Разработка концепции проекта.

Оценка общих возможностей.

Подготовленная и одобренная на предпроектной стадии Декларация является документом, на основании которого идея превращается в бизнес-идею, и одновременно служит основанием для проведения предивестиционных, более глубоких исследований бизнес-проекта, т.е. наступает прединвестиционная фаза проектного цикла.

В свою очередь, эта фаза со­стоит из нескольких стадий. К ним относятся:

-исследование возмож­ностей (определение инвестиционных возможностей);

- анализ альтер­нативных вариантов осуществления проекта и предварительный вы­бор лучшего из них; -конкретное формулирование параметров проекта;

-предварительное технико-экономическое его обоснование;

- бизнес-план проекта;

- заключение по проекту и принятие решения о его фи­нансировании (оценочное заключение).

Важно пройти все эти стадии, не перескакивая через них. Это способствует привлечению инвести­ций, создает хорошую основу для принятия верных решений, позво­ляет успешнее осуществлять проект, делая весь, процесс более понят­ным и прозрачным.

Деление прединвестиционной фазы на стадии имеет и другое значение. Оно не позволяет проектоустроителю, разработчику сразу от идеи переходить к бизнес-планированию. Разбивка на стадии (этапы) требует поэтапной проверки идеи проекта, рас­смотрения альтернативных вариантов. Кроме того, в этом случае исключается бизнес-планирование по тем вариантам и целым проектам, которые имеют мало шансов достичь следующей, ин­вестиционной фазы. Упрощается также экспертиза проекта по окончании его разработки (прединвестиционной фазы), посколь­ку в основу проекта положены хорошо подготовленные и прове­денные исследования.

Проведение прединвестиционных исследований возлагается на специально создаваемую группу, состоящая из:

» специалистов по маркетингу. Их задача — ответить на вопрос, сколько и по какой цене можно продать продукции проекта;

» производственников, оценивающих вероятную стоимость продукции и требования к сырью;

» финансистов, оценивающих затраты на проект и определяющих источники и размеры финансирования;

» специалистов, собирающих информацию об окружении проекта, законодательных и нормативных актах и др., имеющую большое значение для конкретного проекта.

В задачи группы, занятой прединвестиционными исследованиями, как правило, входит:

1)сбор информации, на основе которой будет приниматься решение — быть проекту или нет. Для этого разрабатываются специальные вопросники (обычно не менее двух типов (уровней)), имеющих целью:

· отсев заведомо неприемлемых идей проекта;

· детальный анализ предложений, признанных заслуживающими дальнейшей проработки. Этот же вопросник должен помочь оценить жизнеспособность вариантов проекта;

· анализ предложений на основе информации, полученной на предыдущем этапе.

2)подготовка рекомендаций по принятию решения заказчиком проекта. Обычно на этой стадии оставляют для дальнейшего рассмотрения 2—3 варианта.

Исследование возможностей (обоснование инвестиций) в первую очередь преследует цель выяснения возможностей вложения инвестиций в данный проект. Информация об инвестиционных возможностях интересует в пер­вую очередь инвесторов. И речь здесь идет не о том, куда бы по­тратить средства, а о том, где они (вкладываемые ресурсы) могут быстро и эффективно приумножиться при допустимых рисках. Получить объективную информацию о конкретном инвестицион­ном проекте - основная задача стадии «исследования возможно­стей». Обычно инвестиционные возможности исследуются по трем уровням:

• страна в целом;

• сектор (отрасль, отраслевой комплекс) экономики;

• конкретное предприятие (объединение).

Такой подход опирается на сбор и анализ информации о стране и регионе (что важно для внешнего инвестора), об отрасли народного хозяйства. Нередко требуется также анализ имеющихся в стране, ре­гионе, конкретном населенном пункте всех видов ресурсов, анализ разработанных сводных планов социально-экономического развития стран и регионов. Без этого определить эффективность инвестиций, риски инвестора зачастую бывает невозможно.

Требуется детальный анализ текущей экономической ситуации, включая исследование проблем структуры народного хозяйства анализ проводимой правительством страны экономической политики, целевых установок высшего политического руководства
Немаловажное значение имеет анализ инвестиционных идей предпринимателей, наличие организаций, содействующих инвестированию, консалтинговых учреждений, способных отслеживать правильно анализировать все этапы инвестирования и его последствия.

При количественной оценке информации (а только она дает материал для принятия инвестиционных решений), которая требуется для развития идеи проекта в конкретное предложение, анализируются:

• природные ресурсы, пригодные для обработки, которыми рас­полагает страна или регион;

• потенциальный спрос на определенные потребительские това­ры, потребление которых может возрасти при росте населения и по­купательной способности;

• импорт в страну или регион с целью изучения возможности организации импортозамещающих производств;

• отрасли перерабатывающей промышленности, которые успешно функционируют в соседних странах и странах с аналогичным уровнем экономического развития и состоянием финансовых, природных и трудовых ресурсов;

• возможное взаимодействие с другими отраслями как внутри страны, так и за ее пределами;

• возможное развитие существующих в стране или регионе пред­приятий и производств на основе вертикальной или горизонтальной интеграции;

• возможность диверсификации действующих производств на основе общности сырьевой базы, технологии, имеющихся производ­ственных мощностей, квалификации трудовых ресурсов;

• общие черты инвестиционного климата страны, региона;

• проводимая в стране, регионе промышленная политика;

• наличие в стране, регионе производственных факторов и их экономическая оценка;

• экспортные возможности экономического потенциала.

Специалисты ЮНИДО (UNIDO) рекомендуют разделять иссле­дования общих возможностей по следующим направлениям:

-исследование регионов, стран. Эти исследования предназнача­ются для выявления возможностей общего характера (общих воз­можностей). При этом важно установить степень развитости страны или региона, наличие особых отличительных черт (выход к морю, наличие портов, другие элементы транспортной инфраструктуры, энергетика, трудовые ресурсы и т.д.).

-конкретизация рассматриваемой отрасли и производства.

-изучение природных ресурсов как основы раз­вития экономики.

Схема исследования страны или региона по рекомендации ЮНИДО может быть следующей:

1) основные общие черты региона, страны, главные географиче­ские особенности с приложением карт, отражающих эти основные характеристики;

2) население, традиции, характер занятий, доходы на душу населения, социально-экономические показатели, здесь же ука­зываются отличия страны от соседей, а региона от других регионов страны;

3) основные виды продукции, идущие на экспорт, и импортируе­мые из других стран и регионов;

4) основные задействованные и потенциальные производственные факторы;

5) структура отраслей обрабатывающей промышленности, в которых используются местные ресурсы;

6) характеристика инфраструктуры, особенно транспортной и энергетической;

7) перечень отраслей и производств, которые могут развиваться на базе имеющихся ресурсов и инфраструктуры;

8) перечень отраслей и производств (после исключения из перечня по п. 7 отраслей):

• для которых местный спрос (с учетом покупательной способ­ности) слишком мал, а транспортные расходы слишком велики;

• которые испытывают сильную конкуренцию со стороны сосед­них стран или регионов,

которые более эффективно разместить в других странах или ре­гионах;

• которые способны оказать сильное воздействие на окружающую среду и это неприемлемо;

• для которых необходимо наличие в стране или регионе отраслей-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

• которые ориентируются на внешние рынки, а выход на них затруднен значительными расстояниями и слабым развитием транспортной инфраструктуры;

• которые не отвечают требованиям соответствия планам социально-экономического развития, не являются приоритетными;

9) особенности спроса на различные виды продукции (услуги внутри страны, где основное внимание уделяется отраслям, оставшимся в перечне после исключения из него тех, которые указаны в пункте 8;

10) перечень проектов, которые целесообразно рассматривать в данной стране (регионе), исходя из всего изложенного ранее. Иначе говоря, общие рекомендации о целесообразности развития (или создания) отраслей.

Далее идут исследования в рамках конкретной отрасли по сле­дующей схеме:

1) роль, место и значение отрасли в стране (регионе);

2) размер, структура и темпы роста отрасли;

3) объемы действующих производств на конкретных предприятиях, их размещение;

4) перспективы роста спроса на каждый из продуктов (услуг) отрасли;

5) выявление дефицита той или иной продукции (услуги) в перспективе - возможности экспорта этих видов продукции;

6) состояние местной сырьевой базы, анализ ресурсов и перспектив их потребления;

7) перечень проектов, которые целесообразно рассматривать и
проводить дальнейшие исследования.

Одновременно следует исследовать возможности развития, про­исходящие из состояния природных ресурсов страны (региона). Это по существу более подробное изучение местной сырьевой базы, но по всем видам основных и важнейших ресурсов страны (региона) - раз­витие п. 6 в схеме исследования отрасли. Исследование организуется по конкретным видам ресурсов по следующей схеме:

1) характеристика ресурса, установленные и предполагаемые запасы, темпы добычи в прошлом и возможности в будущем;

2) роль данного ресурса в экономике страны (региона), его использование, спрос внутри страны (региона), экспорт;

3) отрасли и производства, которые в настоящее время базируются на использовании данного ресурса, их структура, динамика роста, используемые фонды (капитал) и рабочая сила, планы на будущее, производительность, эффективность;

4) основные ограничения развития производств по использованию данного природного ресурса, условия успешного функционирования и развития этих производств;

5) перспективы роста спроса на продукцию, производимую из
данного вида ресурса, внутри страны и для экспорта.

На этом исследование общих возможностей завершается. Даль­нейшие исследования привязаны к конкретному проекту. Их проведение позволяет установить рамки проекта, то есть стоимость проекта, сроки его осуществления и определить технические характеристики продукта. При этом возникает, как правило, несколько альтернативных вари­антов его осуществления. Важно, чтобы все варианты приводили бы к цели проекта, к одному и тому же конечному ре­зультату. Результатом анализа является выбор и обоснование лучшего из рассматриваемых вариантов.

Проектный анализ

Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение:

Результаты (ценность) проекта = Изменение выгод в результате проекта - Изменение затрат в результате проекта

Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:

Результат за любой год = Прирост объема продукции проекта х Цена единицы продукции проекта
Затраты за любой год = Прирост объема ресурсов на производство х Стоимость единицы продукции

Принято различать следующие виды проектного анализа:

» технический;

» финансовый;

» маркетинговый;

» экологический;

» организационный (институциональный);

» социальный;

» экономический.

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассматривать все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

» технико-технологические альтернативы;

» варианты местоположения;

» размер (масштаб, объем) проекта;

» сроки реализации проекта в целом и его фаз;

» доступность и достаточность потребных ресурсов;

» затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

» график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, разработки ПТЭО и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% (для простых, стандартных проектов) до 15% (для сложных, уникальных).

Задача маркетингового анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В результате маркетингового анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

» где будет продаваться продукция?

» имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

» если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

» останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?

» какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

» предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

» какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

» способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?

» практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

» кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы.

Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших — до 10% — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, т. к. экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к т.н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Требования к оценке воздействия хозяйственной деятельности предприятия на отдельные компоненты окружающей среды изложены во «Временной инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах».

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

» менеджмента;

» организационной структуры;

» планирования;

» комплектования и обучения персонала;

» финансовой деятельности;

» координации деятельности;

» общей политики.

Основные задачи организационного анализа:

» определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

» оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

» оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

» разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

» разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:

» -социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

» - организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

» -приемлемость проекта для местной культуры;

» -стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить: социальный анализ весьма сложен — прежде всего, по причине затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности:

» изменение количества рабочих мест в регионе;

» улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

» изменение условий труда работников;

» изменение структуры производственного персонала;

» изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

» изменение уровня здоровья работников и населения;

» экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры — обязательные условия его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта

Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и удовлетворительную окупаемость капиталовложений.

Эта задача решается в рамках Обоснования инвестиций и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.

Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на следующие вопросы:

» возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций

» способность проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.

В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернативных вариантов, так и единственного варианта, принимается т. н. ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, например, проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показатели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия».

Работа по оценке жизнеспособности проекта обычно проводится в 2 этапа:

1) из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный;

2) для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.

Финансовая реализуемость - показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта должны быть скорректированы.

Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, (включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»).

Итак, проект финансово реализуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной.

5. Предпроектное ТЭО и оценка проекта. Бизнес – план как форма обоснования проекта.

Проведенные исследования позволяют оформить полученные результаты в виде предварительного технико-экономического обоснования проекта (ПТЭО - Pre-Feasibility Study) и определить его параметры. По существу, ПТЭО - это под­ведение итогов очередного этапа исследования возможностей. В ходе работы над проектом может быть составлено не одно, а не­сколько ПТЭО. Форма ПТЭО позволяет представить результаты исследования возможностей в виде документа, напоминающего по содержанию бизнес-план.

Альтернативные варианты осуществления проекта возникают вследствие наличия разнообразных возможностей при выборе обору­дования, технологии, сырья, мощности, размещения, а также финан­сирования. Иногда в ПТЭО указывается несколько вариантов, кото­рые имеют наилучшие шансы быть реализованными.

Предварительное технико-экономическое обоснование не должно, с другой стороны, копировать форму и содержание бизнес-плана. Здесь, в ПТЭО, основное внимание уделяется экономическим и финансовым расчетам. Все остальные стороны и аспекта проекта (маркетинг, производство, управление и.т.д.) рассматриваются и приводятся в ПТЭО только для этого, чтобы можно было определить издержки производства, инвестиции, результаты производства с тем, чтобы составить важнейшие документы экономического и финансового анализа, т.е. отчеты о прибылях и убытка о денежных потоках и о балансе денежных средств.

ПТЭО утверждается, как правило, отдельным распорядительным документом, который включает такие показатели, как:

1. Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, в соотв. ед., пропускная способность и т.п.) в натуральном выражении (по видам продукции, услуг);

2. Стоимость товарной продукции (млн. руб.);

3. Общая численность работающих, в том числе рабочих (чел.);

4. Количество (прирост) рабочих мест, ед.;

5. Общая стоимость строительства (млн. руб.), в том числе:

6. Стоимость основных производственных фондов (млн. руб.);

7. Продолжительность строительства (лет);

8. Удельные капитальные вложения (руб./ед.);

9. Себестоимость основных видов продукции (руб./ед.);

10.Балансовая прибыль (млн./руб.);

11.Чистая прибыль (доход) (млн./руб.);

12.Срок окупаемости капитальных вложений (лет);

13.Внутренняя норма рентабельности (норма прибыли), %.

После того, как на стадии предварительного технико-экономического обоснования получены положительные ответы на все вопросы, можно приступить к составлению бизнес-плана. Если хотя бы на один вопрос получен отрицательный ответ, то есть данный вариант проекта не может быть эффективной, то следует либо отвергнуть идею полностью, либо изменить что-то в проекте или найти иные варианты воплощения идеи проекта. К стадии бизнес планирования следует переходить только после выяснения всех обстоятельств и получив позитивные ответы на все вопросы по всем сторонам проекта.

Бизнес - план проекта.

Бизнес-план должен дать все необходимую информацию для принятия решения об инвестировании. Поэтому все аспекты и особенности проекта должны быт; четко определены и критически оценены, причем альтернативны варианты здесь уже не излагаются и не анализируются. Все делается на стадии ПТЭО и при исследовании возможностей.

Бизнес-план - это четкое описание уже обоснованного варианта, где излагается принятая стратегия маркетинга, указывается достижимая доля рынка, необходимые производственные мощно­сти, месторасположение (размещение) предприятия, применяемые сырье и материалы, технология и оборудование, а также возденет вне объекта на окружающую среду, если это имеет существенное значение и такое воздействие имеет место.

Здесь определяются объемы необходимых инвестиций, вклю­чая и оборотный капитал, издержки, поступления от продаж (объ­емы реализации) и прибыль.

Следует иметь в виду, что окончательная оценка как инвести­ционных, так и производственных издержек, равно как и расчеты экономической целесообразности и эффективности должны прово­диться только тогда, когда очерчены рамки проекта, учтены все аспекты его и не осталось невыясненных обстоятельств.

Несмотря на то, что бизнес-план сходен по содержанию и структуре с ПТЭО, различает их большая точность и обоснован­ность всех исходных данных, расчетов и описаний в бизнес-плане. При этом не нужно бояться общего отрицательного результата экономических расчетов. Этот факт нужно четко констатировать и объяснить причины его появления. Бизнес-план, по результатам проработки которого делается вывод о нецелесообразности инве­стирования и осуществления проекта, имеет большое значение и этот результат следует считать позитивным. Это предотвращает ошибочное выделение и использование дефицитного ресурса - ка­питала. Следовательно, такой результат уберегает нас от ошибоч­ных решений, а это уже хороший результат. Средства, потрачен­ные на исследования и разработку бизнес-плана, оправданы тем, что не позволили потратить значительно большие денежные сред­ства неэффективно.

Следовательно, бизнес-план:

» дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

» содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);

» служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов,

и предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

» менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, помимо вышеуказанных результатов, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;

» собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;

» кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие); планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование — общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта, сферы, к которой он относится, от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, бизнес-план может быть более простым.

Примерный состав бизнес-плана

1.Вводная часть

— название и адрес фирмы

— учредители

— суть и цель проекта

— стоимость проекта

— потребность в финансах

— ссылка на конфиденциальность

2.Анализ положения дел в отрасли

— текущая ситуация и тенденции развития отрасли

— направление и задачи деятельности проекта

3.Существо предлагаемого проекта

— продукция (услуги или работы)

— технология — лицензии

— патентные права

4.Анализ рынка

— потенциальные потребители продукции

— потенциальные конкуренты

— размер рынка и его рост

— оценочная доля на рынке

5.План маркетинга

— цены

— ценовая политика

— каналы сбыта

— реклама

— прогноз новой продукции

6.Производственный план

— производственный процесс

— производственные помещения

— оборудование

— источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров

— субподрядчики

7. Организационный план и управление персоналом

— форма собственности

— сведения о партнерах, владельцах предприятия

— сведения о руководящем составе - организационная структура

8. Степень риска

— слабые стороны предприятия - вероятность появления новых технологий

— альтернативные стратегии

9.Финансовый план

— отчет о прибыли

— отчет о движении денежных средств

— балансовый план

— точка безубыточности

10.Приложения

— копии контрактов, лицензии и т. п.

— копии документов, из которых взяты исходные данные

— прейскуранты поставщиков.

Исходная информация для составления бизнес-плана

Этот этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

» производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

» сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

» оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

» трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

» помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;

» накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию; водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта; о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы «поставить его на ноги» и покрыть текущие расходы начального этапа; о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одна из сложнейших задач при составлении бизнес-плана — проведение анализа цен на товары конкурентов. Ведь в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего — коммерческая тайна изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но они значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики.

Существуют 3 основных финансовых отчета, позволяющие оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

Разработчики бизнес-плана

Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть» проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид» бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.

Содержание бизнес-плана

Вводная часть (резюме проекта)

Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2—3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. Указываются название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.

Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха.

Анализ положения дел в отрасли

В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, т. к. одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

Существо предлагаемого проекта

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть дана в Приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

Анализ рынка

Рынок и маркетинг — решающие факторы успеха проекта. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел наиболее труден для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее.

После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.

Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

План маркетинга

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т. д. В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому нужно убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда часть материалов следует поместить в Приложение к основной части бизнес-плана.

В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются: цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.

Производственный план

В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должно быть отражено, насколько быстро может увеличиться или сократиться выпуск продукции.

Организационный план, управление персоналом

В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество — необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.

Приводится организационная структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

Если бизнес-план разрабатывается для проекта, следует привести сведения об участниках проекта и план-график его осуществления.

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом). Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах Совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, т. к. следует помнить: необходима сбалансированная руководящая группа. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг; финансы; вопросы, связанные с персоналом; производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления предприятием можно воспользоваться услугами консультантов.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т. е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.

Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство предприятием и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике.

Анализ рисков

Каждый новый проект на своем пути неизбежно сталкивается с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность представляет также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо на них остановиться и аргументированно объяснить, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

Финансовый план

Финансовый план — важнейшая составная часть бизнес-плана. Его основные показатели: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.

Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые 3 года, причем данные за 1-й год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой, чистой, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; неучет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде («лишние» деньги можно положить на банковский счет) и даже — к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

Третий документ в рамках финансового плана — прогноз активов и пассивов предприятия в форме балансового отчета.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).

Создавая предприятие, предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки безубыточности. Он дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

После завершения разработки бизнес-плана и его оформления следует подготовка оценочного заключения - отчета об инвести­ционных возможностях (Appraisal Report). Отдельные оценочные заключения готовят различные участники проекта, в первую оче­редь и в обязательном порядке проектоустроитель и инвестор.

Чем выше качество бизнес-плана, тем легче работа по оценке проекта. Обычно к моменту готовности бизнес-плана уже потра­чены время и определенные средства и оценочное заключение дает четкий ответ на вопрос: оправданы ли ожидания проектоустроителя и оправдана ли трата средств на разработку бизнес-плана. Еще раз подчеркнем, что отрицательных ответов бояться не нужно.

Оценочное заключение (отчет об инвестиционных возможностях, Appraisal Report) может базироваться и на экспертизе проекта. Экспертиза проекта имеет ряд направлений, важнейшими и решающими обычно являются экономическое и финансовое. Экспертиза состоит в проверке всех исходных данных, расчетов и выводов.

По данным Всемирного банка и ЮНИДО, затраты на прединвестиционные исследования составляют (от стоимости проекта):

» формирование инвестиционного замысла проекта (инвестиционные предложения, Ходатайство о намерениях) — 0,2—1%;

» исследование инвестиционных возможностей (обоснование инвестиций, ПТЭО) — 0,25—1,5%;

Примерный состав обоснования инвестиций:

1. Резюме проекта

2. Общая характеристика отрасли и предприятия

3.Исходные данные и условия, в том числе:

3.1. Цели и задачи проекта

3.2. Характеристика объектов и сооружений, в том числе:

3.2.1. Мощность предприятия, номенклатура продукции

3.2.2. Основные технологические решения

3.2.3. Основные строительные решения

3.2.4. Место размещения предприятия

3.2.5. Обеспечение предприятия ресурсами

3.3. Окружение проекта

3.4. Оценка воздействия на окружающую среду

3.5. Текущее (исходное) состояние проекта

3.6. Кадры и социальное развитие

4.Анализ рынка, в том числе:

4.1. Характеристика рынка продукции проекта

4.2. Оценка конкурентоспособности продукции проекта

4.3. Прогноз развития рынка продукции проекта

4.4. Прогноз спроса на продукцию проекта

5.Управление проектом, в том числе:

5.1. Укрупненная структура работ

5.2. План проекта

5.3. Структура управления проектом

5.4. Команда проекта

6.Оценка эффективности проекта, в том числе:

6.1. Исходные данные и результаты расчета

6.2. Финансовый план

6.3. Анализ рисков

7.Приложения

Утвержденные (одобренные) обоснования могут использоваться заказчиком для:

» проведения дальнейших исследований, опросов общественного мнения;

» переговоров с органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий, налоговых и иных льгот;

» переговоров с потенциальными инвесторами (кредиторами).

Этот этап выполняется под руководством заказчика (инвестора), проектной организацией или специализированной консалтинговой фирмой. Результат — оценка жизнеспособности вариантов проекта, выводы по материалам обоснований и документы для принятия предварительного инвестиционного решения.

Таким образом, предпроектная фаза имеет принципиальное значение для потенциального инвестора (заказчика, кредитора). Им выгоднее потратить деньги (часто немалые) на изучение вопроса «быть или не быть проекту» и при отрицательном ответе отказаться от идеи, чем начать бесперспективное дело.

На данном этапе инвестор (заказчик, кредитор) должен определить:

» инвестиционный замысел (идею) проекта;

» цели и задачи проекта;

» как проект выглядит (в общих чертах);

» предварительно проанализировать осуществимость проекта;

» подготовить Ходатайство (Декларацию) о намерениях.

Если идея проекта оказалась приемлемой, проводится комплексный (технический, экономический, коммерческий, экологический, социальный, организационный) проектный анализ, цель которого — определение результатов (ценности) проекта.

Центральный момент работы над прединвестиционной (начальной) фазой проекта — разработка предварительного технико-экономического обоснования, иначе ПТЭО проекта..

На этом же этапе разрабатывается бизнес-план — основной документ, позволяющий оценить и обосновать проект.

Наши рекомендации