В. Почему мне так легко в ситуации А и почему я стараетесь избегать ситуацию Б
_____________
_____________
_____________
Упражнение 2 «Ваше поведение в ситуации»
Бланк ответов
Варианты ответа: | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 | Ситуация 4 |
A | ||||
Б | ||||
В |
Тип поведения _____________
Памятка
Правило ОВУП
О - опешите поведение другого человека, представляющее для вас проблему.
В – выразите свои чувства и мысли по поводу его поведения. Используйте местоимения я, мне, меня.
У – уточните со всей ясностью, какие перемены в его поведении вас бы устроили (о своих желаниях).
П – последствия: обдумайте последствия для вас обоих в случае разрешения или не разрешения вашей проблемы.
Как не оттолкнуть человека, говоря «нет»
Шаги:
1.Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то неясно («Что вы имеете в виду?»)
3. Оставаться спокойным и сказать «нет»
4. Объяснить, почему вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений
Приложение 2. «Разбор ситуаций»
Упражнение «Кейс»
Задание: рассмотреть предложенные ситуации, определить к каким видам поведения относятся предложенные варианты. Когда группа примет решение относительно каждого варианта решения, нужно расположить карточки в пространстве треугольника УАП и обосновать свое решение.
Ситуация 1.
Друг взял у тебя книгу на три дня. Она тебе нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Ты звонишь другу и говоришь:
1). «Слушай, ты! Если ты сейчас же не принесешь мне книгу, то больше от меня ничего не получишь!» (А)
2). «Ты не мог бы принести мне книгу на один день? Если ты ее не дочитал, то я ее тебе верну. Принеси, пожалуйста!» (П)
3). «Почему ты не принес книгу? Она мне очень нужна. Принеси ее сегодня». (У)
4). «Пусть этого больше не будет!» (П)
5). «Немедленно верни мне книгу! Ты должен был вернуть ее вчера! Если ты сейчас же ее не принесешь, я не знаю, что я с тобой сделаю». (А)
6). «Извини, но мне очень нужна книга, потому, что надо писать сочинение». (П)
7). «На тебя нельзя положиться!» (А)
8). «Мне очень обидно, что ты не выполнил свое обещание и не принес книгу вовремя». (У)
9). «Я бы очень хотел, чтобы ты сегодня принес книгу. Мне она нужна». (У)
10). «Когда мой друг подводит меня, не выполняя свои обещания, я обижаюсь, злюсь и перестаю ему доверять». (У)
11). «Мне очень обидно, что ты не выполняешь свои обещания, потому, что я выполняю свои по отношению к тебе, и мне бы хотелось, чтобы ты сдерживал свои обещания». (У)
12). «Это последний раз, когда я тебе что-нибудь даю!» (А)
Ситуация 2.
Твой друг обещал, что придет к тебе в 14.00, и вы пойдете на каток, но уже 17.00, а друга все нет. И вот он пришел, ты говоришь:
1). «Привет, как твои дела? » (П)
2). «Вечно ты опаздываешь! Мог бы позвонить, если задерживаешься! Ты мне испортил настроение на весь вечер!» (А)
3). «Что такое! Посмотри на часы! Твоей наглости нет предела! Ты испортил мне весь вечер. С этого момента я с тобой больше не разговариваю!» (А)
4). «Где тебя носило столько часов! На тебя ни в чем нельзя положиться!» (А)
5). «Ну, ладно-ладно, ничего-ничего. Пойдем скорее, уже и так поздно...» (П)
6). «Я бы тебе не советовал так со мной обращаться!» (А)
7). «Вчера мы договорились встретиться в 14. 00. сейчас уже 17. 00. Когда я понял, что ты опаздываешь, я сначала разозлился, потом начал волноваться и думал, что случилось несчастье. Мне бы очень хотелось, чтобы подобная ситуация больше не повторялась4 (У)
8). «Мне очень жаль, что мы не попали на каток. Я расстроен и обижен. Я бы хотел, чтобы в следующий раз ты меня предупредил». (У)
9). «Как я рад тебя видеть! Я уже и не надеялся!» (П)
10). «Мне очень не нравится, когда близкий друг меня подводит. Мне бы очень хотелось, чтобы ты считался с моими интересами». (У)
11). «Когда мой друг опаздывает и не считает нужным предупредить меня, я чувствую обиду и злость. И у меня пропадает желание ходить вместе на каток». (У)
12). Когда я вижу, что мой друг не выполняет свои обещания, я просто не знаю, что сказать, потому что я в полной растерянности». (У)
ЗАНЯТИЕ 10.
МЫ И КОНФЛИКТЫ
Цели:ознакомление с понятием «конфликт», анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации, развитие навыков анализа конфликтных ситуаций.
Беседа: Психолог обсуждает с ребятами актуальность темы, обращает внимание на название: слово «мы» стоит отдельно от слова «конфликты», и это позволяет нам посмотреть и на себя, и на конфликт со стороны.
Вопросы для учащихся:
1.Как часто происходят конфликты в нашей жизни?
2.Между кем происходят конфликты?
3. Могут ли происходить конфликты па международном уровне?
4.Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?
5.Что думает человек в конфликтной ситуации?
6. Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?
Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни - в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например к очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят)
Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.
Я хочу прочитать вам басню И. Л. Крылова, со знакомыми всем персонажами - Лебедем, Раком и Щукой, а вы внимательно слушайте.
«Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
**********
Однажды лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (Ответы ребят.)
Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями, в данной басне - между Раком, Лебедем и Щукой. Как, по-вашему, молено было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (Ответы ребят.)
Психолог предлагает пройти тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». После тестирования психолог предлагает ключ, благодаря которому учащиеся могут обработать результаты теста и узнать, как действует в ситуации конфликта каждый ИЗ них: как «черепаха» (стратегия избегания), «медвежонок» (стратегия уступок), «акула» (стратегия подавления), «лиса» (стратегия компромисса) или «сова» (стратегия сотрудничества). Одна из стратегий набирает большее количество баллов и оказывается ведущей.
Как вы уже знаете, психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:
• Конкуренция- человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
• Избегание- стиль, при котором человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
• Приспособление- человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.
• Сотрудничество - человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
• Компромисс- партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из них. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта подошел бы героям басни «Лебедь, Рак и Щука»? (Ответы ребят.).
Дети поэтапно заполняют таблицу (кроме последнего столбца), образец которой находится на доске:
Конфликт - эта...
Мои понятия | Мои мысли | Мои чувства | Мои действия |
Ссора | Меня хотят обидеть | Страх | Я убегаю |
воина | меня хотят унизить | обида | я уступаю |
спор | меня хотят оскорбить | раздражение | я подавляю |
борьба, состязание | меня подавляют | напряжение, тревога | я иду на компромисс |
схватка | надо мной хотят посмеяться | злость | я ищу сотрудничества |
Чтобы ваши способности развивались, я сегодня подготовила для вас ситуацию необычную, сказочную...
Учащимся предлагается прослушать сказку.
Жили-были в тридевятом царстве король и королева. Прожили они вместе десять лет, детей у них не было. Однажды королева гуляла в одиночестве у стен замка и увидела пастуха. Королева безумно влюбилась, сердце ее было разбито.
Этой же ночью королева собрала свои драгоценности и решила уйти к пастуху. Дорогу ей преградил стражник: «Приказ короля! Никого не выпускать ночью из замка!». Королева предложила стражнику драгоценности, он взял их и пропустил ее.
Она бежала всю ночь. На рассвете уставшая королева постучала в дверь пастуха: «Я полюбила тебя с первого взгляда, я пришла сюда, чтобы остаться с тобой навеки!» Пастух ответил: «Ты - королева, жена короля, а я - всего лишь королевский пастух. Возвращайся в замок!»
Королева вернулась в замок, рассказала обо всем королю. Тот выслушал, вытер ее слезы и повел обедать.
При анализе сказочного сюжета учащимся необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Между какими героями сказки складываются конфликтные отношения?
2.Что является объектом конфликта в каждой ситуации?
3.Какими стратегиями пользуются герои сказки?