История отечественной социальной психологии
Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Можно сказать, что возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило параллельно.
Отечественная социальная психология появилась на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
Историю социальной психологии в нашей стране условно можно разделить на четыре периода:
I период – 60-е годы XIX в. – начало XX в.;
II период – 20-е годы – первая половина 30-х годов XX в.;
III период – вторая половина 30-х – первая половина
50-х годов;
IV период – вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов XX в.
Первый период (60-е годы XIX в. – начало XX в.)
В этот период развитие российской социальной психологии успешно осуществлялось представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии: П.Л. Лавров (1865), Н.И. Кареев (1919), М.М. Ковалевский (1910), Н.К. Михайловский (1906). Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Социально-психологическая проблематика была представлена в тот период в различных сферах. Так, в правоведении – это была теория Л.И. Петражицкого. Как правоведа его интересовал прежде всего вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека – эмоции (Л.И. Петражицкий, 1908).
Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Он предложил использовать для решения социально-психологических проблем определенную отрасль рефлексологии – «коллективную рефлексологию». Предметом её он считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных мнений, особенности деятельности коллективов, взаимоотношения их членов. В конечном итоге предмет коллективной рефлексологии определялся как изучение возникновения, развития и деятельности собраний и «сборищ», проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов.
Второй период
(20-е годы – первая воловина 30-х годов XX века)
После Октябрьской революции 1917 г., особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. Период 20–30-х годов для социальной психологии в России был плодотворным. Характерной его особенностью стал поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами:
1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии;
2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.
Большое влияние на становление отечественной социальной психологии оказала точка зрения основателя и директора психологического институтаГ.И. Челпанова (1924),который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, независимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности. Таким образом, формально признавались права социальной психологии на существование, но ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии.
Эта позиция оказалась неприемлемой для психологов, которые выдвигали идею перестройки всей психологии, включения её в систему марксистского знания (Л.С. Выготский, 1928).
Критика взглядов Г.И. Челпанова имела несколько различных форм. Один подход заключался в том, что, будучи интерпретированной с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной и нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию. Просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива (В.А. Артемов, 1927).
Другое возражение Челпанову исходило от представителей коллективной реактологии (К.Н. Корнилов, 1921) и рефлексологии (В.М. Бехтерев, 1921). К.Н. Корнилов предлагал сохранить единство психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма коллективных реакций.
Своеобразное опровержение точки зрения Г.И. Челпанова было предложено П.П. Блонским, который поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. Для него «социальность» рассматривалась как особая деятельность субъекта, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось.
Таким образом, ключевые методологические проблемы психологии не были решены. Не было четкости системы взглядов и относительно предмета социальной психологии, который рассматривался с двух позиций: с одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой – предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.
Третий период
(вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов XX в.)
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль над наукой. Сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Это сковывало творческую инициативу, порождало страх перед социально острыми вопросами. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по данной дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
1. Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии. В науке широко распространилось мнение о том, что, поскольку все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и науку, их изучающую.
2. Идеологическая направленность западной социальной психологии, расхождения в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов. Социальная психология в Советском Союзе попала в разряд лженаук.
3. Одной из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность результатов исследований. Изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того – крайне опасны.
4. Идеологическое давление на науку нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКПб 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление закрыло не только педологию, но ударило по психотехнике и социальной психологии. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время осуществлялись какие-то социально-психологические исследования. Разработкой теории, методологии общей психологии создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой являлась психология коллектива.
Определяющими облик социальной психологии стали взгляды А.С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел прежде всего как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, 1956). А.С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Главной теоретической и практической задачей выступает изучение личности в коллективе.
В исследовании личности А.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания, он составил схему изучения личности, отразившуюся в работе «Методика организации воспитательного процесса». Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования воспитания личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива.
Четвертый период (вторая половина 50-х – первая
половина 70-х годов XX века)
В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции. Главным обстоятельством были изменения в психологической науке. Психология в 50-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране, который можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; характеристика места науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; подготовка специалистов. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, которая началась с публикации статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в журнале «Вестник ЛГУ» (№ 12, 1959). Дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. Основное направление дальнейшего развития социальной психологии отразилось в учебниках и учебных пособиях, основные из которых были опубликованы в 60-х – первой половине 70-х годов (Г.М. Андреева, 1980; А.Г. Ковалев, 1972; Е.С. Кузьмин, 1967; Б.Д. Парыгин, 1967, 1971). Завершающей восстановительный период работой стала книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975). В ней отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции: Г.М. Андреевой (1980), Б.Д. Парыгина (1971), Е.В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли: К.К. Платонов (1975), А.В. Петровский (1982), Л.И. Уманский (1980). Исследования личности связаны с именами: Л.И. Божович (1968), К.К. Платонова (1965), В.А Ядова (1975). Исследованием социальной психологии общения занимались: А.А. Бодалев (1965), Л.П. Буева (1978), А.А. Леонтьев (1975), Б.Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).
В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. В 1962 г. была организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ, в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы. В Институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.