Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп 1 страница

Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на развитие способности к пониманию и прогнозированию состояний, отношений и свойств человека и групп. К одному из важнейших условий понимания относятся знания человека об их природе и отличительных признаках, а также высокая степень осознания семантики слов, обозначающих эти психологические феномены. Поэтому ряд приводимых упражнений направлен на развитие навыков вербализации результатов отражения наблюдаемых состояний и отношений. Точное приписывание значений наблюдаемым признакам состояний и отношений определяет адекватность интерпретации и прогнозирования поведения другого человека.

При обсуждении упражнений этого раздела в целях развития теоретической сенситивности тренер может опираться на теоретические представления, связанные с различением и опознанием состояний, отношений и свойств человека. Подробное описание всего массива данных, накопленных в этой области психологического знания, не входит в нашу задачу, поэтому мы ограничимся изложением сведений, которые, с нашей точки зрения, относятся к необходимым ориентирам для ведущего программы тренинга сенситивности.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Для проведения упражнения необходим «Тезаурус личностных черт», разработанный А. Г. Шмелевым, В. И. Похилько и А, Ю. Козловской-Тельновой. Ведущий подготавливает наборы карточек, включающие семантические поля без ключевых слов, которые находятся у тренера.

Образец карточки:

Карточка № 149 доброжелательный благожелательный добросердечный приветливый гостеприимный отзывчивый человеколюбивый человечный добродушный милосердный радушный хлебосольный  

Группа делится на подгруппы по 3—4 человека.

«Сейчас каждая подгруппа получит набор карточек, на которых напечатаны качества, характеризующие человека. Вам необходимо, прочитав перечень, попытаться обобщить его каким-нибудь одним словом, которое, на ваш взгляд, наиболее полно отражает приведенные значения. Ваш вариант слова надо записать в протокол напротив номера карточки. Порядок работы с карточками не имеет значения. Когда подгруппы справятся с заданием, я дам вам список ключевых слов, по которому вы сможете проверить, насколько правильны ваши ответы».

Упражнение направлено на развитие психологической компетентности в использовании языка для обозначения качеств личности, что является условием их узнавания. Перед обсуждением результатов работы ведущий спрашивает участников группы о трудностях, которые они испытали, опираясь на конкретные примеры.

Заметим, что подобное упражнение может проводиться на основе атласа выразительных фотографий FAST и других графических фото- и видеоматериалов, содержащих изображения эмоциональных состояний, качеств и отношений. Атлас разработан в рамках метода детального анализа мимического выражения Экманом, Фрайзеном и Томкинсом (FAST —Facial Affect Scoring Technique) и позволяет оценить выражение в каждой из трех зон лица: а) брови — надбровная зона; б) глаза — веки; в) низ лица, включающий щеки, нос, рот, подбородок. Выразительные фотографии более надежны и объективны, чем вербальные описания (см.: Ekman P., Friesen W. V., Tomkins S. S. Facial Affect Scoring technique: A first validity study. — Semiotica, 1971, 1, 37—53).

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Участники группы стоят по кругу.

«Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса...»

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?».

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты;

Ø одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные состояния;

Ø люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность можно развивать;

Ø легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;

Ø воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах: спешим в театр; оказались на приеме у английской королевы, идем по лесу, где очень много комаров; ходим по картинной галерее; в магазине пробираемся в толпе к прилавку, идем по узкой тропинке в горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу босиком и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Участники сидят по кругу.

«Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз, после того как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом и у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.

В ходе обсуждения нередко высказывается идея, что одни состояния распознаются легче, другие — сложнее. Действительно, данные многочисленных исследований показывают, что наиболее успешно идентифицируются такие эмоциональные состояния, как радость, страх, удивление, гнев, горе.

Изображенные эмоции идентифицируются легче, чем естественные. Отчасти эту идею можно обнаружить в ходе обсуждения следующей модификации данного упражнения, которую целесообразно провести сразу же после основного упражнения.

МОДИФИКАЦИЯ.

Участники сидят по кругу.

«Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли „объекта" общего восприятия»

УПРАЖНЕНИЕ 4

Участники группы садятся полукругом.

"Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки не вербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица».

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?».

Обсуждение дает возможность собрать « банк » пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

При проведении этого упражнения в сочетании с предыдущим можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров.

"В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли „вчувствоваться" в него».

Упражнение направлено на развитие навыков вербализации состояний, дает возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Участники группы сидят по кругу.

«Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Это упражнение направлено на развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний.

МОДИФИКАЦИЯ.

Кроме того, обозначение состояния через цвет а не только словом, расширяет сенситивные возможности за счет включения разных сенсорных систем. На это же направлено упражнение 34.

В отличие от предыдущего упражнения этот его вариант можно проводить не только в начале дня Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он (или она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом и ничего не будем говорить. (Тренер выдерживает паузу, достаточную для того, чтобы каждый выполнил задание.) Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он (или она) сейчас цвета с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева какого он, его сосед, сей час цвета, а также пояснит, почему он так ре шил. Потом тот, кто только что выслушал впечатления о себе, выскажет свои впечатления своему соседу и т. д. по кругу. После того как круг замкнется, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения ».

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Участники группы стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, по пять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

«Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить на одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. л) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор».

Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

МОДИФИКАЦИЯ.

Упражнение проводится в малых группах (4—5 человек).

«Сейчас мы немного поговорим по телефону. Сделаем это так: каждый по очереди „поговорит" по воображаемому телефону. С кем конкретно и о чем — решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальных — понять, с кем и о чем говорит наш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить признаки, по которым делалось заключение о теме разговора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то результаты их, как правило, оказываются более точными, вплоть до того, что они называют конкретные имена тех людей, с кем ведется разговор.

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Участники стоят по кругу.

«Сейчас кто-то из нас (тот, кто захочет) выйдет за дверь, а мы все вместе выберем какой-нибудь цвет. Вернувшийся участник должен будет узнать, какой цвет мы выбрали. Для этого он сможет обратиться к любому из нас, и этот человек покажет выбранный цвет движением. Если цвет не будет определен, „отгадывающий" дол жен будет обратиться к другому и т. д. до тех пор, пока цвет не будет назван правильно.

Изображая цвет, давайте не будем использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску. Например, изображая голубой цвет, показывать на небо или имитировать переливание воды».

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Все участники группы сидят по кругу.

«Сейчас я раздам каждому из вас карточки, на которых написаны слова, обозначающие различные действия . У вас будет минута для того чтобы придумать жесты, выражения лица, которыми вы можете сопроводить сообщение об действиях. После этого каждый по очереди представит нам свой вариант».

При обсуждении упражнения участники делятся своими впечатлениями от увиденного, выделяя наиболее адекватные сочетания жестикуляции, позы, лицевых экспрессий с обозначающими действие словами. Упражнение дает возможность рефлексии индивидуальных особенностей невербальных проявлений участников группы, расширения представлений о способах и средствах выражения смысла.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает, что она подготовила, вторая подгруппа внимательно смотрит, стараясь понять, какое состояние или чувство изображено. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы. Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ.

Ошибки могут быть, с одной стороны, результатом недостаточной наблюдательности или неумения найти точное слово для обозначения чувства или состояния «понимающей» группы, а с другой стороны, следствием того, что «изображающей» группе не удалось достичь согласованности при выборе чувства (состояния) или в ходе его изображения, возможно, участникам не хватило выразительных средств. Все это может стать предметом обсуждения после завершения упражнения.

В случае правильной идентификации изображенных эмоциональных состояний или чувств, тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определяли состояние или чувство? » Ответ на этот вопрос позволяет выявить и перечислить те конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Группа делится на две подгруппы.

«Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого вам следует выбрать пословицу или поговорку и придумать, как вы можете все вместе ее изобразить. Сделать это надо без слов, невербально, можно использовать действия. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. После десятиминутной подготовки одна группа покажет то, что она сделала, а другая будет смотреть и постарается понять, что изображено, и наоборот».

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Участники разбиваются на пары.

В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

«Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями».

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?», «Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и когда были в роли поводыря? «На что вы ориентировались, выбирая средства „управления" слепым?» и т. д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давлении. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним „веселый" и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Участники группы сидят по кругу.

«Бросая друг другу мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)».

Для усложнения этого (и подобных ему) упражнения можно включить в него задание, направленное на тренировку наблюдательской сенситивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе «раскрутить» цепочку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч находится, бросит его тому, от кого он был получен и т. д. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам помнить всю последовательность перемещений мяча чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.

УПРАЖНЕНИЕ 16.

Все участники сидят по кругу.

«В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чти бы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть ли другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы. Выполнение этого задания, кроме тренировки сенситивности, дает возможность ре флексии содержания работы за день, помогает структурировать» полученный опыт.

Работая с рисунками «Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: «Какие пейзажи, скорее всего, не стал бы рисовать Игорь?», «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?»

В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.

УПРАЖНЕНИЕ 17.

Упражнение проводится в последний день работы группы. Все участники сидят по кругу.

«Сейчас я дам каждому из вас карточку, на кота рой написаны имена пяти участников группы, (Тренер раздает карточки, которые заполняются тренером на основании диагностики им меры, степени проявления участников группы в тренинге. При этом он старается учесть следующие критерии:

Ø в каждую карточку включаются участники, обладающие контрастным уровнем активности в группе;

Ø в карточки включаются имена всех участников, в том числе и тренера;

Ø частота включения имен участников в карточки приблизительно одинакова. Раздавая карточки, тренер следит за тем, чтобы никто не получил карточку со своим именем.)

Сейчас мы постараемся дать каждому из тех, кто перечислен 6 наших карточках, характеристику, но будем стремиться к тому, чтобы эта характеристика была максимально лаконичной и сохраняла при этом возможность узнавания этого человека (Здесь тренер может в шутливой форме привести какой-нибудь пример из жизни группы: «Вот, скажем, Дима постоянно опаздывал, поэтому, если кто-то скажет: «Опаздывающий», — то сразу станет понятно о ком идет речь.») У нас есть пять минут на подготовку».

По завершении упражнения тренер обсуждает его результаты, опираясь на наиболее точные и лаконичные характеристики.

УПРАЖНЕНИЕ 18.

Участники делятся на две (три) малые подгруппы. Каждая подгруппа располагается полукругом таким образом, чтобы не мешать другой.

«Упражнение, которое мы будем выполнять, состоит из нескольких последовательных шагов. Будьте внимательны и хорошо запомните их содержание и последовательность. Итак, в каждой подгруппе определите того, кто будет выполнять упражнение (его мы будем называть «понимающим»), и того, кто будет организатором на данном этапе. В ролях „понимающего" и „организатора" выступят все по очереди, поэтому не важно, кто начнет и кто продолжит. (Тренер убеждается в том, что все подгруппы определили выполняющих упражнение и организаторов.)

Сейчас „понимающие" выходят из полукруга и садятся к нему спиной. Организаторы молча указывают на двух человек из своей подгруппы. При этом первый из них должен описать особенности поведения второго, проявившиеся в работе группы, не называя его имени. „Понимающий" внимательно выслушивает рассказ об особенностях и'. ведения этого человека, после чего он должен и.' звать его имя. Если имя названо неправильно, „понимающий" может задавать уточняющие вопросы любым членам подгруппы. При этом„понимающий" может еще дважды попытаться назвать имя человека, описание поведения которого он выслушал. Если три попытки оказываются неудачными, то подгруппа сообщает ему правильный ответ, после чего „понимающий" и организатор меняются».

Характер информации, предлагаемой «понимающему», может быть различным, что определяется как этапом работы группы, так и составом участников, конкретной версией тренинга сенситивности. Если упражнение проводится в первый или второй день тренинга, то можно предложим участникам оставаться на уровне описания внешнего облика (исключая описание одежды) или описания всего, что делал и говорил человек в течение предыдущего дня работы. На третий и в последующие дни работы группы «понимающему» можно предложить сделать свой вывод, выслушав описания речевых и паралингвистических особенностей, а также невербальных проявлений.

Когда все участники группы побывают в роли «понимающего», ведущий приглашает всех сесть по кругу и обсудить результаты выполнения упражнения на этом этапе. Внимание участников обращается на осознание трудностей, с которыми они столкнулись при решении задач понимания и описания. Тренер просит поделиться своими впечатлениями тех участников, о чьем поведении рассказывалось, призывая их привести примеры описаний, которые показались им наиболее точными или искаженными. После завершения обсуждения, ведущий еще раз делит группу на две подгруппы, изменив, насколько это возможно, их состав. Расположение групп аналогично тому, как было на первом этапе упражнения.

«Пусть каждая подгруппа решит, кто будет „понимающим", а кто организатором. „Понимающие" по моему сигналу выйдут из полукруга и сядут к нему спиной. Организаторы молча определят двух участников. На этот раз первый описывает особенности поведения второго, прямо противоположные его проявлениям в группе. Например, если человек, которого вы описываете высказывается очень подробно и детально, то вы говорите, что он делает это сжато и обобщенно. Это понятно? „Понимающий" внимательно слушает рассказ, после чего называет имя человека, поведение которого описывалось. Если „понимающий" делает ошибку, то он может получить дополнительную информацию, обратившись с вопросом к любому участнику своей подгруппы, который, давая ответы, также дает характеристики, прямо противоположные проявлениям человека в группе. Получив дополнительную информацию, „понимающий" делает еще две попытки. Если они будут неудачными, подгруппа сообщает ему правильный ответ и меняет „понимающего" и организатора».

Обсуждение проводится аналогично обсуждению на первом этапе упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 19.

Группа делится на пары.

Если количество участников нечетное, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть — нет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизоды, каждый решает сам. Те, кто сначала будет слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

УПРАЖНЕНИЕ 20.

Упражнение выполняется в парах. Если в группе нечетное количество участников, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте друг против друга так, чтобы, вам было хорошо видно лицо и руки партнера. Каждому из вас придется прогнозировать действия другого. Оба партнера сейчас поднимут перед собой руки, кисти которых сжаты в кулаки на уровне груди (тренер показывает как). Один из участников начинает считать до трех — он инициатор первых 10 попыток. На счет „три" каждый из участников выбрасывает один или два пальца. Задача инициатора — добиться рассогласования, то есть его партнер должен показать отличное от него количество пальцев. Задача второго участника— добиться согласования. После 10 попыток надо будет поменяться ролями".

Наши рекомендации