Усиленный акцент на отдельных социальных нормах

Преувеличенное значение, которое придают отдельным социальным нормам, таким как порядок, чистоплот­ность, точность, бережливость, справедливость, вежли­вость и др., т.е. вторичным способностям, существенным в сфере преуспевания деятельности человека, ярко пока­зывает следующий случай из практики.

Случай из практики: «Рабочий день заведующего отделом»

Один руководящий работник 38 лет пришел ко мне на психотера­певтический прием. У него были серьезные психосоматические на­рушения, внутренняя тревога, приступы потливости, головокруже­ния, состояние страха и депрессивные настроения. На первую бесе­ду он привел жену. Поздоровавшись, я сказал: «Как хорошо, что Вы пришли вместе с женой». Она сразу же сказала: «Я поражена, что Вы это говорите. Мой муж уже пробовал лечиться у психотера­певта. На первой беседе я тогда тоже присутствовала. Врач меня совершенно игнорировал и не вовлекал в беседу. В конце приема он сказал мужу: «Вы привели свою мать? В следующий раз при­ходите лучше один!» Меня это задело, и я стала очень неуверен­ной. Но ведь я хочу помочь мужу и быть рядом с ним! Тогда я еще раз обратилась к этому врачу, но уже одна. Я рассказала о своей ситуации и о своих чувствах беспомощности, когда у мужа бывают приступы страха. Он ответил, что если это моя проблема, то он может помочь мне лечением, но он не может одновременно лечить обоих». Уже на первом приеме стало ясно, что проблематичными были такие актуальные способности, как время, поря­док, надежность. Я попросил описать пациента описать свой обычный рабочий день, а жена получила задание наблюдать поведение мужа дома. Оба принесли на сле­дующий прием свои записи.

«Начало работы: 7.45. Привожу в порядок письменный стол. Про­сматриваю свой деловой календарь и папку предстоящих встреч. Торговый бюллетень и биржевая газета лежат на столе. По компью­теру я просматриваю денежные курсы.

7.55. Первый звонок. Один клиент жалуется на то, что не мог мне дозвониться, так как якобы мой телефон был все время занят. Он со­общает торговый ордер для Мадрида, окончание приема: 8.30. Чтобы исполнить это поручение, мне нужен индекс ценных бумаг, который я могу узнать в центральном управлении. Там рабочий день с 8.15. Я беру первую газету.

8.02. Следующий звонок. Клиент интересуется, выполнены ли его вчерашние поручения. Я спрашиваю сотрудницу, почему до сих пор не представлены расчеты. Она говорит, что пока еще не было почты из Франкфурта. Я обещаю клиенту позвонить сразу же, как только будут получены расчеты. Я читаю дальше. Приходит шеф. «Доброе утро. Пока я ехал сюда, мне пришло в голову... составьте-ка Вы мне это!»

Хочу читать дальше, но опять звонок. Я записываю различные поручения, которые мне предстоит выполнить. Но сначала нужно прочитать газеты, чтобы быть в курсе дела и событий. Опять звонок, я откладываю газету. Клиент спрашивает, прочитал ли я статью о МАМ. К сожалению, я должен сказать нет, у меня еще не было для этого времени.

8.18. Время позвонить насчет испанских дел. У меня уже есть код, но выполнить поручение мешает звонок. Вот уж пила для нер­вов, звонит каждое утро.

8.25. Где сотрудница, которая должна передать поручение в банк? Вот она поднимается по лестнице. Она это делает в 8.28, я проверяю в 8.29. Прием поручений заканчивается, как уже сказано, в 8.30. Первый клиент приходит в 8.35. Я с досадой откладываю газету. Я направляю его к коллеге, так как мне нужно идти на утреннее со­вещание руководителей отделов. Между прочим мы говорили о сле­дующем запланированном мероприятии для клиентов. Шеф ждет предложений до завтра. В 9.10. я возвращаюсь в свой кабинет. Там уже ждет клиент, который хотел бы посоветоваться только со мной. Во время беседы звонит заведующий отделом кадров, ему нужны данные за позавчерашний день. В 9.22 закончена беседа с клиен­том.

Хотелось бы быстро позавтракать, но в 9.40 должно быть еще три звонка. Иду в кухню, ем стоя хлеб; чай еще слишком горячий.

Не успел я кончить завтрак, как приходит сотрудница сказать, что меня с нетерпением ждет клиент. На моем письменном столе на­копилось много корреспонденции. Только в 10.05 уходит клиент. Я сразу же хватаю телефонную трубку. Ровно в 10.00 один высопоставленный клиент ждет от меня сведений о предбиржевом курсе. Затем я должен проверить и подписать расчеты. Пока я это делаю, меня че­тыре раза отрывают от работы.

В 10.30 я звоню клиенту, который утром спрашивал о расчетах. С одним из них он не согласен, он полагает, что курс не тот. По вто­рому телефону я звоню биржевому маклеру. Он уверяет, что курс правильный. Я объясняю это клиенту. Затем я диктую два письма ученику-клерку. Я должен быть терпеливым: он довольно медлитель­ный. Это занятие прерывается несколько раз: тут подписать, там дать справку. В течение всех этих действий я автоматически через каждые 10 мин смотрю на экран одного из моих мониторов, где пере­даются новости экономики и политики.

Одну часть писем я распределяю между сотрудниками, но боль­шую часть прошу принести мне после проделанной работы на провер­ку, чтобы убедиться, прежде чем уйти домой, что все в порядке. Те­перь начинают поступать различные поручения, которые срочно надо направлять дальше.

В зависимости от рода поручения время приема на биржах от 11 до 13.00.

В 11.00 звонит моя жена. У меня, к сожалению, совершенно нет для нее времени. Приходит следующий клиент. У меня уже нет для него времени - в 11.30 надо идти на биржу.

Я пытаюсь насколько возможно сократить беседу. Вижу, как мне на стол кладут несколько поручений для проверки. Но проверять я не могу, так как должен беседовать с клиентом. Сижу как на горячих угольях. Я знаю случай с одним коллегой из Штуттгарта, когда не­правильно направленное поручение стоило банку 45 000 марок!

Наконец-то после нескольких телефонных звонков наступило 13.00. Я иду с моим коллегой обедать. Здесь, к счастью, редко ведут разговоры о работе. После обеда я звоню еще нескольким клиентам и делаю им предложения по инвестициям. Кроме того, я продумываю предложения для предстоящего собрания клиентов. Шеф обязатель­но спросит завтра утром об этом.

Поручение заведующего отделом кадров я не успел выполнить. Надо будет как-нибудь ухитриться втиснуть это в завтрашний рабо­чий день. На сегодня до 16.30 у меня было 78 деловых телефонных переговоров и 13 личных. Дома я обычно быстро прихожу в себя, но в течение пяти минут обдумываю, какие из ряда вон выходящие дела мне предстоит выполнить завтра».

Обучение и ориентация в окружающем мире предполага­ют наличие способности к обобщению. Без него отдель­ные восприятия и впечатления распадутся на бесчислен­ные ни с чем не связанные события, факты. Однако именно эта способность к обобщению может стать источ­ником типичных недоразумений, ошибочных представле­ний. Умозаключение и перенос одной ситуации на дру­гую может привести к ошибочным оценкам. Жена заве­дующего отделом описывает перенос на семейную жизнь отдельных актуальных способностей мужа (таких как порядок, точность, вежливость и время), которые очень важны для него на работе.

Наши рекомендации