Реклама и ее роль в деятельности социальных организаций
Реклама - платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие каналы, агитирующие в пользу товара, марки, кандидата или организации.
Рекламирование организации преследует различные цели: создать и поддержать имидж организации, ее символы, атрибутику, товарный знак; способствовать продаже производимых товаров.
Когда рекламируется не продукция, а организация и ее деятельность, то говорят о рекламе деятельности компании.
Среди целей такой рекламы можно указать следующие.
В некоторых случаях преследуется чисто коммерческая цель. Консультативные фирмы (исследовательские и проективные бюро, в частности), банки, страховые общества и т.д. продают свои услуги по заказам или же предлагают очень схожую продукцию. При этом в любом случае их реклама может быть только рекламой деятельности фирмы. В то же время данный вид рекламы должен быть чрезвычайно активным: покупая организацию, покупают ее услуги, товар.
В других случаях, напротив, фирма обращается не к своим потенциальным клиентам, а к публике вообще, чтобы создать в глазах общественности благоприятный определенный имидж и защитить его в случае необходимости.
Реклама деятельности социальной организации используется также в тех случаях, когда фирме нужно поднять престиж в глазах партнеров, общественности, собственного персонала. Подобная реклама предпринимается для того, чтобы создать у сотрудников ощущение сопричастности, идентификации с социальной организацией. Это обстоятельство с точки зрения мотивации гораздо эффективнее, чем осознание себя никому не известным, получающим зарплату работником [7].
Для того чтобы строить рекламную политику, уметь составлять грамотное задание для групп, создающих рекламу, руководителям социальных организаций нужно знать общие принципы и правила создания рекламы. Тот, кто производит и рекламирует свои услуги, называется рекламодателем. Организация (группа), которая изготовляет рекламы, именуется рекламопроизводителем. Те, кто на основе рекламы принимают решения об использовании услуг или приобретении продукции, называются потребителями.
В мировой рекламной практике для определения природы психологического воздействия рекламы используется формула AIDA, где А - внимание, I - интерес, D - желание, А - активность.
Действительно, для достижения своей цели реклама должна сначала привлечь внимание, затем заинтересовать, быть воспринятой - вызвать доверие, после чего возбудить желание - воспользоваться услугами или приобрести товар [24].
Реклама воздействует на трех уровнях:
- когнитивном;
- информационном (ощущения, восприятие, мышление, память);
- аффективном (установки, глубинные побуждения, эмоции);
- конативном (стимуляция и мотивация) [16].
Реклама - одно из средств, которыми располагает социальная организация для реализации своих ближайших и долгосрочных задач. Прежде всего определяют цель, которую нужно достичь с помощью рекламы. Для ее реализации составляют общий план рекламной кампании. Он включает выбор целей рекламного сообщения; аудитории, на которую реклама должна быть рассчитана; направления и тем; средств информации и конкретных носителей рекламы; формы реализации рекламы.
Цели рекламы следующие:
- довести до сведения потребителей, что определенные услуги существуют, их можно найти в таком-то месте, по такой-то цене и т. д.;
- заставить думать об этих услугах, приводя доводы в их пользу (рациональная реклама);
- заставить желать этот товар (ассоциативная реклама).
Цели рекламы должны быть установлены точно и по возможности выражены количественно, для того чтобы степень их достижения поддавалась оценке.
Аудитория определяется среди потребителей разных типов. Для ее выявления используют три подхода.
Первый подход основан на использовании социодемографических и географических критериев, критериев оснащенности и потребления:
- пол, возраст (7 категорий), социопрофессиональная принадлежность (от 4 до 8 категорий), место проживания, регион, численность семьи и число детей в семье;
- выборочное, периодически проводимое и регулярное анкетирование, позволяющее установить соотношение между социопрофессиональными характеристиками, уровнем оснащенности, а также знакомством со средствами массовой информации и средствами рекламы.
При другом подходе опираются на психологические критерии, такие, как мотивация покупки, уровень пользования, характер потребителя.
С точки зрения третьего подхода при определении целевой аудитории во главу угла ставится образ жизни потребителя.
Исследователи делают попытку «определить потребителя в ситуации пространственно-временной аккультурации» через различные образы жизни, проявляющиеся в виде всякого рода символов, лишений и установок. Например, во Франции определено 13 главных течений в социокультурном развитии. Данные течения объединили в 4 вида «менталитета»:
- антиментаристский характеризуется стандартным потреблением, стремлением к экономии;
- менталитет, склонный к пассивной безопасности, характеризуется стабильностью поведения, стремлением к порядку, закрытостью к инновациям,новизне;
- менталитет, открытый прогрессу и новизне;
- менталитет, открытый переменам, характеризуется стремлением получать удовольствие от жизни.
Механизм воздействия рекламы может быть рассмотрен на примере рекламного обращения. Как правило, рекламное обращение, с одной стороны, представляет информацию, с другой - изображения и скрытые символы. Реклама базируется на двух уровнях: очевидном и подсознательном. Символическая значимость набора неких ценностей, соединенных в целостном образе, приобретает особую важность как для рекламы, так и для клиента.
Создание рекламного обращения начинается с редакционной платформы, которая включает:
- обещание или предложение;
- доказательство или поддержку обещания (демонстрацию рекламируемых качеств, сравнение, свидетельство, описание товарного знака или самого товара);
- точное описание целевой аудитории;
- тон или стиль рекламного обращения.
Выработаны определенные требования к рекламному обращению: содержанию информации, повторяемости рекламы, символическому обращению. Реклама должна:
- соответствовать образу, который рекламодатель хочет придать своему товару;
- ясно выражать мысли;
- быть доступной аудитории, не расходиться с ее мнением;
- быть правдивой;
- быть оригинальной;
- лично обращенной;
- быть узнаваемой;
- быть связной;
- быть вовремя отвергнутой, когда наскучит аудитории [26].
Носители рекламы являются проводниками рекламных обращений. Под средством рекламы понимают совокупность носителей рекламы одного типа. Обычно выделяют 5 средств информации: пресса, телевидение, афиши, радио и кино; иные средства информации (салоны и выставки, почтовая реклама и т. д.) называются внешними средствами.
Носителями рекламы выступают пресса (общенациональные, ежедневные региональные газеты; журнальная пресса; технические и профессиональные издания; бесплатные издания рекламного характера); телевидение; наружная реклама: настенные плакаты; дорожные щиты; рекламные плакаты в транспорте (метро, автобусах, троллейбусах); рекламные плакаты на остановках общественного транспорта; радио; кино.
Новые средства массовой информации: телепрограммы через спутниковую и кабельную сеть; видеотекст (телематика); видеокассеты.
Основные характеристики носителей рекламы: объем реализации; коэффициент обращения (определяется путем деления общей численности аудитории на объем реализации); аудитория (совокупность лиц, которые читают или просматривают какое-либо издание, рекламные рамки, задерживаются перед рекламными плакатами); тип накопления (увеличение аудитории одного и того же средства рекламы, выходившего несколько раз).
Сегодня на российском рынке действуют несколько тысяч иностранных фирм и компаний, которые, конкурируя с отечественными товаропроизводителями, используют рекламу, ориентированную прежде всего на психологические особенности зарубежных потребителей.
Российские рекламодатели, перенимая зарубежный опыт, часто неоправданно подражают западной рекламе. Более 60% российских рекламных агентств выбрали себе название на английском языке. В то же время российский потребитель намного легче ориентируется в том, что ему уже хорошо знакомо. Понятным названиям больше доверяют, чаще запоминают. Поэтому одна из основных проблем психологии рекламы - адаптация западной (или сделанной «под Запад») рекламной продукции к менталитету российского потребителя [4].
Рекламную деятельность нельзя представить без контроля за эффективностью рекламы. В данном случае контроль становится важным во время предварительного испытания, т. е. перед выпуском товара на рынок и окончательным формированием рекламного обращения, а также в период последующего анализа, иначе говоря, после выпуска товара на рынок и получения аудиторией рекламного обращения.
Эффективность рекламы существенно зависит от чувства меры ее авторов. Причем нулевая эффективность, т. е. полное безразличие аудитории, - это еще не самое худшее. Нередко реклама социальной организации превращается в ее антирекламу.
Неудачная реклама - это сигнал потребителю, что с данной социальной организацией не стоит иметь дело. Добиться высокого качества рекламы в большинстве случаев легче, чем высокого качества рекламируемой продукции.
Во многом эффективность рекламы зависит от того, кем подается сообщение, в какое время, в каких передачах. Например, по телевидению большее доверие вызывает реклама, в которой присутствуют красивые женщины, дети или домашние животные.
Эффект внушающего воздействия определяется в первую очередь не содержанием информации, а ее внешней формой, выразительностью, эмоциональной окраской сообщения, авторитетом и доверием к источнику. Внушение основано на ослаблении осознанности и понижении критичности восприятия сообщаемой информации. Среди приемов внушения существует, например, такой: подбираются фразы, требующие единообразия в поведении, создающие впечатление, будто так делают все («Все нормальные люди понимают, что...», «Ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...»).
При подготовке рекламного сообщения необходимо учитывать эффект восприятия. Например, «эффект края», заключающийся в том, что наиболее сильные аргументы, информация, предназначенная для длительного запоминания, помещаются в начало и конец сообщения, в пресс-рекламе - в правый верхний угол. В радиосообщении для эффективного запоминания название товара или социальной организации необходимо помещать в каждый 10-15-секундный промежуток, а максимальная скорость речи не должна превышать 2,5 слова в секунду.
Эффективность рекламы не зависит напрямую от ее интенсивности. Ошибка рекламодателей состоит в том, что у нас зачастую реклама социальной организации повторяется в течение нескольких месяцев. Известно, что аудитория печатного издания возрастает от первого номера к двенадцатому лишь в 2,7 раза, а далее практически не растет.
Помимо резервов формирования и улучшения имиджа через традиционные каналы имеется возможность использовать и другие средства рекламы. Достаточно широко внедряется наружная реклама: вывески, плакаты, щиты, световые установки. Однако нередко вместо броского, лаконичного сообщения дается мелким шрифтом пространная информация. Появляется реклама на транспорте. Но и здесь для достижения высокой эффективности необходимо учитывать маршруты передвижения социальных и профессиональных групп, на которые планировалось оказать воздействие.
Несмотря на высокую стоимость, за рубежом активно используют прямую почтовую рекламу в виде писем, проспектов, буклетов. Только в Германии ежедневно на почтовую рекламу расходуется 12 млн марок. В этом виде рекламы срабатывает эффект личного обращения. Эта реклама, как правило, типографического изготовления, но имеет особо доверительный характер обращения к потребителю и подпись руководителя фирмы. Специально изготавливаются рекламные сувениры и подарки. Так, «Форд моторе компани» в ходе празднования 50-летнего юбилея распространила 3 млн календарей. Исследования показали, что из них получателями сохранено 75% [6].
Диагностика эффективности рекламы складывается из нескольких этапов:
1) предварительного тестирования рекламы перед выпуском товара на рынок.
Предварительные испытания проводятся на выборке из целевой аудитории с привлечением рекламного материала, который предполагается использовать в последующей рекламной кампании (объявления в прессе, рекламные плакаты, кино- и телефильмы, краткие рекламные сообщения по радио);
2) тестирования перед выпуском товара на рынок: пробный выпуск журналов, метод семейных бесед; лабораторные испытания; тест наблюдения за взглядом; тест с аппаратом измерения наблюдений; лингвистические и сематические тесты; сложные имитации.
После реализации рекламного обращения используются следующие методики:
- методики измерения аудитории (читателей прессы);
- аудиметры - автоматические устройства, подключаемые к радио- и телеприемникам для определения аудитории, смотрящей рекламные ролики;
- методики измерения известности (рейтинга);
- оценка узнаваемости с помощью различных методик [9].
Таким образом, реклама играет важную роль в деятельности социальных организаций: компаний, фирм, учреждений. Товарный знак фирмы, имидж социальной организации, сформированный с помощью рекламы, стоят дороже, чем конкретные услуги и продукция.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время в России отмечается бум, связанный с применением рекламы. Явно обозначилась тенденция, свидетельствующая о нарушениях этики и права в области рекламы. Это стало возможным из-за отсутствия правового регулирования отношений, возникающих в сфере рекламного дела. В данной области, по сути дела, действует только Указ Президента РФ.
Но дело не только в отсутствии норм, устанавливающих уголовную ответственность за заведомо ложные рекламные сообщения. Не принят и этический кодекс работников рекламного дела. Данное обстоятельство позволяет использовать рекламу в интересах нелегального бизнеса.
Имеют место многочисленные случаи скрытого рекламирования через средства массовой информации, когда под видом скандала происходит «раскрутка».
С точки зрения социальной психологии представляет интерес анализ причин нарушений этики и права в области рекламы, связанных не только с личностными особенностями, но и с деформацией социальных институтов и отношений.