Самостоятельная работа по теме. Методика «Закономерности числового ряда»
Методика «Закономерности числового ряда»
Предъявляются 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут.
Стимульный материал.
1. | 24 21 19 18 15 13 — — 7 |
2. | 1 4 9 16 — — 49 64 81 100 |
3. | 16 17 15 18 14 19 — — |
4. | 1 3 6 8 16 18 — — 76 78 |
5. | 7 16 9 5 21 16 9 — 4 |
6. | 2 4 8 10 20 22 — — 92 94 |
7. | 24 22 19 15 — — |
Ключ.
1. 2. 3. | 12 9 25 36 13 20 | 4. 5. 6. | 36 38 44 46 | 7. | 10 4 |
Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Необходимо в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор.
Содержание методики.
1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0(4 сек).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1(3 сек).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А(4 сек).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 сек).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).
20. (квадрат 26) Под буквойА поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дубначинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождьзачеркните гласные (4 сек).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 сек).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек).
35. (квадрат 42) Заключите букву Мв квадрат, Кв круг, О в треугольник (4 сек).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 сек).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3 и подчеркните остальные (5 сек).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 сек).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек).
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0 - 4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению. 5 - 9 ошибки — средняя лабильность. 10 - 14 ошибки — низкая лабильность, трудности в переобучении. 15 и более ошибок — мало успешен к любой деятельности.
Вопросы по теме занятия.
1. Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.
2. Почему наиболее существенными особенностями мышления считаются его продуктивный характер и тесная связь с речью?
3. Физиологические основы мышления. Понятие о первой и второй сигнальных системах.
4. Что обозначают понятиями левополушарного и правополушарного мышления?
5. Почему дедукция, как метод мышления, занимает приоритетное положение по сравнению с индукцией или аналогией?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира:
1) мышления.
2) мысль.
3) интуиция.
4) интеллект.
2. Одной из мыслительных операций является:
1) понятие.
2) образное мышление.
3) синтез.
4) мышление.
3. Процесс мышления:
1) наглядно-действенное мышление.
2) умозаключение.
3) сравнение.
4) обобщение.
4. Мышление – это:
1) деятельность коры, осуществляемая во взаимодействии двух сигнальных систем.
2) условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью.
3) процесс «расчленения» предмета или явления на части.
4) высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.
5. Высказывание, содержащее определенную мысль, утверждение или отрицание чего-либо:
1) умозаключение.
2) суждение.
3) мышление.
4) нет правильного ответа.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Рассказывая о строении сердца, студент мысленно представляет себе модель сердца, которую незадолго до этого видел.
Какой вид мышления при этом функционировал?
2. Шофер разработал карбюратор. Потом долго не мог собрать его, хотя и пользовался схематическим изображением и описанием. Тогда он стал манипулировать деталями, объединял их по-разному. Наконец собрал карбюратор.
12. Перечень и стандарты практических умений. Обучающийся должен знать теоретические позиции учений о психическом процессе мышления. уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач. владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания психического процесса мышления.