ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ (отдельный протокол)
Методика 1 «Да» и «Нет» не говорите»
Цель: изучение умения детей 6 — 7 лет удерживать в памяти условие игры и принятое намерение отвечать определенным образом, умения контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание отвечать словами «да» или «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все эти умения предполагают определенный уровень развития произвольности речевого общения.
Материал: бланк методики с перечнем вопросов. Л. Красильниковой под руководством Д.Б. Эльконина разработаны два варианта набора вопросов, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет». В каждом из них 10 вопросов провоцируют ребенка на ответ «да», 10— на ответ «нет», 5 вопросов— нейтральные.
Первый вариант
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)?
5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)?
6. Ты любишь мороженое?
7. Какого цвета бывает мороженое?
8. Ты ел черное мороженое?
9. Ты умеешь ходить на руках?
10. Ты умеешь летать?
11. Твой папа играет в куклы?
12. Ночью солнышко светит?
13. Волк боится зайца?
14. Ты любишь ходить к врачу?
15. Какого цвета халат у врача?
16. Доктор стрижет детей?
17. Тебя зовут... (называется неверное имя)?
18. Корова умеет летать?
19. Ты сейчас спишь?
20. Ты ходишь в школу?
21. На тебе надеты (платье, штаны)?
22. Зимой трава бывает?
23. Трава белая?
24. Какого цвета снег?
25. Снег горячий?
Второй вариант
1. Как твоя фамилия?
2. Ты взрослый или маленький?
3. Ты ходишь на работу?
4. Ты живешь на небе?
5. Ты любишь конфеты?
6. Конфеты можно есть с супом?
7. Какие конфеты на вкус?
8. Ты ел горькие конфеты?
9. Ты умеешь ходить по потолку?
10. А прыгать до неба умеешь?
11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?
12. Летом снег бывает?
13. Кошка боится мышки?
14. Ты любишь ходить в парикмахерскую?
15. Какого цвета халат у парикмахера?
16. Парикмахер лечит детей?
17. Твоя фамилия... (называется неверная фамилия)?
18. Птицы умеют рычать?
19. Ты сейчас гуляешь?
20. Ты ходишь в первый класс?
21. Ты сейчас в шубе?
22. Ты любишь готовить уроки?
23. Лошади кричат «му»?
24. Какого цвета бывают лошади?
25. У лошадей есть рога?
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Но договоримся так; ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, я тебя спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить; «Да». Ты должен ответить так; «У меня есть игрушка», т. е. без слова «да». Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?» Ты не говоришь; «Нет», а отвечаешь; «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Все понял? Договорились?»
Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Ход работы: обследование проводится с ребенком индивидуально. Во время проведения методики не следует давать ребенку обратную связь об успешности его ответов. Все ответы ребенка (по возможности полностью) протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним, в частности длительность пауз перед ответами, недомолвки и пр.
Некоторые дети пытаются облегчить себе задачу различными способами, например, выбирают какое-то одно слово и, совершенно не беспокоясь о содержательной бессмыслице ответов, используют его в дальнейшем при ответе на вопросы. Другие решают задачу, подменяя слова «да» и «нет» утвердительным кивком или отрицательным мотанием головы, тем самым соблюдают правила игры и не утруждают себя поиском адекватного содержательного ответа. Прежде чем дать содержательный ответ, многие дети долго молчат, объясняя это после эксперимента поиском нужных слов.
Обработка результатов: правильными являются те ответы, которые соответствуют введенному правилу не говорить «да» и «нет». Подсчитываются баллы, начисляемые за ошибки (использование при ответе на вопросы слов «да» или «нет»). Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Слова «ага», «неа» и т. п. не рассматриваются в качестве ошибки. Не считается также ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат оценивается в 0 баллов.
Специальное внимание следует обратить на ответы, которые не являются ни правильными, ни неправильными. Это тот случай, когда дети или молчат (не дают никакого ответа в течение 10 — 30 секунд), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается. К этой промежуточной группе можно отнести и исправляемый ребенком с неверного на верный (или на какой-то другой) ответ прямо в ходе самого ответа.
Таким образом, все ответы ребенка можно условно отнести к четырем классам: правильные, неправильные, молчание, исправление.
Интерпретация: показателем уровня произвольности речевого общения является количество набранных ребенком баллов (или количество ответов, соответствующих правилам игры). О баллов говорит о наиболее высоком уровне произвольности, т. е. умении ребенка строить свои ответы в соответствии с введенным речевым правилом. Значительное количество баллов (количество ответов трех групп: неправильных, молчаний, исправлений) свидетельствует о низком уровне развития произвольности.