Терапевтический материал, используемый в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками. Методологические особенности анализа детской вербальной (интервью) и невербальной (рисунки) продукции. Игровой и творческий материал. Аспекты регрессии в клинической ситуации
Психотерапевтическая работа с детьми, основывающаяся во многом на игровой деятельности, предполагает опору психотерапевта на разнообразный терапевтический материал (различные виды художественного и устного творчества). Одним из наиболее часто используемых видов терапевтического материала является детский рисунок.
Рисунок детский- продукт манипулятивной деятельности ребенка, являющийся не только продуктом отражения общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, не только фактом самовыражения, показателем состояния психики в данный момент, средством диагностики развития высших психических функций, но и оказывающий растормаживающее действие на ребенка, помогающий избавиться от страхов и невротического чувства вины.
Детский рисунок возникает в раннем возрасте: первые каракули на бумаге, стенах, асфальте становятся предпосылкой развития графического образа, возникающего, с одной стороны, на основе зрительных впечатлений от предмета, а с другой — уже существующего знания о нем. Генезис рисунка имеет стабильный характер: от простого "чирканья" карандашом на бумаге к воспроизведению знаков и схем предмета, затем к иконическому изображению — визуально приближенным к объекту графическим построениям и от них к адекватным графическим образам. Рисунок, оказываясь средством познания действительности и формой усвоения социального опыта, способен передавать различные уровни миропонимания и мироощущения ребенка: от непосредственного отображения видимого и знаемого в этом мире, что позволяет детскому рисунку стать правдивым "документом эпохи", до глубинного смыслового выражения себя, своего отношения к миру и тому, каким его хочет видеть ребенок. Именно в рисунке проступают психологические структуры фантазии, частично или полностью неосознанные. Непосредственность видения мира, яркость впечатлений, эмоциональность роднит детский рисунок с искусством традиционных обществ, а также современных художников-"примитивистов". Общим для них является использование графических (визуальных) архетипов — особых графических символов, находящих свое выражение в представлениях, фантазии, творчестве людей различных эпох и культур. Рисунок является не только продуктом отражения ребенком общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, не только фактом самовыражения, показателем состояния психики в данный момент, но и средством диагностики развития у ребенка высших психических функций, личности, межличностных отношений. Анализ процесса выбора и построения графических образов, использование пространств цвета, символики, характер движения дают важную информацию об особенностях социальной ситуации развития ребенка, его самочувствии, отношениях с близкими и пр.
Эти принципы лежат в основе многих проективных рисуночных тестов ("Моя семья", "Дом—дерево—человек", "Несуществующее животное" и др.). Как психодиагностическое средство при исследовании ребенка рисунок обладает рядом преимуществ: дает высокую информативность при малом количестве времени, удобен в применении и дает возможность неоднократного обращения к материалу, обеспечивает относительную простоту обработки и возможность установления хорошего контакта взрослого с испытуемым. Рисунок также оказывает растормаживающее действие на ребенка, помогает избавиться от страхов и невротического чувства вины, обогащает интеллект; поэтому его с успехом используют в психотерапевтической и учебной (школьной) практике.
Использование продуктов деятельности ребенка более предпочтительно, чем вербальное общение в силу:
1) недостаточной сформированности речевой сферы ребенка;
2) различия логики построения речи ребенка и взрослого, которые могут приводить к неадекватным с точки зрения терапевта результатам.
Одним из оригинальных способов успешного использования вербального материала служит поэзия. Использование поэзии в целях психокоррекцииосновано на ее поэтической лаконичности, содержательной емкости, ритмике и музыке. Один из путей ее применения - библиотерапевтический. Другие пути так или иначе смыкаются с экспрессивными и и креативными формами поэзии, отводящими пациенту активную роль. Такая работа может начинаться с прапоэзии - собственных звуковых и вербальных ритмов и продолжаться в области поэтического творчества, где важно не качество стихотворения и его соответствие стандартам или идеалам поэзии, а степень экспрессивности, рефлексивности, инсайта, катарсиса в процессе творчества. Спектр методических приемов очень широк — от "лепетной" поэзии до осознанного творчества, от поэтической суггестии до сложных психодинамических процессов. Поэтическая терапия может использоваться практически в любом возрасте (иногда уже в 3-4 года), без нозологических и синдромальных ограничений, в любых ситуациях и форматах поэзии, какого бы теоретического подхода она ни придерживалась.
Во время психотерапии возможно такое явление как регрессия поведения — форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Регрессия проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста в гипнозе). В психоаналитических теориях регрессия рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З.Фрейда), в которой переживалось чувство удовольствия. В когнитивных теориях под регрессией понимается обращение к более примитивным схемам познания и действия при взаимодействии с новой, сложной ситуацией, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности. В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности личности к целенаправленной регрессии при решении творческой задачи, позволяющей достигать оригинальные, нестандартные результаты за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей. Таким образом, регрессия может осуществляться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности — мотивационно - потребностной, смысловой, целевой, операциональной.