Формы социального взаимодействия

Наименование формы Ее сущность
Сотрудничество • Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным • Направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудни­чества, дружбы, партнерства • Подкрепление длительного взаимовыгод­ного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.
Соперничество • Стремление опередить, отстранить, подчи­нить или уничтожить соперника, т. е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме • Отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т. д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятст­вием на пути достижения цели • Подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление и т. п.
— Конкуренция — Конфликт — Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (бла­гами) — Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несо­вместимых взглядов, позиций и интересов  

ВОПРОС 12.

Социальный институт — это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечи­вающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями.;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

ВОПРОС 13.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание пред­ставителей политической мысли.

Наши рекомендации