резерв контроля объема производимых услуг и товаров. Принципиальное различие двух вариантов трактовки дизайнерских проблем заключается в наличии или отсутствии в системе дизайнерской подготовки осмысленных установок на осуществление философского анализа социального функционирования дизайнерской продукции. Но все же каждый дизайнер выбирает свой путь, будь-то работа с элитой (некое сравнение с придворными художниками) или это дизайн в массы или это графический дизайн (многие люди не любят графических дизайнеров как «оформителей» рекламы).