Поведенческий портрет по результатам неформализованного наблюдения
Задание 1
Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать по невербальному общению людей, изображенных на них.
Задание 2
Поведенческий портрет по результатам неформализованного наблюдения
Цель: пронаблюдать за субъектом по выбору (например, героем кинофильма) и составить поведенческий портрет (с опорой на линии анализа, представленные ниже).
Поведенческий портрет героя (линии анализа результатов):
- Особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях?
- Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.
- Мимические особенности: выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.
- Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.
- Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).
- Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
- Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.
- Поведение в основной деятельности.
- Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
И.В. Соломин предлагает схему диагностики направленности типов поведения по К. Хорни: «против людей», «к людям», «от людей». Если большинство выделенных признаков соответствует какому-либо одному из типов направленности поведения, можно сделать предположение о том, что человек характеризуется соответствующим типом направленности поведения.