Самостоятельная работа по теме. Написание ответа-рассуждения на задачу: И.П.Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь
Написание ответа-рассуждения на задачу: И.П.Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание? Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.
Итоговый контроль знаний.
Групповое обсуждение вопросов:
1. Как общие особенности психологической науки влияют на методологию психологии?
2. Каковы особенности использования общенаучных объяснительных принципов в психологии?
3. Чем могут быть определены границы методологического значения психологической практики?
4. В чем сильные и слабые стороны методологии российской психологии?
5. В чем обнаруживается значение методологии для психологической практики?
6. Как должны относиться к себе психологи? Какое общественное мнение должны о себе формировать?
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Тесты:
1. Проблема методологии обсуждается и решается на:
1) одном уровне.
2) трех уровнях.
3) двух уровнях.
4) не решается вообще.
2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:
1) Т.Куну,
2) Л.С.Выготскому,
3) В.И.Слободчикову.
4) С.Л.Рубинштейну.
3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:
1) механики.
2) оптики.
3) термодинамики.
4) эволюционизма.
4. В основе гуманитарной парадигмы не лежат идеи:
1) культурологии.
2) обществознания.
3) антропологии.
4) физики.
5. Понимание как метод характерен:
1) для естественнонаучной парадигмы.
2) для гуманитарной парадигмы.
3) для внепарадигмальной науки.
4) для внегуманитарной науки.
Задачи:
1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.
2. Определите, какие методы исследования обозначены буквами А, В, С.
Признаком, отличающим метод А от других методов, является невмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради создания условий, в которых интересующие исследователя явления и связи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Специфика методов описательной психологии.
2. Специфика методов объяснительной психологии.
3. Закономерности смены парадигм в психологии.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 4
Тема: «Система методов психологии» (в интерактивной форме: Психологический аукцион: «Лучший психологический метод»).
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы:формирование представлений о системе методов исследования в психологии, имеющихся классификациях методов, возможных сферах применения конкретных методов и их ограничениями.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
5. План изучения темы: