Общее и особенное в социальных нормах

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и

их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения

субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих,

заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При

отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности

индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель -упорядочение общественных отношений, внесение в них

организующих начал.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере

сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются,

изменяются, дополняются, поскольку правотворчество -прерогатива государства, а нормы морали

- всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм

морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах,

указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных,

литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или

угрозой его применения, а нормы морали -общественным мнением, которое при этом может быть

более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот,

объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки

зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а

нормы морали - нравственными критериями: плохо -хорошо, честно -бесчестно, справедливо несправедливо

и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую

ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго

регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа,

дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении

норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного

воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного

воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает

всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения

требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не

может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь

наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности,

управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются

правом, здесь -поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется

правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:

правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои

общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу;

реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на

избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав

учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей

оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т.д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве

хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;

в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость",

"недобросовестное отношение к служебным обязанностям" и др.

Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более

консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни

изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери

оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но

мораль осуждает.

Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном

кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за

недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51

Конституции РФ закреплено: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего

супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно,

чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц

и отдельных граждан.

5. Особенности права как нормативного регулятора

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны

всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими

социальными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и

обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их

нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее

строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку

каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое

положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.

4. Качество системности, иначе говоря, право -сложное институциональное образование,

состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей -извечные

идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит

благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии

складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе

справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и

защита со стороны государства.

Свобода человека -неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное

существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен

обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под

внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно

руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой -отсутствие внешних

препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и

самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей.

Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру

свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты

права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных

возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны

фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее

важные, фундаментальные институты жизни общества -власть, государство, порядок в обществе,

собственность и т.д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если

право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по

внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления -законодательство в широком

смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных

правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято

называть формальной определенностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и

возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного

воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей

реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников

правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок

рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

Глава 12

Наши рекомендации