Основы передачи информации
Передача информации
Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач:
• сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
• выявление мотивов и целей собеседника;
• передача запланированной информации;
• формирование основ для аргументации или предварительная проверка правильности ее отдельных узловых пунктов, создание в случае необходимости новых «точек опоры» в сознании собеседника, которые мы будем использовать в следующей фазе беседы;
• анализ и проверка позиции собеседника;
• по возможности предварительное определение (в общих чертах) направлений последующей деятельности, что значительно облегчит и упростит пятую фазу беседы — принятие решений.
Передача информации — это процесс общения между нами и собеседником, в ходе которого мы пытаемся создать для себя и отчасти для собеседника достаточную информационную базу для следующей фазы беседы — аргументирования. Фаза передачи информации состоит из следующих элементов: информирование собеседника (общее и целенаправленное), постановка вопросов, слуша-ние собеседника, наблюдение за реакциями собеседника и их анализ с точки зрения психологии.
Передача информации (сведений, с которыми мы хотим ознакомить собеседника), а тем более постановка вопросов требуют подготовки, разработки системы, обдумывания формы и содержания. Слушание собеседника и анализ его реакции требуют от нас умения, терпения, большого внимания, такта и сосредоточенности, а главное — нельзя допустить «давления» нашего авторитета. Именно подобное влияние авторитета часто является главной причиной того, что наши собеседники или коллеги информируют нас не полностью или неточно или вообще не сообщают нам о важных событиях и проблемах. Они просто считают, что мы об этом уже знаем или что для нас это не имеет значения и их сообщения неуместны. Или даже, признавая наш авторитет в данной области, собеседники опасаются, что в их сообщениях мы обнаружим ошибки и недочеты, а также почувствуем их неподготовленность или незнание предмета.
Фаза передачи информации состоит из:
- информирования собеседника (общего и целенаправленного);
- постановки вопросов (об этом речь шла выше);
- слушания собеседника;
- наблюдения за реакциями собеседника, их психологического анализа и учета в деловой беседе.
Для успешной передачи информации целесообразно использовать "Вы-подход". К тому, что было сказано о слушании выше, необходимо добавить следующее.
В ходе слушаниянельзяобдумывать следующий вопрос, а тем более готовить контраргументы. Не должно быть побочных мыслей, критического анализа того, что нам говорят, в тот момент, когда мы слушаем. В противном случае это отрицательная установка, которая, как мы уже выяснили, непродуктивна и ни к чему хорошему не приводит.
Нельзя с нетерпением ожидать паузы в разговоре, чтобы вставить свое авторитетное мнение. Это нарушает логику мысли партнера, раздражает его, создает впечатление, будто его лишили права высказаться до конца. Он все равно выскажет свои мысли и чувства и сделает это неожиданно, создав таким образом проблемы. Но по большому счету источником этих проблем являемся мы сами. Сэкономленные пять-десять минут обернутся против нас же, ибо потом мы все равно будем вынуждены провести еще две-три беседы по тому же вопросу. Слушать вполуха — это то же самое, что давать полный газ на холостом ходу: бензин расходуется, а движения вперед нет.
Научиться слушать можно, попытавшись каждый день по меньшей мере два раза по десять-пятнадцать минут слушать кого-нибудь, полностью отключившись от других мыслей: жену, рассказывающую о своих повседневных заботах; ребенка, который хочет что-то Вам показать; коллегу, у которого неприятности с шефом и т.п. (при этом, кстати, Вы решаете массу других проблем — разделяете проблемы жены, не забываете своего ребенка, заслуживаете благодарность коллеги). Необходимо концентрироваться только на той теме, о которой идет речь, и только на сущности предмета, вытеснив из головы все второстепенное.
Внимательный, тренированный слушатель получает возможность узнать мнение и позицию партнера, его проблемы, что значительно облегчает ведение деловой беседы. Это задает направление собственной аргументации, а собеседнику предоставляется возможность проявить себя. В результате позже, в фазе принятия решений, существенно снижается или притупляется вовсе острота его возражений. И наконец, в награду за внимательное слушание мы чаще всего получаем "открытое сердце", доброжелательность партнера, что облегчает взаимопонимание и приближает нас к достижению результата.
При передаче информации необходимы самоконтроль и определенная мера такта и дипломатичности, что означает следующее: не вторгаться в деликатные сферы; неприятные известия сообщать ровно настолько, насколько это вызвано необходимостью; всей информации придавать корректный вид; уметь сдерживать отрицательные эмоции и держать контроль над ситуацией.
По ходу деловой беседы и переговоров важны сдержанность и выдержка — оборотная сторона стремительности. Слишком многословные уменьшают собственные шансы на успех, что подтверждает древнюю мудрость "Молчание — золото". Не считайте необходимостью заполнять каждую паузу при обсуждении сделки с потенциальным партнером. Во многих случаях лучше помолчать, чем добавлять к уже сказанному какие-то пояснения, в которых, по сути, нет надобности.
Молчание как пауза в разумных пределах может работать на Вас: нередко Ваше молчание подталкивает говорить другую сторону, и Ваши шансы услышать нечто ценное возрастают; молчание усиливает впечатление о Вашей уверенности, что может подтолкнуть партнера на уступки; меняется ритм беседы, а это можно использовать для стратегического парирования; молчание оставляет собеседнику простор для самых худших предположений.
Если же партнер решил сыграть с Вами в молчанку — спокойно переждите или просто смените акценты в разговоре. Излишняя словоохотливость может принести тройной вред: либо Вы выскажете мысль, которая приведет к напряженности в отношениях с потенциальным партнером; либо Вы проговоритесь, и партнер поймет, в чем слабость Вашей позиции по тому или иному аспекту сделки; либо Ваш пыл обнаружит, насколько важна для Вас сделка. Чем это виднее, тем легче оппоненту противостоять Вам. Пауза позволит сосредоточиться на главном — на целях встречи, а не на ее участниках или Вашей признательности за дорогой обед, которым Вас только что угостили.
Придерживайтесь формулы "60-40": 60 % времени слушайте и лишь 40 — говорите. Высказы-вайтесь неторопливо, делая глубокий вдох каждые несколько секунд. Это даст оппоненту множество возможностей заговорить самому. Умение делать паузы продемонстрирует Вашу уверенность в собственной правоте. Если ничего подходящего в голову не приходит — не делайте ничего, выждите и посмотрите, что будет дальше. Помните: в деловой жизни ценится не скорость, а результат.
Мудрость "Повторение — мать учения" не всегда годится для деловых бесед и переговоров. Президент СССР М. Горбачев во время переговоров с Р. Рейганом постоянно и со страстью поднимал вопрос о программе "звездных войн". По мнению некоторых специалистов, именно поэтому Рейгану пришла в голову мысль о том, что такая программа действительно имеет огромную важность для двусторонних отношений, и он занял еще более несговорчивую позицию.
Информация, сообщаемая собеседнику, должна быть точной, ясной, содержательной, наглядной, профессионально убедительной. Особое внимание следует уделить краткости изложения. Существует притча о спартанцах, которые, как известно, придерживались лаконичного, краткого стиля изложения и общения. Однажды к ним прибыли посланцы из маленького греческого города-государства, в котором свирепствовал голод, и один из них обратился к спартанцам с длинной речью, в конце которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы отказали ему со следующим наставлением: "Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли и конец". Тогда подошел второй посланец, показал пустую суму и сказал: "Видите, сума пуста, прошу, наполните ее чем-нибудь". Спартанцы исполнили просьбу, но заметили: "В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее наполнили, не нужно было объяснять".
Используйте знакомые и доступные партнеру понятия. Люди будут слушать Вас, когда Вы говорите на их языке: если собеседник заядлый болельщик, используйте спортивные аналогии; если он видит мир сквозь цифры, предоставьте ему множество отчетов и статистической информации. В Ваших интересах сделать так, чтобы Ваше предложение не вызывало опасений.
Всегда, если это возможно, сообщайте собеседнику источники Вашей информации, кто еще ею обычно пользуется, подчеркивайте надежность источников. Важно также демонстрировать партнеру, как Ваши сведения соотносятся с другой информацией.