Вампиры : мифы и реальность
Всем знаком по фильмам Голливуда традиционный образ вампира: он пьёт кровь жертв, у него клыки, он боится солнечного света и креста. Это лишь вымысел беллетристов, но в основе его — реальные истории о вампирах, уже других и настоящих.
Три века назад Балканы и Восточную Европу поразила странная эпидемия. Хоронили человека. Его призрак являлся своим близким, просил есть, потом начинал сжимать их в объятиях (прежде всего детей) и вызывал их смерть одного за другим. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. После долгих мытарств, когда люди были уже доведены до отчаяния, могилы возвращавшихся похороненных родственников эксгумировали, где их находили имеющими живой вид. Их казнили, после чего они больше не являлись. В ряде регионов Балкан их вообще никак не называли, кроме как “привидения”. Позже оказалось, что в Турции их называют вампирами. Оттуда слово перекочевало в языки Европы. Оттуда, кстати, и пришла зараза. Медики ещё той эпохи, видимо, справедливо говорили о том, что речь идёт о болезни.
Лучшие умы Европы по поручению государей занимались проблемой, в эксгумациях могил вампиров принимали участие самые авторитетные персоны, посланные для проверки достоверности сообщений, приходящих к властям Австро-Венгрии отовсюду с Балкан. Появилось множество отчётов, среди них — изданная в 1749 году “Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений” аббата Августина Кальме; “Медицинский доклад о вампирах”, сделанный специально для австрийской императрицы Марии-Терезы архиатром Жераром Ван Свитеном (Неаполь, 1781 год); труд Папы Бенуа XIV Просперо Ламбертини “Вампиры в свете науки” (1749) и др.
Ни Церковь, ни наука не могли объяснить явление (к тому же сопровождавшееся полтергейстом в домах жертв вампиров), поэтому официально всё списали на “туземные суеверия славян и греков”. Но вампиризм не исчез и продолжал существовать (уже не называемый вампиризмом) в наших деревнях даже в XX веке.
С точки зрения современных научных представлений, вампир — это не мертвец (как полагали в эпоху Просвещения), а коматозник похороненный по ошибке. Вторым заблуждением оказался миф о том, что вампир пьёт кровь своих жертв. На самом деле, как говорилось ещё в докладах той эпохи, от объятий призрака вампира на теле жертвы остаются специфические синяки — но кожа не повреждалась. Миф о крови возник из-за того, что вампира находили в гробу, наполовину заполненном выделениями красного цвета. Однако это — выделения самого вампира, а не кровь его жертв.
Но самое удивительное наше открытие заключалось в том, что некоторые нетленные католические святые — это типичные вампиры. В книге “Не подверженные тлению” американки Джоан Кэррол Круз (1977 год) описаны 102 случая “чудесной нетленности”. Один из наиболее впечатляющих случаев относится к “прекрасно сохраняющемуся и источающему кровь телу” ливанского святого Харбела Макхоуфа (РПЦ Москвы называет его святым Шарбелем и сегодня торгует в Москве его открытками, якобы излечивающими от болезней). Этот маронитский монах “умер” 24 декабря 1898 года после апоплексического удара. Во время своей жизни он соблюдал строгую телесную дисциплину: носил власяницу, спал на земле, ел раз в день (как и другие его товарищи). По традициям его монастыря в Аннае (Ливан) Харбел был похоронен в своей повседневной одежде, без гроба и, конечно, не забальзамированным.
Многие признают, что о нём бы и забыли, если бы не одно необычное явление. В течение 45 ночей после его захоронения (это обычно срок, когда происходит полное разложение тела) вокруг его могилы наблюдалось яркое свечение. Официальные лица монастыря попросили разрешение от руководителей Ордена на эксгумацию тела. Эксгумацию провели три месяца спустя в присутствии толпы жителей близлежащей деревни.
Остановимся, чтобы заметить: не думаем, чтобы простое свечение над могилой стало причиной для эксгумации. В вампирология неоднократно сообщается о том, что над могилами вампиров ночью можно видеть свечение — и через 40 дней после смерти — и через 4 года. И это свечение весьма характерно, его не спутаешь с обычными кладбищенскими горениями фосфора (если таковые вообще есть). Наверняка это и привлекло к себе внимание, тем более что об этом в данном регионе должны были знать — там вампиризм и сегодня достаточно распространён. И полагаем, что были видения похороненного людям — они-то, скорее всего, более остального и склонили к эксгумации. Судя по состоянию “святого”, он занимался активным вампиризмом.
Поскольку накануне проходили долгие и сильные дожди, которые затопили кладбище, святой Харбел (тогда ещё не святой, а просто так) был найден плавающим в могиле, полной грязной воды. После того как тело было обмыто и переодето, было замечено, что из пор тела истекает какая-то жидкость. Её описывали как “смесь пота и крови”, то есть кровь с иной составной постепенно выходила из тела по потовым каналам, ещё и со специфическим резким запахом — с неким похожим на цветочный ароматом (это распад живых аминокислот, что, кстати, тоже признак живого тела). Многие верующие считали, что это именно кровь. Истечение этой жидкости продолжалось и усиливалось, и в результате этого пришлось менять одежду два раза в неделю. Части одежды, пропитанные этой жидкостью, распространялись как святые реликвии и считались целебными (!).
И это продолжалось до июля 1927 года, когда тело поместили в деревянный гроб, выложенный цинком и с цинковой крышкой, и там находились заверенные нотариусом свидетельства об этом феномене от самых высших официальных католических лиц.
В течение последующих 23 лет гроб находился в специальном склепе в стене-молебне, поднятый на камнях для того, чтобы уберечь его от влажности. Чудо святого Харбела вызвало массовое поклонение, потоки паломников стали прибывать в Аннаю, и сегодня это продолжается даже в более массовом масштабе. В феврале 1950 года паломники заметили, что жидкость протекает через стену молебны на пол. Из-за опасения, что может возникнуть ущерб могиле, она была открыта в апреле, и опять было установлено, что тело является гибким и похожим на живое, и на нём не было абсолютно никаких следов разложения. Зато цинковый гроб и одежды Харбела были изъедены токсическими выделениями в труху (в брошюрах РПЦ эти выделения Харбела-Шарбеля называют “сукровицей”). Круз сообщает:
«Истечение жидкости и крови продолжалось, и окружающие предметы были покрыты ими. Беловатая жидкость истекала в таком количестве, что она, высыхая, образовывала массы белого порошка, который разбирали как реликвию паломники.»
После этих известий количество паломников увеличилось до 5 тысяч в день. Его тело исследовалось каждый год, и каждый раз тело плавало в гробу в смеси крови и белой жидкости в три дюйма (около 100 литров). Однако тело уже не показывают публике с 1950 года.
И тут самое время взглянуть в архивы вампирологии. Аббат Августин Кальме в своём трактате пишет:
«В государственных докладах за 1693-1694 гг. говорится об упырях, вампирах и привидениях, которые появляются в Польше [Речи Посполитой] и — о чём больше сообщений — в России.
Они появляются в любое время суток и приходят пить кровь живых людей и животных — в таком большом количестве, что иногда она вытекает у них обратно через рот, нос и, чаще всего, через уши, а труп плавает в заполненном кровью гробу (курсив наш. — Авт.). ...Этот упырь выходит из своей могилы, или выходит некий демон в его обличии, приходит по ночам обнимать и сжимать в объятиях с неистовой силой своих близких или друзей, потом пьёт их кровь, пока они не ослабнут, доводит их до изнеможения, и, наконец, становится причиной их смерти.
Эти преследования не прекращаются со смертью одного из членов семьи; их можно остановить, лишь отрезав голову или вскрыв сердце привидению, труп которого находят в своём гробу гибким, податливым, полным, с красным лицом, хотя он уже долгое время мёртв. Из их тел вытекает огромное количество крови, и некоторые смешивают её с мукой для приготовления хлеба; и по обычаю этот хлеб едят для защиты от преследования духа, который действительно после этого больше не приходит.»
Тело святого Харбела плавает в заполненном “кровью” гробу. В чём разница? Разницы не видим.
А вот Кальме пишет и о свечении над могилой вампира, как у святого Харбела, и о непонятной “беловатой жидкости” — почти за 200 лет до эксгумации Харбела:
«Вампир был похоронен около трёх лет назад; над его могилой было видно свечение, похожее на свет лампы, но менее яркое.
Могилу вскрыли и обнаружили человека неповреждённого и казавшегося столь же здоровым, как и любой из нас присутствовавших; волосы, ногти, зубы и глаза (последние были полузакрыты) также крепко держались на его теле, как они есть сейчас на нас, живых, и его сердце билось.
Затем его вынули из могилы; его тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповреждённым; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла беловатая жидкость с кровью (курсив наш. — Авт.), но кровь доминировала в ней, всё это не имело никакого дурного (трупного. — Авт.) запаха; после этого ему отрубили голову топором, похожим на те, которыми пользуются на казни в Англии. Из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашёной известью, чтобы завершить дело наверняка. С тех пор его племянница, у которой он два раза пил кровь, стала чувствовать себя лучше.
В месте, где вампиры высасывают кровь, образуется ярко-синее пятно; но определённого места нет: иногда они пьют кровь из одного места, а иногда из другого.»
Итак, вот и свечение над могилой, вот и странная беловатая жидкость. Опять-таки, в чём разница? В одном: одного коматозника зверски убили и засыпали известью, другого сделали святым. Оба — вампиры.
И в других случаях, когда речь идёт несомненно о вампиризме, современные исследователи никогда не используют этот термин. Например, в знаменитом полтергейсте в селе Аскиз Республики Хакасия в 1994-95 гг., когда от него погибло несколько людей, никто не распознал типичных черт вампиризма.
Вампиризм практически всегда сопровождается полтергейстом (например, люди видят одежду и вещи вампира, которые “движутся сами по себе”). Призрак вампира видят только те, на кого направлен “фокус его внимания”. От могилы к дому вампир перемещается в виде “огненного змея” — похожего на шаровую молнию образования, которое сегодня многие путают с НЛО. Чем питается у своих жертв вампир — для поддержания сил в своём коматозном состоянии — неясно; вероятно, это какая-то гипотетическая “жизненная сила”, до сих пор не открытая наукой. В среднем вампирическая кома длится несколько лет, но иногда (как у Харбела Макхоуфа и др.) — десятилетия, после чего коматозник умирает (а останки его, пропитанные токсическими выделениями, не разлагаются, а лишь усыхают). Интересно, что у животных вампиризм никогда никем не был отмечен — видимо, его природа связана только с сознанием человека (как равно полтергейст и НЛО).
Конечно, всё в этом феномене остаётся пока странным и загадочным. Пожалуй, это вообще самое загадочное явление из всех самых загадочных.
Но, как ни странно, оно — самое наиболее задокументированное аномальное явление.
Мало кому известны слова Жан-Жака Руссо:
«Если и была в мире история истинная и доказанная, так это история вампиров. Ничто не упущено: официальные отчёты, свидетельства титулованных лиц, хирургов, священников, судей: очевидность полная.»
Очевидность — но одновременно и необъяснимость. Феномен описывается в Европе уже 900 лет: о древней эпидемии типичного вампиризма в Англии в 1190-х годах подробно говорится в хронике Вильяма Ньюбургского “История Англии” (Historia Reruns Anglicarum), в главах 22, 23 и 24 книги V. Как кажется, за 900 лет можно было бы если не изучить, то хотя бы признать существование явления. Однако не только учёные, но и многие исследователи непознанного считают этот феномен “слишком сказочным” из-за своей странности и непостижимости. Вот ведь парадокс...