Интервью как метод сбора информации в журналистике
I. Теория и практика журналистики
Функции журналистики.
Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Журналистика как социальный институт.
Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ (перспективы их создания в России). Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Проблема свободы журналистской деятельности.
Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
4. Журналистика, реклама, связи с общественностью: общее и различное.
Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в массовых коммуникациях современной России.
Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.
Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией.
Принципы редакционной деятельности. Принцип разделения труда, принцип кооперирования труда и объединения результатов, принцип единоначалия. Функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда. Творческая, техническая и коммерческая части редакции. Пирамидальная и плоская структура, их преимущества и недостатки. Правовые, экономические, административные (организационные) методы управления редакцией. Организационные методы управления редакцией: моделирование, планирование, координирование, нормирование труда и учет его результатов, стимулирование работников, контроль и проверка исполнения.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.
Интервью как метод сбора информации в журналистике.
Интервью как метод сбора информации в журналистике. Виды интервью: информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет, креативное (по М. Лукиной). Подготовка к интервью: определение цели и характера необходимых сведений; изучение предмета интервью и собеседника; обдумывание хода интервью и вопросов; выбор места и времени. Проведение интервью: встреча с собеседником, приветствие, преамбула интервью, «разминка», стратегия и тактика. Завершение интервью. Барьеры общения и умение их ослабить.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.
Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.
Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать…» Метод интервью в журналистике. – М., 1976.