Глава 1 Что такое проектирование? Рис. 1.1. Термин "операторы систем" употребляется здесь в широком смысле, см
Рис. 1.1. Термин "операторы систем" употребляется здесь в широком смысле, см. с. 72.
ления материалов и комплектующих изделий на завод-изготовитель и заканчивается эволюционными изменениями в обществе под воздействием системы, в которую входит новое изделие. Каждое из этих событий представляет собой особый этап в существовании изделия и зависит от предшествующего события. Ни заказчики, ни проектировщики не могут непосред-стственно влиять на всю последующую историю изделия, оно выходит из-под их контроля еще до поступления в производство. Заказчик дает проектировщику ориентировочные указания о том, какого будущего состояния внешнего мира он хотел бы добиться^* Для владельца автомобилестроительной фирмы это может быть определенная доля участия в рынках сбыта, например заранее установленная сумма продаж (блок в середине верхнего ряда на рис. 1.1.) Если заказчику необходимо новое здание, в его заказе будут указаны расположение и размеры помещений, необходимых для размещаемой системы, т.е. будут определены системные требования (блок справа вверху на рис.1.1). Если требуется создать пассажирский самолет, в исходное задание могут входить некоторые предварительные указания относительно всех этапов; например, заказчик может предъявить свои осо-
бые требования, касающиеся: выбора материалов, использования стандартных узлов, распределения и складирования запасных частей, количества выпускаемых самолетов, их летно-технических характеристик, их соответствия требованиям существующих авиакомпаний и совместимости с аэродромным оборудованием и, наконец, влияния, которое новый самолет окажет на общество, скажем, ввиду удлинения взлетно-посадочных полос, производимого самолетом шума и т.д. Кроме того, он может заранее потребовать, чтобы в процессе проектирования были накоплены знания и опыт, которые потребуются для разработки следующей модели самолета того же семейства.
Нижняя половина рис. 1.1 показывает, что в соответствии с полученными заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. От него требуется тем или иным способом предсказать свойства объекта и реакцию на них на каждом этапе его существования. Для этого он на каких-то моделях проводит экстраполяцию от известных характеристик аналогичных конструкций в прошлом к поведению объекта в будущем, в новой среде. При этом в отношении каждого этапа существования объекта у проектировщика возникают вопросы, указанные в табл. 1.1.
Задачи проектировщика
Из сказанного можно сделать вывод, что не все заказчики материально заинтересованы в успешном функционировании изделия на каждом этапе его существования^) В настоящее время (бу: дем надеяться, что в будущем положение изменится) заказчик чаще всего ничего не выигрывает и не проигрывает от того, что у изделия выявится какое-нибудь дополнительное достоинство или недостаток, скажем, уже после момента его продажи. Проектировщик же в этих условиях может отчетливо сознавать, что какие-то варианты исполнения проектируемого объекта будут обладать теми или иными достоинствами или недостатками для потребителя, хотя для заказчика они и безразличны. При этом у проектировщика появляется искушение предлагать своему заказчику лишь такие решения, которые благоприятны для потребителя. Поступая таким образом, проектировщик выходит за рамки своей компетенции и принимает решение от имени всего общества. Столкнувшись с этой дилеммой (а это случается нередко), нельзя поддаваться соблазну протащить свои принципы тайком: лучше постараться побудить своего заказчика самостоятельно принять правильное решение. В случае неудачи проектировщик, выполняя волю заказчика, вправе, однако, довести до сведе-
ния тех, кто попадет в сферу влияния проектируемого объекта, свои прогнозы, которые он как профессионал в состоянии сделать и на которые заказчик решил не реагировать. Проектировщику с "практическим" складом ума, может быть, вообще не придет в голову предпринимать что-либо выходящее за рамки интересов его заказчика — он просто предоставит событиям идти своим чередом при всех недостатках принятого проекта.
Эта моральная дилемма в наши дни возникает очень часто, так как побочные эффекты от принимаемых проектировщиком решений растут быстрее, чем изменяются взгляды заказчиков. Типичным примером могут служить разработка сверхзвукового самолета, шум которого воздействует на большие массы населения, или генеральный план крупного города, резко изменяющий условия жизни миллионов людей. Окончательное решение этой дилеммы заключается не в том, чтобы проектировщики стали провидцами, а в том чтобы придать процессу проектирования общественный характер, чтобы каждый, кого затрагивают результаты проектирования, мог заранее продумать, что можно сделать, и мог бы повлиять на выбор вариантов. Для этого социально-значимые результаты проектирования должны стать пред-