Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе
План:
1. Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе.
2. Компоненты психологической готовности к школе.
4. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности.
Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе.
Проблема психологической готовности к школе остаётся актуальной среди исследователей различных специальностей. Поступление в первый класс связано со сменой
-социальной ситуации развития;
- ведущего вида деятельности.
Ребёнку приходится адаптироваться в непростых для него условиях. Если он будет готов к школе, то процесс адаптации пройдёт безболезненно. Готовность к школе - состояние, при котором ребёнок созрел для школьного обучения.
Готовность к школе бывает:
-физической
Физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления;
-специальная- подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы ( к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счёта и т.д.).;
-психологической (школьная зрелость)
Под школьной зрелостью или психологической готовностью к школе понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
2. Компоненты психологической готовности к школе.
-личностная готовность;
- волевая готовность;
-интеллектуальная готовность;
-социальная.
Личностная готовность подразумевает:
1.Определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения. В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Были выделены две группы мотивов учения:
- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;
- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
2. Адекватную самооценку своих способностей, деятельности, ее результатов. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Волевая готовность подразумевает: (Д. Б. Эльконин) произвольную регуляцию действий:
· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
· умение ориентироваться на заданную систему требований;
· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически эти умения отражают уровень актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе. Но дело в том, что этот уровень произвольного поведения проявляется только в определенных условиях, а именно при соответствующей мотивации — игровой или учебной. Произвольное поведение резко улучшается с изменением мотивации, когда ребенок сам хочет добиться того, что от него требуется.
Интеллектуальная готовность подразумевает: уровень развития познавательных психических процессов + познавательный интерес
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
Социальная готовность подразумевает:(Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова) потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Отношение к учителю. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.