Основные сведения о рисунке с натуры. закономерности восприятия 1 страница
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ РИСУНКА
О
собенностью техники рисунка является одноцветное воспроизведение окружающих нас предметов, хотя графическая работа может быть выполнена и несколькими красками. В отличие от техники живописи, позволяющей передавать многообразие цветовых оттенков природы, цвет в рисунке имеет лишь вспомогательное значение, служит для подкраски изображения, что объясняется спецификой изобразительных средств и материалов.
Чтобы полностью овладеть техническими средствами, необходимо понять их роль в процессе создания графического произведения, изучить особенности рисунка и свойства его материалов, приобрести твердые навыки обращения с рисовальными инструментами и принадлежностями, уметь подготовить их к работе.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. Главными элементами техники рисунка являются линия и штрих. Линия образуется непрорывным движением карандаша или другого инструмента по поверхности бумаги, штрих — более коротким, прерывистым.
В природе не существует ни линий, ни штрихов, а есть формы — плоскости, имеющие определенную окраску и фактуру поверхности.
Линия — самое лаконичное изобразительное средство, выявляющее границы предметов. Ее характер зависит от формы предмета и вида художественного изображения. Например, при декоративной трактовке формы в станковой и книжной графике, в прикладном искусстве линия обозначает преимущественно контур, силуэт предмета, а штрихи — некоторые детали формы (вкладка 1). В реалистическом рисунке, где передается объем предмета, его трехмерность, линия становится более «живой», пространственной — то более тонкой и светлой, то более толстой и темной.
В процессе обучения рисунку необходимо овладеть пространственной линией, показывающей объективные свойства натуры (вкладка 2).
Однако передача пластического богатства формы только линейными средствами — задача очень сложная. Поэтому в учебном ри-
сунке для правильного построения формы предметов следует наряду с пространственной линией пользоваться вспомогательными линиями.
Вспомогательные линии нужны для размещения изображения на плоскости листа и обозначения общей формы. Они должны быть легкими, малозаметными и могут полностью исчезнуть по окончании работы. Например, на вкладке 3 мы видим горизонтальные и вертикальные прямые, а также следы карандаша, оставленные по краям гипсовой головы, которые были нужны только для начального построения рисунка.
Являясь одним из средств уточнения изображения, особенно на стадии детализации, линии помогают определить место и размеры частей по отношению к целому (пропорции), расчленить сложные поверхности на простые (плоскости), выявить конструктивное и перспективное построение. На вкладке 3 мы видим, как художник показал такими линиями границы пересечения плоскостей, по-разному расположенных в пространстве.
Линия, завершающая рисунок, вместе со светотенью ! подчеркивает особенности формы, акцентирует внимание на главном и связывает изображение предмета с окружающей средой. Так, рисуя портрет, можно сделать посредством линии верхние веки слегка выступающими вперед. По краям рисунка, там, где плоскости уходят в глубину, линия почти пропадает, сливаясь с фоном (вкладка 4).
Ведущая роль линии проявляется, когда она служит доминирующим средством изображения: в набросках, коротких зарисовках, где требуется лаконичными средствами выразить главное (см вкладки 2 и 10).
Штрих в отличие от линии обладает большими возможностями в трактовке материальных свойств натуры. Сочетанием штриховых линий можно получить элемент светотени — тон, имеющий громадное значение в законченном рисунке2. Функции штриха можно сравнить с ролью мазка или пятна в живописи.
Даже слабые и ровные штрихи, положенные на боковую неосвещенную часть лица, могут передать объем формы (см. вкладку 3). Подобная штриховка чаще всего применяется для изображения теней и выявления большой формы. При более широком использовании тона, а также при изменении направления штриха рисовальщик имеет возможность убедительнее передать характер формы предмета. Наглядным примером служит изображение гипсовой головы и ее отдельных частей в рисунке великого русского художника И. Е. Репина, помещенном на вкладке 4.
1 Подробнее см. на стр. 8.
2 Подробнее см. на стр. 11.
Особенности освещения, разницу фактуры и окраски, в частности гипса и фона, можно показать только при помощи штриховки (см.. ту же вкладку) или тушевки. Штриховые средства играют активную роль при обобщении рисунка. Они помогают художнику подчинить детали целому, пригасить слишком кричащие света, блики и рефлексы, благодаря чему создается целостное восприятие формы предмета.
Штриховой рисунок, выдержанный в тоне, наглядно иллюстрирует связь графического изображения с живописью.
Непревзойденным мастером тонального рисунка был гениальный голландский живописец и график Рембрандт. Используя многочисленные варианты штриховой техники — от едва уловимых штрихов (почти точек) и тонких, как паутина линий, до сливающихся в темные пятна штрихов, — художник добивался в одноцветном рисунке решения живописных задач (вкладка 5).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА. Несмотря на разнообразие линейно-штриховой техники, можно выделить следующие основные приемы.
Штриховка — совокупность нескольких линий, нанесенных на поверхность основания с небольшим интервалом друг от друга (рис. 1а). Сплошным наслоением штрихов получается разновидность штриховки — тушевка (рис. 16). Прием наложения штрихов с последующим их растиранием при помощи резинки, растушки или ваты называется растиркой (рис. 1в).
Рис. 1
По количеству прокладок штриховка и тушевка бывает однослойной и многослойной. Путем перекрытия одного ряда светлых линий другими, более темными, получают двухслойную штриховку (рис. 1 г). Широкий штрих, нанесенный в один прием, имеет сходство с мазком, сделанным кистью при корпусном письме (рис. 1д)'.
1 Приемы работы кистью см. на стр. 42—44.
Технические приемы значительно расширяют художественные возможности рисунка, но, прежде чем использовать их в практической работе, надо познакомиться с правилами учебного рисунка, законами света и особенностями нашего зрительного восприятия.
Последовательность ведения учебного рисунка определяется правилом: от общего к деталям, а затем к их подчинению целому. Не построив большой формы, не выявив основных деталей пропорций и теней, не следует переходить к подробностям. После детальной проработки рисунка надо сделать его обобщение.
Техническое построение рисунка может идти разными путями. Один из них предполагает прокладку общей массы тоном с последующей прорисовкой деталей и выбиранием светлых мест. Такой путь напоминает работу скульптора, который лепит из глины целую болванку, а потом по мере уточнения формы снимает лишний материал. Другой путь идет от линейного построения большой формы с постепенным накоплением тона при переходе к частному.
Рис.2 |
В некоторых случаях, например в наброске, используются только линейные средства. В учебном рисунке нежелательно допускать большой разрыв между линейным и светотеневым построением. В зависимости от конкретных условий: поставленной задачи, свойств материала, индивидуальных способностей рисующего и т. д., — делается упор на преобладание линейных или штриховых средств.
Сила тона штриховки или тушевки подчиняется закономерностям светотени — последовательному распределению света по поверхности в зависимости от ее строения. Оттенки светлот, наблюдаемые на предметах при постоянном освещении (рис. 2), по степени их утемнения сводятся к следующей градации: блик, свет, полутон (полутень) — зона света; рефлекс, собственная и падающая
тень — зона тени1. Причем на гранных телах светотень имеет более резкие переходы, чем на криволинейных (рис. 3). Блик — самое светлое место, он бывает хорошо виден на стеклянных, металлических и других подобного рода гладких поверхностях.
Передавая светотень, надо вначале найти границы собственных и падающих теней и слегка покрыть их тоном. Затем штрихом, идущим по форме от тени к свету, отрабатывают поверхности в полутенях. Для оттенения граней предпочтительно выбирать прямой штрих, для криволинейных поверхностей — изогнутый и прямой, для
Рис.3
сферических — в виде дуг. Светлые места передают едва заметным штрихом, для блика оставляют чистую бумагу. После этого повторной тушевкой усиливают тени и выявляют рефлексы.
В практике художнику приходится встречаться с более сложными формами, чем геометрические тела. Так, рисуя нос, имеющий определенное анатомическое строение, художник руководствуется большой формой, в основе которой лежит четырехгранная призма, но
рисует живую форму.
При рисовании с натуры предметов сложной формы важно избежать копирования случайных пятен, появляющихся в результате изменения положения модели или источника света. Штриховку следует наносить сознательно, с учетом строгого анализа конструктив-1 Для создания более отчетливого представления о светотени рассматриваются светлоокрашенные геометрические тела — конструктивная основа многообразных форм природы.
I БЕЛЫЙ ФОН |
ного строения формы. Поверхности, освещенные прямыми лучами, всегда будут находиться на свету, а обращенные к источнику света под углом уходят в полутень. К теням относятся неосвещенные части предмета и рефлексы, которые появляются в результате отражения света от окружающей среды.
белый свет |
Чтобы выявить другие материальные свойства предметов (окраску, фактуру и т. д.) графическими средствами, необходимо понять процесс образования окраски.
Рис. 4 |
Известно, что белый свет состоит из многоцветных лучей спектра: красных, оранжевых, желтых, зеленых, голубых, синих и фиолетовых, — каждый из которых имеет определенную длину волны. Лучи света, отраженные от поверхности предмета или какой-нибудь среды, попадая на наш глаз, вызывают цветовое ощущение. Различные тела обладают неодинаковой способностью отражать, рассеивать и поглощать свет, благодаря чему мы отличаем окраску одних предметов от других. При полном поглощении света предмет кажется черным (рис. 4а), а сильное отражение придает ему белую окраску (рис. 46). Отра-
_______ жение, допустим, желтых и
оранжевых лучей спектра с одновременным поглощением синих и фиолетовых создает впечатление желтого оттенка (рис. 4в).
Каждый цвет выражается следующими величтнами: цветовым тоном (красным, желтым, зеленым и т. д.), насыщенностью и светлотой (относительной яркостью).
В художественной практике научные термины «яркость цвета» и «цветовой тон» часто объединяют в одно понятие — «тон», подразумевая под этим степень светлоты или качество цвета, а также то и другое, вместе взятое. Поскольку худсжник-рисовальщик, как уже говорилось, работает в основном одноцветными материалами, он передает окраску предметов преимущественно изменением уровня светлоты. Так, красный помидор, изображенный черно-серым карандашом, должен выглядеть в свету и в тени темнее, чем желтый лимон при том же освещении.
На восприятие тона в реальных условиях оказывают влияние следующие факторы: расстояние от предмета до источника света и глаз рисующего, угол падения лучей света на поверхность, окраска и фактура самого предмета, характер освещения и состояние окружающей среды,
Например, при изображении головы лоб, находящийся ближе к источнику света, выглядит несколько ярче более удаленных глазниц. Части портрета, освещенные перпендикулярными лучами, кажутся светлее тех, на которые падает скользящий свет. Цвет человеческого лица в целом будет ярче темного платка (вкладка 6). Следовательно, градации светотени, сохранив свою последовательность (см. светотень на шаре — рис. 2 и на лице — вкладка 6), приобретают множество новых оттенков, в то время как интенсивность красок Еесьма ограничена.
Изобразительные возможности рисовальных материалов не позволяют воспроизвести реальную силу света и многообразие цветовых оттенков, существующих в природе. Поэтому художники пользуются не предельными яркостями, а их отношениями — пропорциональным уменьшением силы тона по светлоте. Например, относительно темный по цвету древесный уголь оказывается слабее цвета глубоких теней на черном платке, а окраска бумаги и даже тон белого мела темнее самого светлого места портрета — кончика воротника (вкладка 6). Между тем автору рисунка, помещенного на этой вкладке, удалось создать впечатление, близкое к реальным условиям освещения, путем ослабления разницы в тоне между соседними оттенками, то есть путем сближенных отношений.
Сознательно изменяя уровень яркостей и их широту, можно решать различные задачи в рисунке. Минимальная гамма состоит из двух оттенков — света и тени (рис. 5а). На рис. 56 промежуточные тона между самым светлым и темным квадратом взяты немного слабее, чем на рис. 5а. Это позволило показать в схематическом виде менее заметные переходы тонов в данных пределах темного и светлого, которые дают возможность расширить шкалу яркостей. Подобные отношения часто применяют для выявления нюансов —
"Г" оттенков-светотени. Сокращенная гамма применяется графике" ЭСКИЗаХ' НабрОсках' а также в декоративно-прикладной
При работе отношениями наше зрение не способно к точному отображению ступеней яркости. Поэтому восприятие светлот значительно отличается от оценки размерных величин. Можно сказать что линия и штрих темнее, чем белая бумага, но установить масштабную единицу, как это делается для определения пропорций, на глаз невозможно. Точное измерение света (фотометрия) и цвета (колометрия) осуществляется специальными приборами и исполь-
Рис. 5
зуется в промышленности. Но органы зрения обладают свойством настраиваться на определенный уровень яркости. Такое явление называют адаптацией. Учет этой особенности зрительного аппарата помогает правдиво показывать отношения тонов при различном освещении.
Глаз лучше всего приспособлен к восприятию дневного, рассеянного света, характеризующегося шкалой светло-серых оттенков, отсутствием резких теней и слабыми рефлексами.
В лунную ночь преобладает ограниченное количество темно-серых тонов с едва заметными переходами. Чтобы создать средствами рисунка впечатление ночного пейзажа, необходимо изобразить свет луны лишь относительно светлым, так как видимая яркость ее соответствует приблизительно освещенным поверхностям облаков
в солнечный день. Все остальное по тону должно почти сливаться между собой: темнота и без того обостряет восприятие света.
В ясный солнечный день предметы выглядят по-другому. Изображая их, важно передать четкость границ собственных и падающих теней, хорошо выявляющих объемность формы, освещенной прямыми лучами, а также отраженный свет неба и свет от окружающих предметов. Затемненные поверхности, которых будет немного, хотя и кажутся темными, но в действительности плохо различимы; сильный свет снижает чувствительность зрения.
Рис. 6 |
При искусственном ос
вещении: электрическая
лампа накаливания, лю
минесцентная лампа
дневного света, свеча
и т. д., — форма и свето
тень предметов воспри
нимаются ясно только
вблизи источника света, а
все удаленное погру
жается в полумрак.
Сила тона штриховки или тушевки в рисунке
определяется сравнением по светлоте оттенков, наблюдаемых в натуре. При этом, как показывает явление адаптации, нет необходимости воспроизводить очень сильные и слабые яркости, встречающиеся в природе. Самые глубокие тени прокладывают не в максимальную силу цвета рисовального материала, а несколько слабее. Затем находят близлежащие промежуточные оттенки, избегая повторения одной тональности.
Отображение элементов цвета и фактуры предметов в рисунке можно усилить техническими средствами: противопоставлением штриховки тушевке, чередованием разных манер штриховки. Например, фон на портрете В. В. Стасовой работы И. Е. Репина выполнен преимущественно широким вертикальным штрихом, напоминающим мазок кистью (см. вкладку 6). Лицо, имеющее другую фактуру и окраску, в свету проработано мягким штрихом, а в тенях — чуть растертым слоем угля. В волосах заметны тонкие изгибающиеся линии.
Понимание явления адаптации и связанного с ним явления контраста помогает художнику повысить выразительность графического языка. По закону контраста яркости два одинаковых по тону круга на белом и черном фоне воспринимаются по-разному. На белом фоне серый круг будет казаться темнее, а на черном светлее
(рис. 6). Благодаря этому можно концентрировать напряжение тонов на отдельном участке рисунка. Например, на том же портрете В. В. Стасовой (см. вкладку 6) на основе краевого контраста сильнее выделена освещенная, левая половина лица посредством дополнительной нагрузки тоном окружающего фона.
Контрастность оказывает влияние на проработку световой и теневой частей натуры. Так, падающая на лицо тень от носа является контрастом, подчеркивающим силу света и рельефность формы. В собственных тенях, наоборот, наблюдаются менее заметные переходы тонов, поглощающие детали. Контраст яркости следует учитьь
Рис. 7
вать при изображении натуры без фона, при передаче бликов и эффектов освещения, а также предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя.
Важно знать, что пространство в рисунке показывается не только с помощью линейной перспективы, законов контраста, но и измене-
Рис. 8
нием резкости изображения, степенью проработки деталей. Если трава на первом плане трактуется четким штрихом с широким интервалом, подробным перечислением деталей, а камни — контрастной светотенью с ясно выраженным очертанием, силуэтом, то дальний план пейзажа вследствие увеличивающейся плотности воздуха требует иного решения: передачи сближенных оттенков и едва замет-
ных границ предметов посредством мягкого, растушеванного штриха, местами сливающегося с тоном неба. Это хорошо видно на рисунке, помещенном на вкладке 7.
Для техники рисунка представляют интерес некоторые зрительные иллюзии, воздействующие на восприятие величины фигур. Одинаковые по площади круги белого и черного цвета, равноудаленные от зрителя, кажутся разными по размеру (белый круг выглядит больше — рис. 7). Поэтому линейное незаштрихованное изображение воспринимается несколько крупнее тонового.
На восприятие пропорций иногда влияет также направление штриховки. Для плоской фигуры — квадрата — лучше наклонный штрих,
Рис. 9
не повторяющий ее границ (рис. 8а). Горизонтальные (рис. 86) или вертикальные (рис. 8в) линии штриховки зрительно искажают величину фигуры. Удлиненные грани, например, те, что составляют толщину крышки стола, выгоднее изображать поперечным штрихом (рис. 9).
Многие технические приемы используются художником произвольно и не могут быть рекомендованы всем и каждому. По существу любым штрихом трактуются объем и окраска, если учтены законы светотени и рисунок выдержан в тоне. Однако каждый прием помогает нагляднее отразить одну из сторон изображаемого. Например, блестящая и прозрачная поверхность стекла лучше передается растертой тушевкой с выбиранием бликов резинкой или нанесением их мелом на тонированной бумаге.
Правильному выбору технических средств в значительной мере помогает знание свойств рисовальных материалов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ. Основными материалами рисунка считаются карандаш, уголь, сангина [ и тушь.
Одним из самых древних материалов является древесный уголь. Старые мастера использовали его для подготовительных рисунков к живописи и эскизов. Углем выполнено также много графических произведений, получивших всемирную известность.
Тушь сначала применялась в рукописных книгах для начертания заглавных букв, орнаментов и других украшений текста. Рисунок тушью пером и кистью широко распространился в эпоху Возрождения. Этим материалом делали наброски и эскизы, часто служившие подготовкой к офорту и гравюре, обводили чертежи. Особенно возрос интерес к рисунку пером в 80-х годах XIX века, когда была изобретена цинкография, которая позволила воспроизводить на клише фотографически точное изображение оригинала в любых размерах. В настоящее время рисунок тушью пером занимает видное место в книжной иллюстрации.
В эпоху Возрождения* получили известность свинцовые, серебряные, итальянские карандаши и сангина. Итальянскими карандашами выполнялись учебные рисунки во многих художественных школах, в том числе в русской Академии художеств.
С XVI века материалом для рисования стал служить графит, Простой, или графитный карандаш в деревянной оправе, которым пользуются художники в настоящее время, появился в конце XVIII века. Современная промышленность выпускает около 370 типов и видов карандашей более 70 различных цветов и 18 степеней твердости. Карандаши по праву считаются универсальными рисовальными материалами.
Графические работы выполняются также соусом, пастелью и красками и, кроме того, в смешанной технике — путем соединения нескольких материалов.
Каждый художественный материал обладает присущими ему свойствами (цветом, степенью твердости, прозрачности и т. д), зависящими от способа приготовления, состава, входящих в него красящих веществ — пигментов, связующего вещества—клея и специальных примесей. Рисовальные материалы состоят из черно-серых (черная тушь, акварель, соус, уголь, графитный карандаш) и цветных пигментов (цветная тушь, акварель, пастель, сангина) — преимущественно минерального происхождения, как природных, так и приготовляемых искусственным путем. Тушь, акварель и частично соус могут разбавляться водой и прочно прилегать к основанию. Остальные рисовальные материалы, имеющие в своем составе очень мало связующего вещества, применяются в сухом виде и удерживаются на
Сангина в переводе с латинского (sanguis) означает «кровь».
поверхности основания главным образом благодаря проникновению частиц вещества в углубления бумаги или холста.
Нарушение взаимного сцепления частиц пигментов или повреждение фактуры основания приводит к изменению отражательной способности рисунка, потому что цвет сухих красок, как и любой среды, определяется отношением отраженных, поглощенных и рассеянных лучей света (см. рис. 4). Рассмотрим в схематическом виде прохождение света через слой красящего вещества, имеющего зернистое строение и лишенного посторонних примесей.
В черно-серых пигментах преобладает одинаковое поглощение
(неизбирательное поглощение) всех лучей спектра. Если к этому
процессу прибавляется еще от
ражение, то краска принимает
светло-серый или белый оттенок.
Цветные пигменты, такие, как,
скажем, сангины и пастели, по
глощают лучи неодинаково (изби
рательное поглощение) и тем са
мым изменяют спектральный со
став проходящего через нихсве- _____
тового потока. БУМАГА
Рис. 10 |
Условием хорошо выраженной окраски является сочетание поглощения с рассеиванием света внутри вещества. Поверхностное отражение придает цвету краски белесоватость и снижает ее насыщенность.
Лучи света, прошедшие сквозь толщу рисовального материала, при встрече с основанием —бумагой — испытывают отражение в обратном направлении. Поэтому светлое основание не только заменяет белила, но и выполняет роль рефлектора, повышающего яркость краски (рис. 10). На характер цвета краски влияют степень размельчения пигмента, свойства связующего вещества и вносимой в отдельные краски примеси —мела, каолина, гипса или бланфикса.
Самой благоприятной оптической средой для большинства черно-серых рисовальных материалов служит такое наслоение зерен краски, через которое просматривается цвет поверхности основания. Например, древесный уголь, обладающий сильным свойством поглощения, при наложении на бумагу с небольшими просветами между крупинками вещества, имеет приятный бархатистый оттенок. В этом случае световым лучам открывается доступ к поверхности основания. Будучи отраженными от основания, они попадают на слой угля с внутренней стороны и, рассеиваясь там, обогащают его тон.
Заказ 1022
Сплошные, плотные покрытия ухудшают проникновение света в глубину вещества, благодаря чему тон рисунка выглядит более глухим, а иногда в зависимости от свойств пигмента появляется известный блеск. Например, простой карандаш при частом нажиме по одному участку бумаги образует глянцевитую поверхность.
Понимание оптических свойств художественных материалов помогает глубже познать природу техники рисунка и служит предпосылкой к выбору рациональных способов и приемов работы. Даже места бумаги, покрытые одной краской способом штриховки и тушевки, могут восприниматься по-разному. Это дает возможность техническим путем создать в одноцветном изображении впечатление неоднородности окраски и фактуры (см. вкладку 6).
С другой стороны, чтобы сохранить своеобразную красоту рисовального материала и заставить его звучать в полную силу, приходится считаться с особенностями его состава. Если, например, несколько раз покрывать основание такими мягкими материалами, как уголь или пастель, увеличится их осыпаемость, что отрицательно скажется на качестве рисунка. Сангина жирных сортов с мелкозернистой структурой от растирания становится ярче и теплее по цвету ввиду образования полупрозрачного слоя краски, просвечиваемого изнутри. Простой карандаш, в состав которого входит графит, будучи нанесен аналогичным приемом, выглядит тусклым и может дать на бумаге грязные пятна.
Однако сказанное не означает, что графитный карандаш, особенно мягких сортов, нельзя растушевывать и что сангиной нельзя работать штрихом. Слегка размазанный графит служит дополнительным оттенком к общему тону рисунка, но полное подражание технике рисунка сангиной при пользовании карандашом и, наоборот, технике рисунка карандашом при пользовании сангиной сужает их изобразительные возможности.