Основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница

Особое внимание важно обратить на сохранение фактуры самого угля, от которой во многом зависит прелесть угольного рисунка — бархатистость тона. Неповрежденная поверхность бумаги с наслое­нием крупинок"угля придает произведению своеобразное звучание, которого не добьешься никакими другими художественными мате­риалами.

В качестве образца угольной техники приведем «Портрет Элео­норы Дузе», выполненный И. Е. Репиным на холсте. В этом портрете художником прекрасно переданы живописные качества натуры (вкладка 12).

Иногда растирают уголь ватой по всей поверхности основания. После размазывания материала работу надо вновь прорисовать хле­бом или клячкой, пользуясь ими, как карандашом. В последнюю очередь прокладывают самые темные места и выбирают света. Од­нако следует помнить, что сильно втертый уголь входит в поры бумаги и теряет свою свежесть.

Заказ 1022 33

Уголь часто соединяют с другими художественными материала­ми, например с сангиной (см. вкладку 16), им также рисуют на тони­рованной бумаге. При изображении светлых мест мелом или белила­ми (вкладка 13) необходимо учесть, что слои угля несколько темнеют от длительного хранения.

Знакомство с техникой угля облегчает работу красками, так как уголь обладает большими тональными возможностями, чем каран­даш. Но начинать обучение рисунку с работы углем не следует. От­дельные качества угля, как например приятная фактура, легкость] растирания и исправления, могут привести к тому, что у начинающе-] го появится недостаточно серьезное отношение к рисунку.

РИСУНОК САНГИНОЙ. Особое место среди художественных ма-j териалов занимает сангина.

Этим материалом работали многие выдающиеся художники эпо­хи Возрождения, в том числе Леонардо да Винчи и Микеланджело. Техника сангины практиковалась в русской Академии художеств. Из советских мастеров, для которых работа сангиной не является слу­чайной, можно назвать И. И. Бродского, Б. М. Кустодиева, Н. Е. Рад-лова, А. Е. Яковлева, А. И. Лактионова.

В эпоху Возрождения употреблялась натуральная сангина мине-J рального происхождения — желтая и коричневато-красная земля, тан называемый «красный мел». Наша промышленность изготовляет ее из каолина в соединении с окисью железа и специальными клеями^ Выпускаемая заводами сангина имеет вид цилиндрических стержней преимущественно красновато-коричневого цвета диаметром 7-8 миллиметров и длиной около 70 миллиметров без оправы. Иногда карандашам придается призматическая форма четырехгранных или шестигранных палочек.

В зависимости от состава связующего вещества и количественно-] го соотношения компонентов сангина делится на мягкие и твердые сорта. Мягкая близка к пастели и может использоваться как один и^ ее оттенков. Более твердая по своим свойствам похожа на цветны^ карандаши. Лучшим материалом для рисования считается жирна*] сангина, которая не осыпается при растирании на бумаге.

Техника рисунка этим материалом имеет свои особенности В противоположность углю сангину ><учше совсем не закреплять иначе на поверхности бумаги образуются пятна и резко измените! тон рисунка. Одно из положительных ее качеств — способность дли тельное время сохранять свой цвет. Подобно углю, палочкой санги ны можно работать боковой частью, покрывая широкие площад! бумаги, или проводить тонкие линии заостренным концом или облс манным концом торца. Красновато-коричневые оттенки, близкие цвету человеческого тела, дают возможность решать отдельны^

учебные задачи при изучении формы головы и обнаженной фигуры, а также выполнять наброски.

Однако сангина обладает незначительной силой тона. Поэтому нет смысла передавать ею контрасты освещения, фактуру поверхно­сти предметов и т. д. Помимо этого, она плохо стирается мягкой

резинкой.

Есть два основных способа работы сангиной. Один из них — ли­нейно-штриховой (вкладка 14). Работа ведется преимущественно штрихами, так как даже небольшая растушевка материала изменяет его фактуру и нарушает общую тональность рисунка. Существен­ный недостаток данного способа — неполное использование худо­жественных возможностей сангины, а также ее осыпание. Послед­ний недостаток обязывает хранить рисунок в окантовке под

стеклом.

Другой способ работы называется «врастир». Он отличается от первого тем, что на бумагу наносят слои сангины с последующим их растиранием простой твердой резинкой. Рисунок при этом пере­стает осыпаться, потому что частицы материала входят в поры осно­вания и прочно в нем закрепляются. Кроме того, по мере растирания сангина насыщается цветом и приобретает лессировочные каче­ства— прозрачность тона (вкладка 15). Однако внешний эффект, по­лученный от растирания материала, может создать у начинающего художника неправильное представление о законченности работы и отвлечь его от изучения натуры.

Сангину используют также в сочетании с итальянским каранда­шом, соусом или углем, достигая некоторой живописности рисунка (вкладка 16). При помощи красной и коричневой сангины можно по­лучить оттенки, близкие к цвету человеческого тела, причем бумага в таких случаях заменяет белую краску. Смешение черного цвета с сангиной дает промежуточный тон.

Поскольку линейно-штриховой способ близок к рисунку каранда­шом, а смешанная техника — к пастели и особенностям этих мате­риалов посвящены специальные главы, остановимся подробнее на принципах работы «врастир».

Для рисования этим способом обязательно нужна жирная санги­
на. Если готовые палочки окажутся слишком сухими, их следует
тщательно размельчить и полученный порошок просеять. После это­
го, добавив в порошок немного глицерина, надо вновь сформовать
карандаши сангины. Бумагу желательно иметь хорошего качества,
плотную, белого цвета, с некрупной фактурой. Лучше всего подхо­
дит финская бумага, годится и полуватман. Из необходимых при­
надлежностей следует приготовить твердую простую и химическую
резинки, а также растушку.
3* 35



Прежде чем перейти к работе над живой натурой, выполните упражнение—зарисуйте сангиной геометрические тела, например гипсовый цилиндр. Делают это так. Вначале выполняют линейный рисунок в том же порядке, что и карандашом, то есть намечают пропорции и общую форму в перспективе (рис. 21а). Затем перехо­дят к подготовительному рисунку в тоне, то есть к заготовке. С этой целью накладывают слои сангины вдоль формы цилиндра, не забы­вая соблюдать основные градации светотени (рис. 216). На следую-

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

о

Рис.21

щем этапе приступают к равномерному растиранию материала реб­ром твердой простой резинки, насыщенной сангиной', начиная с верхней части рисунка. Движение резинки должно быть направле­но от тени к свету и, как правило, поперек формы цилиндра — к его границам. При этом не надо опасаться выхода за первоначальный контур. В результате механическим путем удается произвести све­тотеневую проработку формы.

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru Растерев полностью весь рисунок, выбирают химической резин­кой самые светлые места вплоть до чистой бумаги и в случае необ­ходимости усиливают тени, ослабляют рефлексы. Раз рисунок ис­полнен без фона2, очертания его дополнительно подчеркивают линией, которая растирается боковой гранью простой резинки по направлению движения контура. В конце работы для уточнения гра­ниц предмета и удаления лишнего тона применяют химическую ре­зинку (рис. 21 в).

В такой же последовательности надо зарисовать шар и другие геометрические тела. Куб и призма будут иметь более четкие пере­ходы тонов между светом и тенью.

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru 1 Резинку можно предварительно натереть на куске бумаги с густо наложен­
ным на нее слоем сангины.

2 Фон в рисунке, выполненном «врастир», обычно отсутствует, благодаря чему
модель трактуется изолированно от окружающей среды и главное внимание со­
средоточивается на изучении формы.



После этого можно переходить к изображению головы (см. вкладку 15) и, наконец, — обнаженной фигуры. Здесь потребуется определенный опыт. Поэтому прежде рекомендуем сделать ряд ри­сунков и набросков с головы и фигуры карандашом или углем в том же положении, которое предстоит зарисовать сангиной.

При работе над живой моделью надо очень тщательно наметить острым концом карандаша сангины границы теней с учетом анато­мического строения модели и только тогда приступать к растиранию материала резинкой. Чем лучше выполнена заготовка и меньше внесено поправок при растирании сангины, тем выше качество рабо­ты. Выбирая света, внимательно следите за объемом формы. Пом­ните, что в основе форА/ы каждой части человеческого тела лежит форма простых геометрических тел. Например, голова напоминает яйцевидную форму, нос — призму, глаз—шар. Значит, и светотень на рисунке головы распределится так же, как на геометрических телах подобной формы, но с отклонениями, вызванными особенно­стями анатомического строения и характером освещения данной на­туры. В конце работы отдельные светотеневые градации необходи­мо подчинить общей тональности рисунка, найдя самые светлые и темные места и немного приглушив промежуточные оттенки.

Изучение техники сангины не является самоцелью. Этим мате­риалом надо пользоваться сознательно, на определенном этапе обу­чения, когда ставится задача передать объем и пластическое богат­ство человеческого тела.

РИСУНОК ТУШЬЮ. В технике рисунка важное место принадле­жит реботе тушью. Этим материалом пользовались многие извест­ные зарубежные и русские художники: Леонардо да Винчи, Микел-анджело, Гольбейн, Дюрер, Рембрандт, О. Кипренский, В. Поленов, И. Репин. Замечательные иллюстрации тушью создали А. Агин и П. Боклевский. В технике туши работали и работают видные совет­ские художники-графики: Н. Самокиш, А. Лаптев, О. Верейский, Кук-рыниксы, А. Каневский и другие.

Широкое применение туши в станковой и книжной графике объ­ясняется доступностью этого материала для репродуцирования. Ра­бота тушью, особенно пером — это отличная школа воспитания верности руки и точности глаза. Если исправления в рисунке углем или карандашом сравнительно легки, то здесь они вызывают боль­шие трудности, что приучает к графической дисциплине.

В учебном рисунке чаще употребляют черную тушь', которая бывает трех сортов: жидкая, концентрированная и сухая. Жидкая

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru В состав черной жидкой туши входят: газовая сажа, клей животного про­исхождения и примеси сахара, глицерина и фенола.




основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

тушь выпускается во флаконах, концентрированная, напоминающая пасту, — в тюбиках. Ее выдавливают на блюдце и разводят водой. Сухея тушь изготовляется в виде плиточек. Перед работой ее пред­варительно растирают в специальной посуде — тушнице, прибавляя небольшое количество воды.

Тушью можно решать графические и тональные задачи. Она дает ровную заливку поверхности, обладает интенсивностью и богатством переходов тонов, легко наносится на бумагу штрихом различной толщины, вплоть до очень тонких и темных линий.

Техника работы тушью в основном зависит от того, каким ин­струментом наносить ее на бумагу, а в отдельных случаях опреде­ляется степенью насыщенности раствора. Наиболее распространен рисунок пером, палочкой, щетинной и мягкой кистью.

Рисунок пером относится к черно-белому изображению и от­личается от всякой другой техники предельно четкими линиями и штрихами одинаковой силы тона. К технике пера ближе всего под­ходит линейно-штриховой рисунок, выполненный твердым графитом, но светотень при пользовании тушью передается не ослаблением или утемнением ее раствора, а изменением толщины штрихов и рас­стояний между ними.

Однако в рисунок пером очень трудно вносить исправления — стирать линии или высветлять отдельные места. Все это обязывает серьезно и внимательно относиться к работе, класть каждую линию и штрих строго на свое место, применять лаконичные и выразитель­ные изобразительные средства.

Для рисунка пером пригодны гусиные, тростниковые и стальные перья. Основное требование к качеству пера — эластичность и сво­бодное продвижение по бумаге1. Если рисунок крупного формата, то желательно брать перья, дающие толстый штрих, — тростниковые или гусиные, а также нотное перо № 98 с двумя разрезами на кон-| це. Небольшой рисунок удобнее выполнять стальными перьями, не царапающими бумагу, например школьным пером № 12 и пером «Союз» № 86. Иногда пользуются несколькими видами перьев Дальние планы прорабатывают тонкими, чертежными перьями, пе-] редние — более толстыми, гусиными. Гусиное перо затачивают на-! подобие острия стального пера.

Каждый художник подбирает себе перья «по руке». Для альбом-j ных зарисовок часто употребляют авторучку.

Пером хорошо работать на плотной белой бумаге с гладкой по верхностью типа чертежной, на которую свободно ложится штрих,

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru 1 Чтобы перо хорошо работало, его периодически протирают фланелью, уд. ляя осадок туши.

Рис. 22



основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

Лучшим сортом считается бристольская бумага (картон). Применяет ся меловая бумага, особенно когда необходимо отретушироват! готовый рисунок пером. Для этого обычная бумага грунтуется ров! ным слоем мела с примесью клея. Очень светлый тон создает конт! растность, что важно для печати. Бумага с шероховатой фактурою) мешает свободному движению пера и поэтому почти не употреб ляется.

Помимо туши, используют черные и синие чернила. Во BpeMsj работы флакон с тушью или чернилами рекомендуется ставить специальную коробку из картона или дерева.

Приступая к изучению техники рисунка пером, выполните вначале ряд упражнений. Например, проведите несколько разнообразны)) линий различной толщины, покройте поверхность бумаги ровнымк перекрещивающимися штрихами с легким и более сильным нажи-1 «ом (рис. 22). После этого полезно выполнить наброски отдельных предметов, деревьев, животных (вкладка 17).

Технические приемы работы пером весьма разнообразны и в< многом определяются поставленной задачей, а также видом nepaJ В противоположность штриховой карандашной технике, допускаю| щей исправления и постепенное накопление материала, пером надс стремиться работать так, чтобы не возвращаться к одному и тому же месту несколько раз. Поправки в рисунок пером вносятся крайних случаях. Если требуется удалить тушь, ее подчищают лезви-^ ем безопасной бритвы, скальпелем или просто замазывают лишнюк линию белилами.

Светотеневой рисунок пером обычно выполняют линейно-штри-| ховым способом.

Когда рисунок пером начинают с темных мест, то, нанеся тушьн очертания изображения и его детали (рис. 23а), покрывают частыл и широким штрихом тени (рис. 236), а затем более тонкими и ред-j кими линиями прорабатывают полутона (рис. 23в). Во втором ва­рианте процесс построения проходит в обратном порядке: от свет-) лых мест к темным. Усиление тона получают повторной, сгущенной штриховкой.

Мокрые штрихи, наложенные друг на друга, позволяют делать| небольшие затеки тушью и придают рисунку живописные черты, од­нако такой прием мешает репродуцированию.

Начинающему художнику рекомендуется работать пером по ка­рандашному рисунку, сделанному графитом средней твердости (МТ),] который затем покрывают тушью. При необходимости лишние каран­дашные линии удаляют резинкой или мякишем хлеба.

Пером часто рисуют без штриховки, одними линиями (см. вклад­ку 1). Варьированием нажима и движения штрихов, изменением рас-

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

Рис. 24

стояния между ними можно воспроизве­
сти разницу в окраске и фактуре пред­
метов. Такие приемы используются в
книжной иллюстрации (вкладка 18), при
графическом оформлении архитектур­
ных проектов, что придает изображению ULJ.IO ППя пе-
декоративные черты (вкладка 19). Рисунки, предназначенныедля пе
чати, должны быть очень четкими и иметь размер примерно на
ну треть больше репродукции. новый
В последнее время большое распространение получил новый
инструмент для рисования —ф л ом а стер. Его нетрудно м
самому из обычной авторучки. Для этого надо вынуть из РУЧК" и
ро и крепящий его стержень, вместо них вставить кусок Ф р

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru •набрать в баллончик черные чернила. Они пропитывают фетр, кото­рый легко скользит по бумаге, оставляя за собой плавную, широкую линию.

Если срезать деревянный конец ручки от кисти под углом, при­мерно равным 45 градусам, то получится своеобразный инструмент .для рисования тушью или чернилами — палочка (рис. 24а). Она поз­воляет проводить острой частью тонкие линии, а торцом наносить широкие штрихи и длинные полосы. Чтобы тушь держалась, на кон­це палочки делают неглубокий продольный желобок и две попереч­ные выемки (рис. 246). В отличие от того, что получается при ра­боте пером, сила тона линий, сделанных палочкой, несколько уменьшается по мере ее движения по бумаге и ослабления нажима (вкладка 20). Поэтому рисунок палочкой занимает проме­жуточное положение между рисунком, выполненным пером и ка­рандашом.

Палочкой работают следующим образом. Опускают ее во фла­кон с неразведенной тушью и проводят по бумаге несколько проб­ных линий.

Получив серые тона, намечают контур изображаемого. Далее •прокладывают штриховку, касаясь поверхности бумаги попеременно острым или тупым концом. Для набросков вместо палочки можно использовать обычную спичку.

Рисунок сухой кистью (щетинной) имеет общие черты с ри­сунком углем и работой, выполненной густой неразбавленной мас­ляной краской. Сухая кисть дает возможность проводить мягкие бархатистые штрихи различной светлоты, покрывать тоном значи­тельные поверхности бумаги и передавать корпусный мазок. Техни­ку сухой кисти нередко применяют в быстрых зарисовках, а также в книжной иллюстрации (вкладка 21).

Для работы сухой кистью нужна черная жидкая тушь, не разве-,денная водой. Бумагу выбирают с крупнозернистой поверхностью, кисти щетинные — плоские и круглые разных номеров (рис. 25).

Начинать рисовать можно без карандашного контура, проклады­вая тени полусухой кистью, с небольшим количеством туши. Самые темные места передают заливкой, а полутона в протирку, едва ка­саясь почти сухой кистью поверхности бумаги. Кроме туши, иногда употребляют выдавленную из тюбиков черную или коричневую ак­варельную краску, работа которыми ведется в аналогичном по­рядке.

Работать тушью можно по-другому, если взять мягкую кисть и разведенную водой тушь. Эта техника по сравнению с работой пером имеет большие возможности при решении тональных задач.

•42

гпособов рисования мягкой кистью называется отмыв-

?*п» используется преимущественно для графического оформле-

КОИ" «итектурных проектов (см. вкладку 19 и рис. 28в).

ния архитекТУР ^ на ПЛОтной бумаге типа ватман, обязатель-

О™еенной на подрамник. В таких случаях больше всего подхо-

но наклее"Н°л "очках разведенная на блюдце, кисти подбираются

ДИТ льТи о ен мягких^сортов, например, колонковые № 6, 12, 18

круглые и о применяется также густой чаи или кофе.

1РИС' того нужны простые графитные карандаши твердых марок

Тп) слабый и насыщенный раствор туши, стакан с чистой водой,

( ' ?ный лист бумаги и тряпочка для вытирания кистей.

ПР°ЙГале делают остро отточенным карандашом рисунок, на кото-

^боажают форму предметов. Во время рисования резинку

Р°МОеблятГне следует/Подрамнику придают наклонное положение

употреблять не с ду ^Н^ смацивают бумагу чистои ВОДОи,

{У L лучше ложилась тушь. После этого приступают к отмывке.
4 R основе способа отмывки лежит прием ровного и постепенного
покоы™я тоном поверхности бумаги. Равномерную окраску осуще­
ствляют в определенном порядке. Обмакнув кисть в светлый
оаствор делают движение вдоль верхнего края прямоугольника и, не
раствор, дела*"" у продолжают сгонять тушь книзу

Рис. 26
основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

(р^'^Гли^ие Тапли снТмают'с^хой кисгью. Последовательное уРтемнение тона достигается многократным наложением слабого

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru


основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru
Рис. 27

• раствора туши по просохшем| слою (рис. 276)'. Плавные пер« ходы тонов от светлого к темнс му и обратно получаются путед. соединения на бумаге растворо! разной концентрации (рис. 27в)| Не допускаются образование зе теков и пятен, а также выход контур рисунка или чертежа. . На рис. 28 показан пример^ ный ход отмывки фасада здани) с использованием рассмотрен ных приемов. Сначала покрыва

ют чуть заметным раствором туши все изображение и фон, за иск лючением самых светлых мест стены и трубы (рис. 28а). После про сыхания бумаги постепенно усиливают тона повторным наложением того же раствора туши, но только в полутонах и тенях (рис. 286). В последнюю очередь отмывают скат крыши, самые темные места: дверные и оконные проемы, падающие тени (рис. 28в).

Второй способ рисования мягкой кистью близок к технике «чер­ной» акварели и чаще всего применяется в иллюстрациях (вклад-: ка 22). В этом случае по заранее подготовленному карандашному рисунку наносят на бумагу тона различной силы, набирая кистью соответствующее количество туши или акварельной краски. Причем работу можно вести по просохшему и сырому слою, в свободной манере, путем сочетания сочных мазков с прозрачной заливкой — лессировкой.

Черная тушь употребляется вместе с цветной акварелью, напри­мер, в качестве нейтрального тона или в смеси с различными крас­ками. Ознакомление с работой мягкой кистью развивает чувство тона и облегчает переход к акварельной живописи.

РИСУНОК СОУСОМ. Соус как материал для рисования по соста­ву и способу приготовления близок к пастели, а по художественным качествам — к прессованному углю.

В его состав входят каолин и газовая сажа с добавлением незна­чительного количества растительного клея — траганта. Иногда вво­дят порошок древесного угля и для придания холодного оттенка добавляют берлинскую лазурь. По внешнему виду соус напоминает цилиндрические стержни, обернутые оловянной фольгой и очень похожие на черные карандаши пастели, но толще их по диаметру.

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru 1 При этом надо учитывать, что разбавленная водой тушь от высыхания зна­чительно светлеет.

По сравнению с дру­гими рисовальными ма­териалами соус обладает наибольшей силой чер­ного цвета, очень легко размазывается на бума­ге, поддается сниманию резинкой или мякишем белого хлеба. В закреп­лении он не нуждается.

Рисовать соусом мож-,но двумя способами: су­хим и мокрым (вкладка 23). В первом случае со­ус наносят на бумагу в размельченном состоя­нии и размазывают рас-тушкой, ватой или прос­то пальцем. Самые свет­лые места помечают ме­лом или белилами, ос­лабление тона достигает­ся клячкой и хлебом. Бо­лее распространен дру­гой, так называемый мок­рый способ. Перед рабо­той палочку соуса нати­рают на наждачной бу­маге. Полученный поро­шок насыпают в чистую посуду и смачивают во­дой до получения кон­систенции жидкой туши. Первую прокладку то­ном делают влажной ки­стью большого размера. После просыхания мате­риала детали можно про­рисовать маленькой ко­лонковой кистью или ка­рандашом «Ретушь».

Работа соусом требу­ет большого опытаипло-

дотворнее проходит после овладения техникой рисования уг] лем и тушью. Соусом часто пользуются при ретушировании фоте снимков.

РИСУНОК ПАСТЕЛЬЮ ', Техника работы пастелью занимает прс
межуточное положение между живописью и графикой. Этим мате...
риалом можно делать подцвеченные рисунки и создавать живопио|
ные произведения (вкладка 24). !

Техника пастели ведет свое начало от рисунка сангиной в соеди-j
нении с углем и мелом, но обладает большими живописными воз­
можностями, чем другие материалы рисунка. Пастелью можно ne-j
редать богатство цветовых оттенков. j

Она выпускается в виде цилиндрических карандашей многочис-j ленных оттенков, не имеющих деревянной оправы. В состав пастели входят: красящее вещество — пигмент, связующее вещество — кле£ (трагант, дектрин и т. д.) и разбелитель (мел, каолин и т. д.). Суще-, ственный недостаток таких карандашей — осыпание красочного слоя,] а применение закрепителей, например водного раствора углекисло-1 го аммония и казеина, в той или иной мере изменяет тон работы,] Кроме того, подобная пастель плохо переносит сырость.

За последнее время разработана новая технология изготовления, пастельных красок, которые после закрепления калиевым раствори-j мым стеклом становятся долговечными2. Они не осыпаются и нб подвергаются влиянию атмосферных условий, сохраняют свой пер.] воначальный цвет.

Такую пастель можно приготовить и самим. Взять тонкотертык порошок натуральной минеральной краски и тщательно смешать i чистой фарфоровой посуде со связующим веществом — cyxof аморфной кремниевой кислотой, а затем добавить небольшое ко­личество воды до получения однородной массы, напоминающей гу' стое тесто. Весовые соотношения пигмента, связующего вещества воды и других компонентов устанавливаются опытным путем, ввиД) того что состав различных красок неодинаков. Так, в кадмиевые краски вводится окись магния. Светлые тона получают добавление* разбелителя — бланфикса. Изменяя пропорции связующего веще ства, можно приготовить твердые, средние и мягкие карандаши] Смешением красок достигают разнообразия цветовых оттенков.

Готовым пастельным карандашам придают форму цилиндриче­ских палочек диаметром 8—10 миллиметров, прокатывая их в рука* или прессуя в металлических трубках. Затем палочки разрезают

основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 3 страница - student2.ru 1 Слово «пастель» происходит от итальянского (pastello), что означает «тесто»л

2 Описываемый способ разработал советский художник-технолог Н. Г. Бонч-|
Осмоловский.

части длиной около 60—80 миллиметров, укладывают на лоточки w сушат на воздухе при температуре 20—40 градусов. Сформованные карандаши не должны ломаться при среднем нажиме или скользить по бумаге. Если они получатся очень хрупкими, в тесто добавляют меда или глицерина. Для предохранения от загрязнения пастель, обертывают папиросной бумагой или целлофаном.

Характерная черта всякой пастели — матовость и нежность цвета. Она хорошо ложится на ворсистую поверхность, легко растирается* и снимается, не изменяет, как например масло, со временем свой тон и не нуждается в специальных разбавителях. Пастельными ка­рандашами можно проводить линии и штрихи различной толщины, быстро покрывать большие участки основания и одновременно пи— сать густыми, корпусными мазками, как кистью. Эти качества предо­ставляют художнику известную свободу в работе над рисунком, эскизом и этюдом, позволяют выявлять фактуру и цвет предметов. Для пастели лучше всего подходит шероховатая поверхность, основания, способствующая удержанию частиц краски: бумага типа оберточной и мелкозернистый льняной холст, наклеенный на толстый, картон жидким клейстером из картофельного крахмала. В целях более прочного сцепления частиц пастели с основанием его грунту­ют слабым раствором казеинового клея, перемешанным с толченой пемзой. Чтобы выделить светлые цвета пастели на бумаге или хол­сте, в раствор клея насыпают порошок краски преимущественно се­рого тона. Просохшую поверхность основания обрабатывают наж­дачной бумагой.

Существует два основных способа работы пастелью: сухой и мок­рый. Первый из них, самый распространенный, похож на технику сангины в сочетании с углем, без полного растирания тона. Предва­рительно выполняется линейный рисунок отточенным концом угля-или темным карандашом пастели. После этого боковой стороной пастельного карандаша нужного цвета покрывают тонким слоем те­ни. Если цвету отводится вспомогательная роль подкраски, то доста­точно несколькими карандашами проработать более густым мазком, света, а в полутонах размазать материал растушкой или пальцем. Исправления делают при помощи хлебного мякиша или просто сма­хивают пастель тряпочкой.

Наши рекомендации