Важность социального взаимодействия
Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в белорусском городке Орша тогдашней Российской империи. В 1917 году он окончил юридический факультет Московского университета, а в 1924‑м интерес к психологии привел его в Московский государственный институт экспериментальной психологии.
Лев Выготский известен своими трудами в области педагогической психологии и дефектологии. Его вклад в науку о развитии высших психических функций неоценим. Ученый считал, что социальное взаимодействие играет в когнитивном развитии личности ключевую роль, что человек постигает смысл вещей через призму культуры. Выготский был современником Фрейда, Скиннера, Пиаже и Павлова, но поскольку его научная деятельность подвергалась резкой критике правящей тогда в России коммунистической партии, большинство трудов этого ученого дошло до западного мира только в 1962 году, с началом периода «оттепели».
Выготский заболел туберкулезом и скончался 11 июня 1934 года. Ему было всего тридцать девять лет. За десять лет, которые ученый занимался психологией, он опубликовал шесть книг. Наиболее известные труды Выготского посвящены теории развития высших психических функций, включающей такое важное и принципиально новое понятие, как зона ближайшего развития, а также исследованиям в области мышления и речи.
Социокультурная теория развития высших психических функций
Поскольку на Выготского оказали огромное влияние научная деятельность и идеи Жана Пиаже, он тоже считал, что интеллект развивается в ходе социальных контактов. В частности, психолог выдвинул гипотезу, что для того чтобы люди могли взаимодействовать друг с другом, появились конкретные инструменты культуры, такие как речь и письменность. По Выготскому, изначально ребенок осваивает эти инструменты выполнения социальных функций, чтобы сообщать окружающим о своих потребностях, но потом, когда они трансформируются из внешнего во внутреннее, возникает мышление более высокого порядка.
Особую роль Выготский отводил социальному взаимодействию в детском возрасте. Он считал, что дети постоянно и постепенно учатся у своих родителей и учителей, но этот процесс в разных культурах осуществляется по‑разному. Кроме того, по мнению ученого, не только общество влияет на индивида, но и наоборот. В теории развития высших психических функций Выготского можно выделить три главные темы:
1. Социальное взаимодействие играет ключевую роль в развитии высших психических процессов. Тут он расходился во взглядах с Пиаже. Пиаже утверждал, что развитие должно предшествовать научению, Выготский настаивал на том, что это происходит в обратном порядке. Он считал, что развитие ребенка происходит в ходе социальных контактов с другими людьми (интерпсихическая функция), а затем оно закрепляется в его сознании (интрапсихическая функция).
2. По Выготскому, любой человек с более высоким уровнем знаний, чем обучающийся, считается более знающим. Однако этим человеком может быть кто угодно: сверстник, ребенок младшего возраста (а сегодня даже компьютер), но в большинстве случаев в этом качестве выступают учителя, взрослые или наставники.
3. И наконец, Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития», подразумевая под этим разрыв между уровнем существующего развития ребенка (задачу, которую он способен решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он может достигнуть под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками. В этой «зоне» и происходит обучение. Выготский говорил: «Обучение ведет за собой развитие».
Речь
По мнению Выготского, в развитии высших психических функций речь играет очень важную роль. Во‑первых, это главный инструмент, посредством которого взрослые передают знания детям; во‑вторых, посредством речи внешний опыт преобразуется во внутренний. Таким образом, речь представляет собой чрезвычайно мощный метод приспособления интеллекта. Изначально язык формируется при социальном взаимодействии с целью общения. Однако впоследствии она превращается во «внутреннюю речь», то есть в мысли человека. Следовательно, речь формирует мысли.